Поделиться • 18 июня 2025
Корпоративный транспорт 2.0: как компании пересматривают расходы на поездки
Корпоративный транспорт 2.0: как компании пересматривают расходы на поездки

Текст: редакция «Инка»
Фото: Unsplash
Российские компании массово избавляются от служебных автомобилей. Причина не экономический кризис, а математика: содержать корпоративный автопарк стало в три раза дороже, чем заказывать такси. Рынок корпоративных перевозок за год вырос до 150 млрд руб. и продолжает взрывной рост.
Российские компании массово избавляются от служебных автомобилей. Причина не экономический кризис, а математика: содержать корпоративный автопарк стало в три раза дороже, чем заказывать такси. Рынок корпоративных перевозок за год вырос до 150 млрд руб. и продолжает взрывной рост.
Мы поговорили с экспертами сервиса Bibi и выяснили, почему так происходит.
Рост издержек, цифровизация бизнес-процессов и отказ от непрофильных активов заставляют компании пересматривать стратегию управления корпоративными перевозками. Для компаний из сектора МСП эта проблема имеет особое значение. Раньше им были открыты преимущественно два варианта: лизинг и содержание собственного автопарка. Но теперь и то и другое может принести убытки.
В отличие от крупных компаний, бизнес меньшего масштаба не обладает весомой «финансовой подушкой». Поэтому эксперты признают, что любое удорожание денег в моменте не только повышает долговую нагрузку на бизнес, но и лишает его возможности планомерно реализовать собственные стратегии по обновлению основных фондов, например оборудования, к которому можно отнести и автопарк.
То же можно сказать и о лизинге. На фоне растущих ставок компаниям становится гораздо сложнее обслуживать платежи. Это хорошо видно на графике: как и в 2022 году, резкое повышение ключевой ставки привело к пересечению кривых средней суммы сделки и их количества — при увеличении первого показателя второй справедливо снижается.
Бизнес хорошо понимает, что прямое или косвенное владение автопарком должно уступить место более гибким и технологичным решениям. Только за неполный 2025 год было размещено более 650 тендеров — прямое свидетельство растущего интереса к аутсорсингу перевозок.
Существуют способы сократить издержки на содержание собственного автопарка, в том числе на лизинг. Но в сложившихся условиях это требует серьезной и дорогой аналитики.
Еще нужно подбирать необходимые транспортные средства под специфику бизнеса, закупать запчасти и ГСМ. Наконец, держать на контроле медосмотр водителей, заполнение путевых листов, и так далее. И это не говоря о расходах на самих водителей автотранспорта.
Поэтому для многих компаний из сектора МСП продажа собственного автопарка не только может избавить бизнес от растущих расходов на его содержание, но и принесет дополнительные средства, которые можно инвестировать в целевые направления.
Профильные компании выводят на рынок альтернативные инструменты для организации корпоративного транспорта. Например, несколько компаний из сферы каршеринга предлагают автомобили в долгосрочную аренду. Такие авто «по подписке» технически полностью обслуживаются арендодателем, страхуются и при необходимости заменяются на аналогичные.
Серьезными минусами такой опции остается то, что характерные для нее краткосрочные договоры не позволяют прогнозировать будущие расходы на перевозки и требуют приема водителей в штат.
Более выгодный механизм, не требующий непосредственного обслуживания автомобилей и содержания специализированного штата, — заказ поездок через агрегаторы. При такой модели бизнес оплачивает только результат: доставку человека в нужное место в нужное время. Наиболее продвинутые решения на рынке при этом делают ставку на доступность и покрытие сервиса — особенно в формате «агрегатор агрегаторов», когда поездки распределяются сразу между несколькими сервисами. Такая модель позволяет обеспечить до 95% вывоза заказов.
Многие компании выбирают корпоративный транспорт не только чтобы развезти сотрудников по домам после рабочего дня, но и чтобы доставить их в офис. Корпоративное такси позволяет решить вопрос с опозданиями и улучшить дисциплину, а также положительно сказывается на мотивации кадров и их лояльности к компании, снижает риск выгорания.
«Кроме оптимизации транспортных расходов и повышения лояльности сотрудников, корпоративное такси также вносит положительный вклад в ESG-повестку бизнеса. Пересаживая сотрудников с личного транспорта на такси, компании могут организовывать райдшеринг, совместные поездки на такси для людей, живущих в одном или соседних районах, и таким образом снизить транспортный поток на дорогах и уменьшить негативное воздействие на окружающую среду», — говорит Анатолий Сморгонский, сооснователь и генеральный директор Bibi.
Bibi сейчас тестирует ряд решений для учета карбонового следа, которые позволят бизнесу оценить, какой вклад использование корпоративного такси вносит в их усилия по снижению парниковых выбросов.
По оценкам BusinesStat, совокупный объем услуг такси в 2024 году составил 1,5 трлн руб., из них 10% пришлось на корпоративный сегмент. Bibi, одна из профильных компаний, в последние три года показывает стабильный среднеквартальный рост оборота в сегменте корпоративных перевозок на уровне 30%. Это отражает не только общую рыночную тенденцию, но и растущий спрос на прозрачные, предсказуемые и комфортные сервисы.
При этом, по оценкам участников рынка, объем корпоративных перевозок в 2025 году может вырасти еще на 30% — до 150 млрд руб. По прогнозам Bibi, спрос на корпоративное такси будет стремительно расти и в ближайшие годы увеличится с 150 млрд до 300–450 млрд руб. в год.
Один из кейсов Bibi — сотрудничество с российской компанией, предоставляющей услуги аварийных комиссаров. Специалисты компании выступают посредниками между участниками ДТП, ГИБДД и страховщиками. Большинство сотрудников постоянно находятся в разъездах, перемещаясь между совершившимися авариями. Автопарк компании делился примерно поровну между собственными автомобилями и лизинговым транспортом.
По аналогии со страховыми компаниями значительная часть капитала была инвестирована в долговые инструменты с фиксированными выплатами, в том числе валютными. При этом финансовая стратегия компании не подразумевала, что в ситуации повышения ключевой ставки рубль может временно укрепиться, снизив доходность валютной части портфеля и ослабив эффект хеджирования. В результате доля транспортных расходов с учетом лизинговых платежей и ростом стоимости обслуживания автопарка за год увеличилась с 40 до 60%. Это поставило компанию перед тяжелым решением: необходимостью сократить штат инспекторов.
Технологическое решение Bibi позволило компании избавиться от балласта в виде собственного автопарка, сведя количество машин до минимума, а также отказаться от лизингового транспорта. И в результате частично разместить дополнительные средства в более перспективных и долгосрочных финансовых инструментах,.
Таким образом бизнес избавился от высокой стоимости обслуживания лизинга и сконцентрировался на своей профильной деятельности.
Сегмент B2B-перевозок перестал быть нишевым, и теперь на модель «транспорт как сервис» переходит все больше отраслей. Банки, ретейл, промышленность, HoReCa — все они уже тестируют или масштабируют подобные решения.
По данным Bibi, наиболее активными пользователями корпоративного такси на данный момент являются компании из сегмента ресторанов и отелей (25%), IT-компании и консалтинговые группы (около 20%). На сферы медицины и ретейла приходится еще по 15%. В общей сложности с Bibi работают более 2 тыс. корпоративных заказчиков, представляющих как федеральный, так и региональный бизнес.
На фоне этого спроса появляются новые модели B2B-платформ, ориентированные не на пассажира-физлицо, а на задачи бизнеса.
Цифровой корпоративный транспорт закрывает потребность не только в доставке персонала, но и в более качественном управлении. Админка с дашбордами, бюджеты на сотрудников, маршруты в цифрах, автоматические отчеты, API-интеграции с бухгалтерией и HR — все это позволяет превратить логистику в прозрачный и предсказуемый процесс.
Главный актив современных агрегаторов — не собственный автопарк, а алгоритмы, технологическая архитектура, а не физические активы. Это позволяет таким платформам быстро масштабироваться, адаптироваться под спрос и обеспечивать стабильное качество сервиса в разных регионах. В их основе — гибкая инфраструктура, объединяющая централизованное технологическое ядро с локальными точками присутствия. Офисы Bibi работают в Москве, Краснодаре и Екатеринбурге, а команда насчитывает свыше 100 сотрудников, обеспечивая поддержку и развитие сервиса по всей стране.
Рост издержек на владение собственным автомобилем в городе — общемировая тенденция, которая касается бизнеса напрямую. В России продажи авто замедляются. В то же время растет стоимость парковки в крупных городах, особенно в Москве.
В корпоративном секторе спрос на услуги по транспортировке людей будет расти, поскольку современные IT-решения позволяют в разы удешевить перевозки. А значит, компаниям будет все выгоднее использовать корпоративное такси.
Ранее конкурентное преимущество, теперь корпоративное такси становится нормой. Рынок еще далек от насыщения, что делает корпоративные перевозки перспективным направлением для инвестирования. По прогнозам Bibi, в ближайшие пять лет CAGR в этом сегменте технологического бизнеса будет исчисляться двузначными цифрами.