Поделиться • 25 июня 2025
Бабушка была права: почему магазины на диване в 2025 году еще популярны
Бабушка была права: почему магазины на диване в 2025 году еще популярны


Текст: Александр Павлычев, сооснователь видеоплатформы Kinescope
Фото: Unsplash
Телемагазины были особенно популярны в 90-е. Казалось бы, сейчас привычка заказывать массажеры и другие товары по телефону сохранилась только у наших бабушек. На самом деле магазины на диване трансформировались в новый формат.
В 2024 году рынок e-commerce в России вырос до 19,9 трлн руб. — это на 45% больше, чем в прошлом году. Одним из драйверов этого роста стали шопинг-стримы — современная версия магазина на диване. Расскажу, как эволюционировал этот формат.
Телемагазины были особенно популярны в 90-е. Казалось бы, сейчас привычка заказывать массажеры и другие товары по телефону сохранилась только у наших бабушек. На самом деле магазины на диване трансформировались в новый формат.
В 2024 году рынок e-commerce в России вырос до 19,9 трлн руб. — это на 45% больше, чем в прошлом году. Одним из драйверов этого роста стали шопинг-стримы — современная версия магазина на диване. Расскажу, как эволюционировал этот формат.
Магазины на диване пришли в Россию из США в 1990-е, заполнив телеэфир яркими рекламными роликами с бытовой техникой и различными аксессуарами. Зрители делали заказ по телефону и ждали посылку с заветным товаром по почте.
Успех строился на простоте и активном маркетинге: телемагазины открывали доступ к невиданным иностранным товарам, а живая динамичная демонстрация увлекала не хуже сериала.
В 2000-е формат достиг пика, но к концу 2010-х, с развитием цифрового ТВ, интернета и смартфонов, уступил место онлайн-торговле.
Магазин на диване в наши дни
В 2020-е «магазин на диване» возродился в виде прямых эфиров на маркетплейсах, в интернет-магазинах и соцсетях. Теперь покупки доступны повсюду, если есть смартфон с доступом в интернет. Это глобальный тренд, который зародился в Китае, где рынок live-commerce с 2021 года вырос более чем вдвое и достиг $722 млрд в 2024-м.
Ключевая причина популярности шопинг-стримов — превращение покупок в развлечение, шоу. Продавцы часами презентуют товары, общаются с аудиторией и отвечают на вопросы в живом эфире. В результате 30% зрителей стримов совершают покупки — это средний показатель по миру. В Китае он достигает 80%.
Пример китайской «Черной пятницы» на Taobao показывает, насколько эффективен формат: на 119 live-стримах продали товаров на $14 млн.
В России шопинг-стримы внедряют лидеры e-commerce — Lamoda, «Золотое Яблоко», «М.Видео» и другие. Они приглашают блогеров и экспертов, а в интерфейс трансляции встроены чат и каталог товаров, чтобы задать вопросы и быстро оформить заказ. Дополнительный стимул создают акции и промокоды, доступные только во время трансляций. Результат — зрители стримов покупают онлайн в два раза чаще, как показывает опыт «Спортмастера».
Какие иностранные бренды используют live-стримы
Бум онлайн-трансляций начался в пандемию, когда бизнес искал новые способы взаимодействия с клиентами. Формат до сих пор лидирует в Китае, Юго-Восточной Азии и США. Вот три успешных мировых кейса.
Kiehl’s: онлайн-гостеприимство во время пандемии
В 2021 году, когда семьи не могли собраться вместе из-за локдауна, косметический бренд Kiehl’s поддержал дух праздника Хари Рая в Малайзии. Бренд организовал серию онлайн-трансляций в Instagram*, приглашая зрителей «в гости» в офлайн-магазины. Консультанты Kiehl’s делились советами по уходу за кожей и презентовали продукты. Итог — конверсия в продажу составила 29%.
Совместное live-шоу Amazon и TalkShopLive

Бизнесвумен Марта Стюарт, актрисы Ева Мендес и Дженнифер Хадсон, певица Кимберли Шлапман поучаствовали в live-стримах Amazon и TalkShopLive
В 2024 году крупнейший американский онлайн-ритейлер Amazon и e-com платформа TalkShopLive совместно экспериментировали с форматами live-commerce. Вместе они запустили серию прямых эфиров к «Черной пятнице» с участием селебрити. Во время эфиров звезды представляли подборки товаров с Amazon, которые зрители могли сразу купить. Особенность в том, что трансляции шли сразу на нескольких площадках: на платформе TalkShopLive, на сайте Amazon и его сервисах Prime Video и Freevee. Омниканальность, в отличие от конкуренции платформ, повышает вовлеченность клиентов, а самим ретейлерам помогает расширить аудиторию без больших вложений.
Как Procter&Gamble удерживает позиции на китайском рынке

Procter& Gamble налаживает контакт с инфлюенсерами в Китае для поднятия продаж на фоне замедляющейся экономики
Последние несколько месяцев компания Procter& Gamble активно налаживает сотрудничество с инфлюенсерами в приложении Douyin — китайском TikTok. До этого компания десятилетиями выстраивала стратегию, ориентируясь на средний класс и увеличение спроса на товары повседневного использования. Однако в третьем квартале 2024 года выручка компании упала на 15%, поэтому P&G пришлось адаптироваться и попробовать формат шопинг-стримов. Чтобы вернуть продажи на прежний уровень, P&G решили:
- сотрудничать с инфлюенсерами в Douyin;
- внедрять скидки в 20%;
- расширять свое присутствие на e-com площадках;
- создать отдельные страницы для брендов, например, Olay и Pantene.
Хотя точные данные не разглашаются, косвенные показатели указывают на успех стратегии. Pantene за последний год стал самым быстрорастущим брендом в сегменте «Красота и уход» на Douyin. Руководство P& G подчеркнуло, что их портфель брендов сумел обойти основных конкурентов в гонке за цифровую аудиторию именно в Douyin.
Live-стримы в России: кейсы наших клиентов
На российском рынке новую жизнь магазин на диване также обрел с начала пандемии, когда бренды старались сохранить контакт с покупателями в самоизоляции. Тем не менее после локдауна стриминг не стал базовым форматом в российской интернет-торговле. Согласно исследованию видеоплатформы Kinescope, только 32% крупнейших интернет-магазинов используют видеоформат в продажах и получают впечатляющие результаты.
«Спортмастер»: стримы с тренерами и собственная видеоплатформа

«Спортмастер» запустил стримы в 2021 году и вскоре создал видеоплатформу на сайте и в приложении. На ней доступны тренировки, трансляции спортивных событий, сервисы для поддержания здорового образа жизни, прямые эфиры с обзорами, розыгрышами и промокодами.
Для трансляций используют сервис Streamerce и технологию наложения: на экране одновременно отображаются эфир, чат и кликабельный список товаров. Дополнительно компания использует целый набор технологий для повышения продаж.
- Игровые механики: челленджи и онлайн-квизы. Зрителей заранее приглашают подключиться на трансляцию с викториной. В прямом эфире участники отвечают на серию вопросов о спортивных брендах и продуктах. Самые эрудированные выигрывают призы. Например, компания запускала «Стильный квиз» в честь нового фитнес-сезона. Ведущие показывали модные образы для разных активностей и параллельно разыгрывали призы — 10 пар кроссовок.
- Рандомайзер. Его используют, чтобы разыграть приз и выбрать победителя среди тех, кто смотрит эфир. Например, «Спортмастер» проводит «Большую игру», в рамках которой разыгрывает не только спортивный инвентарь, но и подарок от партнера — квартиру в Москве.
- Тест-драйвы. Во время прямых эфиров компания тестирует одежду, обувь и спортивные аксессуары и дарит промокоды. Например, есть трансляция с испытанием футбольных и баскетбольных мячей.
В результате частота покупок выросла на 30%, а 10% зрителей стали новыми клиентами. Средний чек на стримах с экспертами из магазинов оказался в два раза выше, чем на эфирах с игровыми механиками, а досматриваемость стримов в формате подкастов с известными тренерами и спортсменами превысила средний показатель в четыре раза.
«Авито»: UGC-контент помогает продавать больше

«Авито» интегрировала видео в карточки товаров большинства категорий, а также в сниппеты (мини-карточки в поисковой выдаче), видеоленту и мессенджер. Платформа мотивирует пользователей добавлять ролики, потому что они увеличивают просмотры товаров. Дополнительной мотивацией служит и то, что платформа показывает карточки с советами по съемке при создании объявлений. Видео особенно выделяются в выдаче, так как встречаются нечасто.
Внедрение видео привело к значимым результатам: конверсия в покупку выросла на 15%, а общее количество просмотров карточек увеличилось на 10%. Эффективность видео наиболее заметна в следующих категориях:
- «Электроника»;
- «Одежда, обувь и аксессуары»;
- «Красота и здоровье»;
- «Спортивные товары»;
- «Хобби»;
- «Товары для детей».
Будучи UGC-платформой, «Авито» не отвечает за качество пользовательского контента, но проводит обязательную модерацию: в контенте не должно быть неприемлемых и провокационных изображений, нецензурных надписей и стоковых видео. Регулирование контента происходит в 90% случаев автоматически, остальные случаи рассматривают модераторы вручную.
ECCO: больше заказов, меньше возвратов

В интернет-магазине ЕССО внедрение видеомеханик значительно улучшило показатели: продажи товаров с видео выросли на 20%, конверсия в переходы увеличилась на 30%, а взаимодействие с сайтом возросло на 40%. Видео интегрированы в карточки товаров, каталоги, посадочные страницы и мобильное приложение, где обувь представлена в формате 360-градусных обзоров.
В карточках средств по уходу за обувью добавлены ролики с инструкциями по их использованию, что повышает конверсию сопутствующих товаров, помогает клиентам правильно применять продукты, продлевает срок службы обуви и снижает вероятность возвратов на 10%.
Lamoda: стримы на диване

Lamoda проводит регулярные тематические стримы «Lamoda на диване» с инфлюенсерами и стилистами, которые делятся лайфхаками и трендами сезона, устраивают онлайн-розыгрыши. Фишка стримов — ограниченные по времени промокоды, которые стимулируют покупки товаров на обзоре.
В среднем стримы постоянно смотрят 30 тыс. клиентов Lamoda. Аналитика компании показывает увеличение частоты выкупа заказов на Android на 1,2%, рост конверсии в покупку на iOS-устройствах по итогам тестирования раздела со стримами.
«ВсеИнструменты» в прямом эфире

Интернет-магазин «ВсеИнструменты.ру» активно использует шопинг-стримы для продвижения ассортимента, а это более 1,5 млн товаров. Компания организует прямые эфиры, на которых эксперты и блогеры демонстрируют инструменты, оборудование и товары для дома в действии, делятся советами и отвечают на вопросы зрителей.
Такой формат помогает покупателям понять, подойдут ли инструменты под их задачи, и сразу оформить заказ. Стримы особенно важны для технически сложных товаров, которые непросто выбрать по одному описанию и списку характеристик.
Как организовать трансляцию
Отсутствие четкого сценария, свободное общение с ведущим стрима и другими зрителями отличают современные шопинг-стримы от телемагазинов прошлого. Чтобы организовать такие эфиры, нужны специализированные видеохостинги с чатом, встраиванием каталога товаров и аналитическими инструментами для гибкости и точечного таргетинга.
Перед тем как проводить трансляции, уделите внимание следующему.
- Выбору платформы. Специализированные видеохостинги предлагают минимальную задержку трансляции, онлайн-чат, рестриминг, аналитику и отсутствие рекламы конкурентов. Бесплатные сервисы для трансляций не дадут покупателям бесшовного опыта покупки, а реклама и рекомендации других видео отвлекают зрителей. Например, компания «Ароматный мир» сначала использовала YouTube, встраивая свои ролики в карточки товаров на сайте. Несмотря на рост охватов за счет видеоконтента, ожидаемого роста конверсии не произошло. Причина заключалась в особенностях плеера видеохостинга. YouTube удерживает пользователей внутри своей экосистемы, поэтому после просмотра видео они не возвращались на сайт и не совершали покупку. После переезда видеообзоров на Kinescope среднее время пребывания в карточках товара увеличилось на 7%.
- Интерактивности. Механики геймификации, персонализация и акции повышают вовлеченность и конверсию. Важно заранее решить, что из этого вы будете использовать. Если уверенности пока нет, начните с небольшой скидки и экспериментируйте. Все интерактивные механики — от рандомайзера до викторин — являются масштабируемыми инструментами, эффективность которых зависит не от размера и сферы деятельности компании, а от качества продуманной интеграции в пользовательский опыт и экономической модели.
- Комбинации форматов. Кроме стримов, хорошо работают видео с товаром, отзывы и обзоры в карточках. Больше видеоформатов — выше конверсии.
Готовые платформы для трансляций вроде Kinescope, CDNvideo, Yandex Cloud Video обходятся дешевле, чем разработка собственного решения с нуля, поэтому крупные бренды отдают предпочтение им.
Внутри таких сервисов доступны дополнительные интеграции, например встроенные формы для сбора лидов, большое пространство для хранения, набор инструментов для разработчиков и техническая поддержка.
Малый бизнес чаще выбирает открытые платформы и соцсети, например «VK Видео» и Telegram, чтобы снизить затраты и избежать ограничений зарубежных сервисов. На этих площадках много отвлекающих факторов, например параллельно приходят сообщения в мессенджере, всплывает реклама посторонних продуктов и услуг. Все это снижает эффективность эфиров. Хотя плюсы тоже есть: интеграция с социальной сетью и таргетированная реклама помогают привлекать новых покупателей.
Кому нужны онлайн-трансляции
По данным исследования покупательского поведения от Brightcove, среди категорий товаров, где видео чаще всего влияют на решение о покупке, лидируют:
- электроника — 81%,
- игрушки — 80%,
- материалы и инструменты для ремонта — 78%,
- мебель и декор — 76%,
- спортивные товары — 76%.
Косметика показывает 66%, одежда — 61%, а продукты питания замыкают список с минимальным значением — 38%.
Если товар относится к категории с показателем выше 50%, внедрение видео стоит сделать приоритетом, чтобы иметь преимущество перед конкурентами и помочь покупателям с выбором. Создание простого короткого ролика (15–30 секунд) обходится в 1–15 тыс. руб., поэтому этот формат доступен даже при скромном бюджете.
Как будет развиваться телемагазин в 2025 году: три главных тренда
Традиционные телемагазины остаются популярными среди людей старше 60 лет, особенно в регионах. В 2024 году этот рынок достиг 100 млрд. руб., но финансовые сложности подрывают позиции телемагазинов. Так, канал Shop& Show прекратил вещание из-за долгов в 1 млрд руб. при прибыли всего 3,8 млн в 2023 году. «Магазин на диване» все активнее переходит в онлайн и трансформируется в три основных формата.
- Стримы от брендов. 72% пользователей предпочитают для знакомства с продуктом видео, а не текст. Еще 14% чувствуют большую уверенность в покупке, когда видят товар на стриме. Больше всего на эфирах покупателей привлекают скидки — 39% покупателей покупают товары со стримов по этой причине. Крупные ретейлеры получают выгоду от шопинг-стримов, поэтому тренд на них только усилится.
- Социальная коммерция. Малый бизнес в России задействует Telegram и VK для сбора предзаказов, а короткие видео — для бесплатной рекламы. TikTok и схожие платформы превратились в современный аналог телемагазинов: в ленте всплывают рекомендации с товарами, доступными через TikTok Shop или по ссылке в комментариях под роликом. Этот элемент социальной коммерции усиливается стримами, но удерживать интерес аудитории — непростая задача: средняя длина видео в TikTok составляет 42,7 секунды, а лента бесконечна. Однако это не мешает TikTok быть рабочим инструментом продаж: в «Черную пятницу» 2024 года только в США через TikTok Shop продали товаров на $100 млн, а зрители посмотрели 30 тыс. стримов.
- Контентплейсы. Wildberries представил приложение Wibes, которое интегрирует короткие видео — обзоры, отзывы и подборки — с прямыми ссылками на товары маркетплейса. Этот формат объединяет простоту «тиктоков» с практической ценностью для покупателей и преимуществами для продавцов. Алгоритмы подстраивают ленту под предпочтения пользователя, что в будущем может увеличить конверсию на платформе WB. В это же время «Яндекс» поместил сервис «Ритм» на главную поисковую страницу, чтобы привлечь дополнительный трафик на сайты брендов-рекламодателей. Формат контентплейсов недавно пришел из Китая, поэтому оценить его результативность пока сложно. Можно предположить, что с учетом любви россиян к скидкам, привычки листать ленту в поисках идей и изобретательности локальных брендов, контентплейсы могут стать следующим большим шагом в эволюции «Магазина на диване».
Бабушкам не стоит беспокоиться: телемагазин не исчез — он просто стал интерактивным, мобильным и многоканальным, и теперь мы зовем его шопинг-стримом.
*принадлежит компании Meta, которая признана запрещенной организацией на территории России