Поделиться • 1 сентября 2025
«Кто звонит?»: как обязательная маркировка звонков с 1 сентября изменит правила игры для бизнеса
«Кто звонит?»: как обязательная маркировка звонков с 1 сентября изменит правила игры для бизнеса


Текст: Екатерина Гаммель, директор по цифровому маркетингу корпоративного бизнеса «МегаФона»
Фото: Unsplash
С начала осени вступили в силу поправки в закон «О связи», которые изменят порядок работы телефонной связи для организаций. Разберемся, как подключить маркировку и кто будет за нее платить.
С начала осени вступили в силу поправки в закон «О связи», которые изменят порядок работы телефонной связи для организаций. Разберемся, как подключить маркировку и кто будет за нее платить.
С 1 сентября 2025 года все компании и индивидуальные предприниматели должны будут маркировать свои звонки.
При звонке клиенту на экране его телефона должно отображаться название вашей компании. Цифровая визитка помогает клиентам сразу понимать, кто им звонит, а бизнесу — повышать конверсию дозвонов, снижать количество нецелевых звонков и за счет этого экономить на связи.
Например, если абонент увидел, что ему звонит автосалон, а ему это не интересно, он не отвечает. Компания не платит за этот звонок. Важно, что маркировка в любом случае платная, но когда звонок не интересен, бизнес платит и за маркировку, и за звонок (как правило, плата за звонок в несколько раз выше).
Процент от бюджета, который получится сэкономить таким образом, сильно разнится для каждой компании и зависит от того, какой сначала была доля нецелевых звонков. Чем «холоднее» была база, тем больше вырастет конверсия, благодаря маркировке. Если компания в принципе звонит только «своим», сильных изменений она не почувствует.
Маркировка обязательна для всех, кто звонит клиентам с корпоративных номеров. Это касается как крупных компаний, так и МСП. Если вы используете номер, оформленный на юридическое лицо или ИП, маркировка необходима.
Исключения составляют звонки с личных номеров и номера типа 8−800, которые используются только для приема входящих звонков. Однако, если ваши сотрудники звонят с личного номера, представляясь от лица компании, клиенты могут пожаловаться на отсутствие маркировки, а при массовых жалобах оператор будет маркировать этот номер с указанием на возможный спам.
Если звонок совершается с корпоративного номера, маркировка обязательна, даже если сотрудник общается с личными контактами.
Процесс внедрения маркировки довольно прост и состоит из нескольких шагов.
Здесь я хочу отметить, что операторы сделали услугу маркировки универсальной и сквозной. Нет необходимости обращаться к каждому: подключите услугу у одного, она будет действовать при звонках на других сетях, если есть такая техническая возможность у оператора на стороне принимающего абонента.
При внедрении маркировки разделите номера для разных отделов и создайте отдельные подписи для разных типов звонков. Это поможет оптимизировать коммуникацию с клиентами, давая точную информацию о цели звонка.
При внедрении маркировки разделите номера для разных отделов и создайте отдельные подписи для разных типов звонков. Это поможет оптимизировать коммуникацию с клиентами, давая точную информацию о цели звонка.
Постановление правительства предписывает маркировать звонки от юридических лиц:
а) полным или сокращенным наименованием, либо коммерческим обозначением.
б) категорией, которая будет установлена на основании ОКВЭДа
Для примера ресторан «Ромашка» с ОКВЭДом 56.10 «Деятельность ресторанов и услуги по доставке продуктов питания» и юридическим лицом ООО «Гастроном вольный» может в качестве маркировки использовать:
Если вы не внедрите маркировку, то абоненты могут пожаловаться, и в дальнейшем вызовы с таких номеров могут получить маркировку «Есть жалобы на СПАМ». Это может привести к потере связи с клиентами, снижению конверсии. Аналогичная ситуация может случиться со звонками от физлица, который является одновременно ИП и использует этот номер для бизнес-коммуникаций.
Требование вступило в силу, это значит, что уже с сентября 2025 все звонки, совершаемые бизнесом, должны быть промаркированы. Однако многие предприниматели боятся нововведений, считают инициативу дополнительной нагрузкой и увеличением расходов на связь. Мы провели опрос среди наших клиентов, которые еще не маркируют звонки, и выяснили:
На самом деле маркировка направлена на борьбу с мошенничеством и защиту репутации бизнеса. Я верю, что для компаний, активно работающих по телефону, маркировка станет частью клиентского сервиса и культуры коммуникаций.
Россия — первая страна, где маркировка звонков стала обязательным требованием. Мы создали систему, которой, надеюсь, будут следовать другие страны, чтобы построить безопасную цифровую среду.