Поделиться • 30 января 2025
Зачем бизнесу проводить корпоративные ИИ-опросы
Зачем бизнесу проводить корпоративные ИИ-опросы
Текст: Андрей Сычев, менеджер по развитию новых рынков, Tiburon Research
Фото: Towfiqu barbhuiya/Unsplash
Tiburon Research провела исследование среди «белых воротничков», чтобы выяснить, как они относятся к корпоративным опросам, и протестировать идею опросов в формате диалога с искусственным интеллектом. Результатами этого анализа с «Инк.» поделился Андрей Сычев, менеджер по развитию новых рынков в компании. Оказалось, что большинство респондентов считает ИИ-опросы эффективным инструментом, который помогает бизнесу не терять связь с сотрудниками.
Эксперты изучали тему корпоративных опросов и возможности применения ИИ для сбора и анализа обратной связи от сотрудников.
Вот главные вопросы, которые волновали HR-менеджеров.
В качестве метода исследования выбрали формат диалога с ИИ-модератором Машей, которая живет на платформе InsightChat. Такой подход позволил продемонстрировать респондентам идею диалога с искусственным интеллектом, собрать 115 интервью за один день, «оцифровать» и проанализировать полученную информацию.
Для опроса компания задействовала собственную онлайн-панель. К участию в интервью пригласили достаточно широкую аудиторию наемных работников из частного и государственного сектора. Они занимаются преимущественно умственной деятельностью и проживают в российских городах с населением более 100 тыс. человек. Дополнительным условием отбора было как минимум разовое участие в корпоративных опросах с января до середины декабря 2024 года.
Большинство респондентов (71%) положительно относятся к корпоративным опросам. Почти все респонденты (91%) согласились с тем, что опросы являются эффективным инструментом обратной связи и диалога компании с сотрудниками.
Основные причины положительного отношения:
Вадим,
менеджер отдела товародвижения в телекоммуникационной компании
«Обратная связь позволяет понять слабые и сильные моменты в организации, подсвечивает курс дальнейшего развития».
Дмитрий,
менеджер в ресторанном бизнесе
«Отлично связывает коллектив и начальство, налаживаются личные отношения, отношения границ между начальством и подчиненными и взаимопонимание всех ситуаций и банальных человеческих факторов».
Нейтральное отношение к опросам высказали 18% респондентов, а негативное — всего 8%.
Основные причины негативного отношения:
Сергей,
менеджер, работник сферы пассажирских перевозок.
«Изменения, может быть, и есть, но я их не вижу».
Наталья,
оператор 1-го класса, работник сферы государственных услуг
«Никогда не было обратной связи от руководства, нигде не учитывались прохождение опросов и результаты».
Елена,
бухгалтер, работник сферы недвижимости
«Отделу кадров по указанию руководства необходимо провести эту работу. А сотрудники вынуждены тратить свое время на эти опросы и писать то, о чем они вовсе не думают, чтобы не портить отношения в коллективе».
В основном люди проходят опросы, потому что действительно ждут изменений в лучшую сторону. Про это сказали примерно треть респондентов. Сотрудники хотят улучшить условия труда, производственные процессы, взаимодействие в коллективе, а также укрепить свои позиции в компании.
Не намного реже упоминалась возможность высказать собственное мнение, дать обратную связь, достучаться до руководства. Примерно каждый пятый ожидает получить материальные или нематериальные поощрения за участие в опросах.
Вита,
менеджер по продвижению в сфере розничной торговли одеждой
«Бывают моменты, когда невозможно достучаться до руководства для быстрого исправления косяков или внедрения полезных функций. В таком случае опросы помогают, руководство, наконец, принимает необходимые меры».
Кто-то от участия в опросах отказывается. Говоря о причинах, респонденты чаще всего упоминали лень, нехватку времени, недостаток мотивации. Однако за счет дополнительного обсуждения с ИИ-ассистентом рейтинг основных «демотиваторов» стал выглядеть так:
Респондентам предложили оценить идею корпоративных опросов в формате диалога с ИИ по шкале от одного до пяти, где где один — совсем не нравится, пять — очень нравится. Описание идеи было следующим: «Представьте, что в вашей компании начали использовать опросы сотрудников в формате диалога с искусственным интеллектом — такие как этот. Вы сможете делиться своим мнением по различным рабочим вопросам и предлагать идеи. Проходить интервью можно анонимно или открыто, на ваш выбор. Продолжительность интервью от трех до 15 минут в зависимости от темы, участие добровольное».
87% опрошенных оценили идею положительно, то есть поставили оценку 5 (63%) или 4 (24%). Кроме того, 81% считают, что у диалога с ИИ есть преимущества перед обычными опросами с использованием анкет.
А вот что понравилось респондентам в идее больше всего:
Екатерина,
специалист отдела поддержки клиентов
«Руководству важно получать обратную связь, а сотрудникам нужно высказывать свое мнение. Если компания работает в удаленном формате, то, вероятно, это самый удобный способ. Такой формат проще, чем прийти к занятому начальнику на встречу и начать излагать свои идеи. Может, у него времени не будет или голова занята совсем другим. Тогда идея уйдет в пустоту. К отчетам можно возвращаться снова и снова, анализировать, смотреть после позитивные или негативные изменения».
Алекс,
фронтенд-разработчик в IT-компании
«Это свежая форма опроса, с которой я еще не сталкивался. Мне кажется очень конструктивной идея опросов с участием ИИ. Думаю, она позволит сотрудникам быть более открытыми к опросам».
Среди опрошенных есть и те, кому идея не понравилась. Причинами стали:
Также встречались единичные высказывания, что обычные опросы все-таки удобнее, — не нужно много писать, удобно выбирать ответы из предложенных вариантов.
Георгий,
начальник отдела проектирования.
«По моему мнению, ИИ пока не способен дать правильную оценку с учетом человеческих факторов и характера опрашиваемого».
Дмитрий,
менеджер в сфере ресторанного бизнеса
«На мой взгляд, эта идея хорошо скажется на многих, но все равно остаются неизменными эмоции, при разговорах, дискуссиях и опросах личное общение важно».