«Купаж с крапивой сделать не получилось — кололась»: как молодая предпринимательница зарабатывает на необычном чае

Поделиться • 6 октября 2025

«Купаж с крапивой сделать не получилось — кололась»: как молодая предпринимательница зарабатывает на необычном чае

«Купаж с крапивой сделать не получилось — кололась»: как молодая предпринимательница зарабатывает на необычном чае

Обложка
Альбина Лесникова

Текст: Альбина Лесникова — создатель мастерской эксклюзивного чая «Белый Лес»

Фото: Unsplash


Когда я запускала свою чайную мастерскую, у меня не было бизнес-плана. Я не анализировала рынок и не изучала потребности аудитории, даже не составляла и примерную смету. Просто начала с того, что сделала несколько видов чая для мужа и друзей. Они посоветовали завести соцсети, что я и сделала буквально на следующий день. Расскажу, как долгое время работала в минус, потеряла несколько миллионов, но все равно сохранила бренд.

Когда я запускала свою чайную мастерскую, у меня не было бизнес-плана. Я не анализировала рынок и не изучала потребности аудитории, даже не составляла и примерную смету. Просто начала с того, что сделала несколько видов чая для мужа и друзей. Они посоветовали завести соцсети, что я и сделала буквально на следующий день. Расскажу, как долгое время работала в минус, потеряла несколько миллионов, но все равно сохранила бренд.

В 2018 году я стала делать чай не только для друзей, но и на продажу. Я придумывала новые купажи, поэтичные названия, отсылающие к мифологии, соответствующие к ним описания. Все это занимает много времени: иногда от идеи до результата может пройти пару лет. При этом сам продукт может жить всего месяца три, а может и несколько лет. Предугадать предпочтения аудитории сложно.

На вкус и цвет

Для старта я разработала первые 60 купажей. Я действовала просто:

  • заваривала пару вариантов купажа;
  • проверяла сочетания на вкус;
  • предлагала продегустировать команде и друзьям;
  • вместе мы оценивали, голосовали или же придумали что-то новое.

Первый купаж «Грезы Короля Ольх» с розами, клубникой, хвоей и Эрл Греем популярен с самого начала — с 2018 года и до сих пор. А остальных купажей из первых 60-ти придуманных уже нет в ассортименте. Решение о том, оставлять ли тот или иной вкус в продаже, я принимаю в зависимости от спроса.

Еще одна серия, по «Шерлоку», — с редкими травами и экзотическими сочетаниями  — совсем не продавалась. На это повлияло и то, что выяснилось неожиданное: среди подписчиков мало фанатов этой истории. Гречишный чай, которым я сама искренне восхищаюсь, тоже покупают редко, так как аудитория больше любит черный чайный лист.

Сначала это расстраивало, но потом стало понятно, что не каждый продукт находит свою аудиторию, даже если он самый качественный.

Методом проб и ошибок постепенно появлялось все больше купажей. Их разработкой и даже упаковыванием баночек с чаем я до сих пор занимаюсь сама. Команда из четырех контент-маркетологов помогает мне только с соцсетями.

Не менее важный процесс — выбор поставщиков. Я открывала интернет, выбирала ингредиенты по фото и наличию сертификатов, а потом заказывала понемногу на пробу, заваривала и тестировала. Не менее важна для меня была и упаковка, я хотела найти такую, которая сохраняет вкус и аромат.

Встречают по одежке

Как только я завела страничку в «ВК», еще в 2018 году, решила заняться визуальным стилем и фотографиями. По образованию я дизайнер, и это сильно повлияло на бренд. Я не прогадала, что эстетика загадочного северного леса — отличная идея.

Я использовала темные этикетки, кельтские орнаменты, чтобы создать ощущение чего-то сказочного, видимо, аудитории этого не хватало. Для фото разных купажей — темный затененный фон с листьями папоротника, веточками и цветами.

За пару лет в «ВК» мне удалось собрать 20 тыс. подписчиков. В основном я привлекала их с помощью автоматического продвижения. Сейчас на таргетированную рекламу я трачу около 5 тыс. руб. в месяц, а остальные продажи и подписчиков бренду приносят виральные охваты. Они бывают разные — от 300 и до 1 тыс. просмотров.

Купаж «Сон хранительницы Топей»

Визуал для меня продолжает играть ключевую роль. Однажды мне привезли хотя и очень вкусные, но некрасивые зерна граната. Они не подходили визуально. Я перезаказала партию, получив такую же вкусную, но и красивую одновременно. Конечно, мне пришлось вновь оплатить ингредиенты.

Потерянные миллионы

Первые несколько лет мастерская работала в минус. И поняла это не сразу, ведь первые два года, с 2018 по 2020 год, у меня была основная работа, чаем я занималась скорее для души.

Я думала, что все складывается: есть заказы, упаковки красивые, постоянные клиенты, которые возвращаются за покупками раз в две недели. Но потом оказалось, что я неправильно рассчитала наценку. Учла только стоимость ингредиентов, а время на сбор, упаковку, рекламу и логистику просто выпало из формулы.

Из-за этого мы потеряли несколько миллионов в течение года. Пришлось повышать цены более чем в 2 раза: например, было 720 руб. за банку, к этому +50%. Мы пересчитали стоимость и заложили в нее все параметры. Большую часть из стоимости, конечно, занимают ингредиенты.

Это далось мне нелегко, но я поняла, что даже в любимом деле важны холодный расчет, цифры и умение вовремя остановиться, чтобы все пересобрать.

Тяга к экспериментам

Мы с командой много экспериментируем.

  • Выпустили «чай с глазами рыб» в коллаборации с Креативной редакцией «Рыба». Однажды знакомый журналист принял крыжовник в чае за глаза окуней. Я решила это использовать в новой коллекции чая. Мы разработали вкусы и придумали еще ассоциации разных ягод с икрой рыбы-камня и плавниками красноперки, например. Потом согласовали их с основателем редакции, и «Рыба» сверстала для нас креативные этикетки. Коллекция была лимитированной, а редакторы «Рыбы» получили купажи в качестве подарка.
Этикетки лимитированной коллекции
  • Ответили на воровство фотографий и хейт юморной серией. Однажды мои фотографии и описания купажей скопировали для совершенно другого сайта. Мы возмутились и написали его владельцу, а он в соцсетях назвал нас «истеричками». Я решила подойти к этому с юмором и выпустила купаж «Королева истеричек» и еще 10 новинок со смешными названиями, которые дали нам уже в первый месяц увеличение объема продаж примерно в 5 раз.
  • Создаем максимально необычные вкусы. Например, я могу добавить в чай соль или сделать его с сублимированным арбузом. В мастерской уже есть купажи с тыквой, листьями оливы и архатом, который нужно разрезать самому. Еще был чай с солодкой, а вот купаж с крапивой сделать не получилось — кололась.
  • Придерживаемся в продвижении принципа «за спрос не бьют». Поэтому стараюсь писать тем мастерам, издательствам и блогерам, которые мне нравятся. Например, недавно я выпустила купажи по заказу ЭКСМО и для писателя Алексея Пехова, а до этого пару лет была информационным партнером Bubble Comics Con. Все началось с того, что на одном из фестивалей мы предоставили чай в зону журналистов, а потом заметили плакаты и баннеры с нами.

Сейчас в планах запустить серию по местам России. Я уже протестировала морошку и сублимированные хрустящие шишки. На маркетплейсы выходить я не планирую, поскольку мой ассортимент сложно поддерживать в наличии. Все готовится на заказ, а еще из-за продажи на маркетплейсе пришлось бы делать наценку на площадке от 30% к стоимости купажа.

От чего пришлось отказаться

Были и идеи, реализация которых оказалась невыгодной:

1. Около года в мастерской были горячий шоколад и горячее молоко, вкусы которых я разрабатывала больше полугода. Мне хотелось получить натуральную шоколадную сладость и оттенить ее ингредиентами. Это был противоречивый и дорогой продукт: многим не хватало насыщенности, как у покупного какао.

А когда ввели санкции, какао-зерна подорожали почти вдвое, и я не стала перевыпускать сертификаты соответствия пищевой продукции — они бы не окупились, так как баночка в 80 грамм стала бы стоить под 3 тыс. руб.

2. Пришлось отказаться от подставок и открыток ручной работы. Несмотря на то, что их раскупили буквально за три дня, больше мы их не выпускали. Подставки были хрупкими и часто ломались при перевозке, даже если я заворачивала их в «пупырку». В таких случаях нам приходилось заменять товар за свой счет.

Подводили также технологии производства и хранения. Те же открытки сложно печатать по цветопередаче и хранить так, чтобы они не мялись. Учитывая, что я постоянно проверяю ассортимент этикеток на 200+ купажей, ломать голову над открытками мне не хотелось. Также я регистрировала в это время товарный знак, и по ОКВЭД с открытками у «Белого Леса» был бы конфликт с другим брендом.

3. Также я отказалась от наборов в деревянных ларчиках, которые активно покупали в первые три года работы мастерской. Мне их было неудобно хранить, из-за этого на заказ я делала маленькие партии по 20–50 штук, которые выходили дороже в цене, чем партия от 100 ед. Из-за подорожания материалов и инфляции коробочки стали стоить дороже в четыре раза. То есть вместо 500 руб. я бы платила более 2 тыс. руб. за штуку, поэтому я временно убрала их из ассортимента. Затем увидела, что редкие запросы поступают только на праздники, и совсем вывела их из продажи.