Рубрики
Редакция
editorial@incrussia.ruРеклама
adv@incrussia.ruРубрики
О журнале
Соцсети
Напишите нам
Редакция: editorial@incrussia.ru
Реклама: advertising@incrussia.ru
Поделиться • 7 февраля 2025
Когда фаундеру нужен СОО: рассказывает эксперт VK
Когда фаундеру нужен СОО: рассказывает эксперт VK
Текст: Наташа Покровская
Фото: предоставлены экспертом
В работе каждого предпринимателя наступает момент, когда операционка и поддержание бизнеса начинают отнимать слишком много времени, не оставляя ресурсов на создание продукта, разработку новых идей и стратегий. Тогда на помощь приходит операционный директор — человек, который помогает навести порядок и берет бизнес-процессы под свой контроль. «Инк.» поговорил с СОО экосистемных сервисов VK Ириной Совик о том, какие проблемы компании решает такой специалист.
По данным Frost & Sullivan, в среднем эффективная командная работа увеличивает продажи компании на 27%, а разработку продукта — на 30%. А аналитика McKinsey & Company показала, что в 2022 году у 40% ведущих компаний был COO, что на 8% больше, чем в 2018 году.
Правильная автоматизация чаще всего приводит к росту доходов и высвечиванию точек роста для бизнеса (внедрение CRM или системы финансовой отчетности). СОО мониторит бизнес-показатели направления и актуализирует цели. Это помогает сделать рабочие процессы прозрачными, а также увеличить ответственность и вовлеченность ключевых участников команды.
Операционное управление нужно на первом этапе создания любой компании. В него входят: целеполагание, оценка сроков достижения цели, управление ресурсами и продумывание саппорта.
Бывает, что в IT-стартапах операционной работой заняты фаундеры. Если функции COO берет на себя CEO, времени и фокуса на создание продукта и стратегию его развития будет меньше.
Поэтому все чаще опытные фаундеры с ресурсами создают стартапы сразу в связке СЕО+СОО.
СОО также должен высвобождать продуктовые команды и разработчиков от ненужных проблем, создавать условия для создания уникальных новых продуктов.
Владельцам и руководителям компании пора нанимать СОО, когда не хватает времени заниматься сутью реализации идей и стратегией. Когда не можешь создавать, а все время уходит на то чтобы поддерживать.
Оптимизация расходов — обязательная функция СОО. В VK сейчас я завершаю масштабный проект, где мы кратно уменьшили расходы компании за счет улучшения клиентского опыта.
Главный совет фаундерам, выполняющим функции COO: оцифровывайте результаты и автоматизируйте отчетность. Отчетность отрезвляет — помогает починить сломанное и увидеть точки роста. Если что-то идет не так, она помогает понять, что и когда сломалось, а также подсказывает, как это починить. А если все хорошо, то отчетность помогает увидеть точки роста.
Набор функций и зоны ответственности СОО разнятся от компании к компании. Но есть типовые функции.
Главное, в работу COO входит руководство проектным офисом и аккаунтинг партнеров, это те самые change-функции, которые дают компании сверхприбыль.
Опционально COO может заниматься контролем за продуктовой аналитикой, биздевом, отделами пиара, маркетинга и GR.
Название этого проекта «Пилигрим». Суть — снижение затрат на уведомления клиентам вне РФ.
Моей ролью было обеспечивать всю реализацию проекта, в котором участвовали многие бизнес-юниты холдинга. Я выделила core-команду проекта, в которую вошли коллеги из ключевых бизнес-юнитов с максимальным вкладом в результат.
Мы подошли к решению этого вопроса с продуктовой точки зрения.Сделали альтернативные способы уведомлений: пуши, звонки-сбросы, исходящие звонки и, самое главное, повысили долю бесшовных входов в свои сервисы благодаря автологину.
По каждому пункту составили план продуктовых доработок. Были настроены дашборды показателей, за которыми мы следили, и влияния реализуемых фичей на ключевые метрики.
Для коммуникаций внутри команды организовали чаты, еженедельные синхронизации, настроили общие процессы бюджетирования и принятия продуктовых решений. В итоге дисциплина и прозрачность помогли нам успешно закрыть проект и даже перевыполнить цели.