Поделиться • 30 января 2025

Зачем бизнесу проводить корпоративные ИИ-опросы

Зачем бизнесу проводить корпоративные ИИ-опросы

Текст: Андрей Сычев, менеджер по развитию новых рынков, Tiburon Research

Фото: Towfiqu barbhuiya/Unsplash


Tiburon Research провела исследование среди «белых воротничков», чтобы выяснить, как они относятся к корпоративным опросам, и протестировать идею опросов в формате диалога с искусственным интеллектом. Результатами этого анализа с «Инк.» поделился Андрей Сычев, менеджер по развитию новых рынков в компании. Оказалось, что большинство респондентов считает ИИ-опросы эффективным инструментом, который помогает бизнесу не терять связь с сотрудниками.

Эксперты изучали тему корпоративных опросов и возможности применения ИИ для сбора и анализа обратной связи от сотрудников.

Вот главные вопросы, которые волновали HR-менеджеров.

  • Как сотрудники относятся к диалогу с ИИ?
  • Не пугает ли их общение с роботом?
  • Видят ли они преимущества в таком методе по сравнению со стандартными опросами по формам?

В качестве метода исследования выбрали формат диалога с ИИ-модератором Машей, которая живет на платформе InsightChat. Такой подход позволил продемонстрировать респондентам идею диалога с искусственным интеллектом, собрать 115 интервью за один день, «оцифровать» и проанализировать полученную информацию.

Для опроса компания задействовала собственную онлайн-панель. К участию в интервью пригласили достаточно широкую аудиторию наемных работников из частного и государственного сектора. Они занимаются преимущественно умственной деятельностью и проживают в российских городах с населением более 100 тыс. человек. Дополнительным условием отбора было как минимум разовое участие в корпоративных опросах с января до середины декабря 2024 года.

Отношение к корпоративным опросам

Большинство респондентов (71%) положительно относятся к корпоративным опросам. Почти все респонденты (91%) согласились с тем, что опросы являются эффективным инструментом обратной связи и диалога компании с сотрудниками.

Основные причины положительного отношения:

  • опросы помогают выявить сильные и слабые стороны компании, способствуют улучшениям;
  • выстраивают диалог и улучшают коммуникацию сотрудников с руководством компании;
  • дают возможность выразить свою точку зрения;
  • показывают заинтересованность руководства в мнении сотрудников;
  • помогают собрать весь спектр мнений о происходящем в компании.

Вадим,

менеджер отдела товародвижения в телекоммуникационной компании

«Обратная связь позволяет понять слабые и сильные моменты в организации, подсвечивает курс дальнейшего развития».

Дмитрий,

менеджер в ресторанном бизнесе

«Отлично связывает коллектив и начальство, налаживаются личные отношения, отношения границ между начальством и подчиненными и взаимопонимание всех ситуаций и банальных человеческих факторов».

Нейтральное отношение к опросам высказали 18% респондентов, а негативное — всего 8%.

Основные причины негативного отношения:

  • опросы не приводят к изменениям, улучшениям условий труда и рабочих процессов;
  • нет обратной связи по результатам опросов, проводящихся для галочки и отвлекающих от работы, небезопасны для сотрудников.

Сергей,

менеджер, работник сферы пассажирских перевозок.

«Изменения, может быть, и есть, но я их не вижу».

Наталья,

оператор 1-го класса, работник сферы государственных услуг

«Никогда не было обратной связи от руководства, нигде не учитывались прохождение опросов и результаты».

Елена,

бухгалтер, работник сферы недвижимости

«Отделу кадров по указанию руководства необходимо провести эту работу. А сотрудники вынуждены тратить свое время на эти опросы и писать то, о чем они вовсе не думают, чтобы не портить отношения в коллективе».

Зачем участвовать

В основном люди проходят опросы, потому что действительно ждут изменений в лучшую сторону. Про это сказали примерно треть респондентов. Сотрудники хотят улучшить условия труда, производственные процессы, взаимодействие в коллективе, а также укрепить свои позиции в компании.

Не намного реже упоминалась возможность высказать собственное мнение, дать обратную связь, достучаться до руководства. Примерно каждый пятый ожидает получить материальные или нематериальные поощрения за участие в опросах.

Вита,

менеджер по продвижению в сфере розничной торговли одеждой

«Бывают моменты, когда невозможно достучаться до руководства для быстрого исправления косяков или внедрения полезных функций. В таком случае опросы помогают, руководство, наконец, принимает необходимые меры».

Кто-то от участия в опросах отказывается. Говоря о причинах, респонденты чаще всего упоминали лень, нехватку времени, недостаток мотивации. Однако за счет дополнительного обсуждения с ИИ-ассистентом рейтинг основных «демотиваторов» стал выглядеть так:

  • боязнь откровенно высказать свое мнение из-за страха последствий;
  • неверие в анонимность опросов;
  • недостаток веры в реальные изменения и улучшения после проведения опросов.

Новый формат

Респондентам предложили оценить идею корпоративных опросов в формате диалога с ИИ по шкале от одного до пяти, где где один — совсем не нравится, пять — очень нравится. Описание идеи было следующим: «Представьте, что в вашей компании начали использовать опросы сотрудников в формате диалога с искусственным интеллектом — такие как этот. Вы сможете делиться своим мнением по различным рабочим вопросам и предлагать идеи. Проходить интервью можно анонимно или открыто, на ваш выбор. Продолжительность интервью от трех до 15 минут в зависимости от темы, участие добровольное».

87% опрошенных оценили идею положительно, то есть поставили оценку 5 (63%) или 4 (24%). Кроме того, 81% считают, что у диалога с ИИ есть преимущества перед обычными опросами с использованием анкет.

А вот что понравилось респондентам в идее больше всего:

  • новый интересный формат (33%). Респонденты сочли идею свежей и увлекательной. «Вау-эффект», который потенциально может повысить уровень участия в опросах;
  • возможность высказать свои мысли, отношение и идеи более полно и открыто (13%). Это делает опросы с ИИ в формате диалога удобным способом предоставления обратной связи;
  • живой диалог (9%). Диалог с ИИ не выглядит искусственным.

Екатерина,

специалист отдела поддержки клиентов

«Руководству важно получать обратную связь, а сотрудникам нужно высказывать свое мнение. Если компания работает в удаленном формате, то, вероятно, это самый удобный способ. Такой формат проще, чем прийти к занятому начальнику на встречу и начать излагать свои идеи. Может, у него времени не будет или голова занята совсем другим. Тогда идея уйдет в пустоту. К отчетам можно возвращаться снова и снова, анализировать, смотреть после позитивные или негативные изменения».

Алекс,

фронтенд-разработчик в IT-компании

«Это свежая форма опроса, с которой я еще не сталкивался. Мне кажется очень конструктивной идея опросов с участием ИИ. Думаю, она позволит сотрудникам быть более открытыми к опросам».

А какие минусы?

Среди опрошенных есть и те, кому идея не понравилась. Причинами стали:

  • ограничения ИИ в анализе результатов (5%). Респонденты переживают по поводу способности ИИ понимать и обрабатывать человеческие эмоции и учитывать нюансы, делать правильные выводы. Предположу, что этот комментарий касался тестов знаний и навыков;
  • нежеление общаться с ИИ. Еще 5% опрошенных предпочитают личное общение (5%).

Также встречались единичные высказывания, что обычные опросы все-таки удобнее, — не нужно много писать, удобно выбирать ответы из предложенных вариантов.

Георгий,

начальник отдела проектирования.

«По моему мнению, ИИ пока не способен дать правильную оценку с учетом человеческих факторов и характера опрашиваемого».

Дмитрий,

менеджер в сфере ресторанного бизнеса

«На мой взгляд, эта идея хорошо скажется на многих, но все равно остаются неизменными эмоции, при разговорах, дискуссиях и опросах личное общение важно».