Поделиться • 6 октября 2025
«Купаж с крапивой сделать не получилось — кололась»: как молодая предпринимательница зарабатывает на необычном чае
«Купаж с крапивой сделать не получилось — кололась»: как молодая предпринимательница зарабатывает на необычном чае

Когда я запускала свою чайную мастерскую, у меня не было бизнес-плана. Я не анализировала рынок и не изучала потребности аудитории, даже не составляла и примерную смету. Просто начала с того, что сделала несколько видов чая для мужа и друзей. Они посоветовали завести соцсети, что я и сделала буквально на следующий день. Расскажу, как долгое время работала в минус, потеряла несколько миллионов, но все равно сохранила бренд.
Когда я запускала свою чайную мастерскую, у меня не было бизнес-плана. Я не анализировала рынок и не изучала потребности аудитории, даже не составляла и примерную смету. Просто начала с того, что сделала несколько видов чая для мужа и друзей. Они посоветовали завести соцсети, что я и сделала буквально на следующий день. Расскажу, как долгое время работала в минус, потеряла несколько миллионов, но все равно сохранила бренд.
В 2018 году я стала делать чай не только для друзей, но и на продажу. Я придумывала новые купажи, поэтичные названия, отсылающие к мифологии, соответствующие к ним описания. Все это занимает много времени: иногда от идеи до результата может пройти пару лет. При этом сам продукт может жить всего месяца три, а может и несколько лет. Предугадать предпочтения аудитории сложно.
Для старта я разработала первые 60 купажей. Я действовала просто:
Первый купаж «Грезы Короля Ольх» с розами, клубникой, хвоей и Эрл Греем популярен с самого начала — с 2018 года и до сих пор. А остальных купажей из первых 60-ти придуманных уже нет в ассортименте. Решение о том, оставлять ли тот или иной вкус в продаже, я принимаю в зависимости от спроса.
Еще одна серия, по «Шерлоку», — с редкими травами и экзотическими сочетаниями — совсем не продавалась. На это повлияло и то, что выяснилось неожиданное: среди подписчиков мало фанатов этой истории. Гречишный чай, которым я сама искренне восхищаюсь, тоже покупают редко, так как аудитория больше любит черный чайный лист.
Сначала это расстраивало, но потом стало понятно, что не каждый продукт находит свою аудиторию, даже если он самый качественный.
Методом проб и ошибок постепенно появлялось все больше купажей. Их разработкой и даже упаковыванием баночек с чаем я до сих пор занимаюсь сама. Команда из четырех контент-маркетологов помогает мне только с соцсетями.
Не менее важный процесс — выбор поставщиков. Я открывала интернет, выбирала ингредиенты по фото и наличию сертификатов, а потом заказывала понемногу на пробу, заваривала и тестировала. Не менее важна для меня была и упаковка, я хотела найти такую, которая сохраняет вкус и аромат.


Как только я завела страничку в «ВК», еще в 2018 году, решила заняться визуальным стилем и фотографиями. По образованию я дизайнер, и это сильно повлияло на бренд. Я не прогадала, что эстетика загадочного северного леса — отличная идея.
Я использовала темные этикетки, кельтские орнаменты, чтобы создать ощущение чего-то сказочного, видимо, аудитории этого не хватало. Для фото разных купажей — темный затененный фон с листьями папоротника, веточками и цветами.
За пару лет в «ВК» мне удалось собрать 20 тыс. подписчиков. В основном я привлекала их с помощью автоматического продвижения. Сейчас на таргетированную рекламу я трачу около 5 тыс. руб. в месяц, а остальные продажи и подписчиков бренду приносят виральные охваты. Они бывают разные — от 300 и до 1 тыс. просмотров.

Визуал для меня продолжает играть ключевую роль. Однажды мне привезли хотя и очень вкусные, но некрасивые зерна граната. Они не подходили визуально. Я перезаказала партию, получив такую же вкусную, но и красивую одновременно. Конечно, мне пришлось вновь оплатить ингредиенты.
Первые несколько лет мастерская работала в минус. И поняла это не сразу, ведь первые два года, с 2018 по 2020 год, у меня была основная работа, чаем я занималась скорее для души.
Я думала, что все складывается: есть заказы, упаковки красивые, постоянные клиенты, которые возвращаются за покупками раз в две недели. Но потом оказалось, что я неправильно рассчитала наценку. Учла только стоимость ингредиентов, а время на сбор, упаковку, рекламу и логистику просто выпало из формулы.
Из-за этого мы потеряли несколько миллионов в течение года. Пришлось повышать цены более чем в 2 раза: например, было 720 руб. за банку, к этому +50%. Мы пересчитали стоимость и заложили в нее все параметры. Большую часть из стоимости, конечно, занимают ингредиенты.
Это далось мне нелегко, но я поняла, что даже в любимом деле важны холодный расчет, цифры и умение вовремя остановиться, чтобы все пересобрать.
Мы с командой много экспериментируем.

Сейчас в планах запустить серию по местам России. Я уже протестировала морошку и сублимированные хрустящие шишки. На маркетплейсы выходить я не планирую, поскольку мой ассортимент сложно поддерживать в наличии. Все готовится на заказ, а еще из-за продажи на маркетплейсе пришлось бы делать наценку на площадке от 30% к стоимости купажа.
Были и идеи, реализация которых оказалась невыгодной:
1. Около года в мастерской были горячий шоколад и горячее молоко, вкусы которых я разрабатывала больше полугода. Мне хотелось получить натуральную шоколадную сладость и оттенить ее ингредиентами. Это был противоречивый и дорогой продукт: многим не хватало насыщенности, как у покупного какао.
А когда ввели санкции, какао-зерна подорожали почти вдвое, и я не стала перевыпускать сертификаты соответствия пищевой продукции — они бы не окупились, так как баночка в 80 грамм стала бы стоить под 3 тыс. руб.


2. Пришлось отказаться от подставок и открыток ручной работы. Несмотря на то, что их раскупили буквально за три дня, больше мы их не выпускали. Подставки были хрупкими и часто ломались при перевозке, даже если я заворачивала их в «пупырку». В таких случаях нам приходилось заменять товар за свой счет.
Подводили также технологии производства и хранения. Те же открытки сложно печатать по цветопередаче и хранить так, чтобы они не мялись. Учитывая, что я постоянно проверяю ассортимент этикеток на 200+ купажей, ломать голову над открытками мне не хотелось. Также я регистрировала в это время товарный знак, и по ОКВЭД с открытками у «Белого Леса» был бы конфликт с другим брендом.
3. Также я отказалась от наборов в деревянных ларчиках, которые активно покупали в первые три года работы мастерской. Мне их было неудобно хранить, из-за этого на заказ я делала маленькие партии по 20–50 штук, которые выходили дороже в цене, чем партия от 100 ед. Из-за подорожания материалов и инфляции коробочки стали стоить дороже в четыре раза. То есть вместо 500 руб. я бы платила более 2 тыс. руб. за штуку, поэтому я временно убрала их из ассортимента. Затем увидела, что редкие запросы поступают только на праздники, и совсем вывела их из продажи.