Поделиться • 12 декабря 2025
«Она вас не съест, и это не плесень»: как студентка запустила производство мебели премиум-сегмента из грибов
«Она вас не съест, и это не плесень»: как студентка запустила производство мебели премиум-сегмента из грибов

Пять лет назад мы с командой энтузиастов начали эксперименты по созданию технологии выращивания вещей из мицелия. Как дизайнеру, мне хотелось найти способ создавать предметы, не вредя планете. На старте наша лаборатория помещалась на подоконнике в питерской коммуналке, грибы росли в банках из-под хумуса. Расскажу, как из коммунальной квартиры мы переехали на собственный завод и почему приходится убеждать клиентов, что гриб не съест их кота.
Пять лет назад мы с командой энтузиастов начали эксперименты по созданию технологии выращивания вещей из мицелия. Как дизайнеру, мне хотелось найти способ создавать предметы, не вредя планете. На старте наша лаборатория помещалась на подоконнике в питерской коммуналке, грибы росли в банках из-под хумуса. Расскажу, как из коммунальной квартиры мы переехали на собственный завод и почему приходится убеждать клиентов, что гриб не съест их кота.
Спустя год работы в «комнатных» условиях я решилась арендовать офис, который вместе с друзьями-инженерами на свою зарплату и кредитные деньги переоборудовала в лабораторию. На протяжении развития разработки нам удалось взять 120 тыс. руб. грантов. Первые годы мы существовали на мои сбережения — я параллельно работала, училась и развивала стартап.
После лаборатории мы собрали опытный цех — помещение 60 кв. м, создали его из подручных материалов. В 2023 году мы начали делать первые предметы мебели на продажу. В 2024 году я смогла продать долю в компании (сумму сделки автор не раскрывает. — Прим. ред.), и на эти деньги мы открыли свое предприятие. За эти годы в разработку и оборудование было вложено более 38 млн. руб. (включая заемные средства и инвестиции).
На заводе делаем мебель и функциональные грибные предметы — изделия для бытового использования, например, часы или украшения, а в лаборатории создаем строительные материалы.
Мы исследуем технологии, которые могли бы сократить экологические издержки традиционного производства. Например, чтобы сделать стол, нужно сначала поехать в лес, сжигая бензин и оставляя по дороге шлейф из резиновой крошки, которая будет разлагаться десятилетиями. Потом — срубить дерево: новое будет расти десятки лет, если его кто-то посадит. Далее нужно сточить лишние части. Эти отходы можно компостировать, но на практике чаще всего мусор просто закапывают. В итоге мы получаем очень дорогое с точки зрения воздействия на природу производство.
Мы выкладываем грибы так, чтобы они сразу росла в форме стола или стула. Выращиваем изделия у себя на заводе, чтобы не ехать в лес или поле. Не измельчаем и не используем связующие элементы. А еще мы научились «скармливать» грибам вторичное сырье на основе пластика: они питаются, чтобы вырасти, а мы занимаемся переработкой.


У нас есть несколько вариантов технологических решений, работающих на производстве:
Параллельно мы продолжаем разработки:
В процессе работы я поняла, что выводить такие непривычные для массового пользователя продукты на рынок — тяжелая задача. Высокое недоверие к инновационным материалам — это естественная реакция общества, привыкшего к проверенным временем решениям. Двадцать лет назад с аналогичным скептицизмом относились к переработанному пластику, который сегодня стал нормой в упаковке и мебели.
Чтобы преодолеть этот барьер, мы сотрудничаем с людьми, которые занимаемся экологическим просвещением — делаем мерч как партнеры или приезжаем выступать на мероприятиях. Например, мы работали с фондом «Доброделы»: делали для них рамки из мицелия (это грибная основа для биоматериалов). Подопечные фонда их расписали на организованном нами экопросветительском мастер-классе, и рамки стали памятными подарками для спонсоров.
А в прошлом месяце мы создали сувениры для гостей двух экологически ориентированных мероприятий:
За 2025 год мы прочитали 20 лекций для взрослых и провели 22 мастер-класса для детей на безвозмездной основе в партнерстве с АО «Невский Экологический Оператор», Комитетом по природопользованию и экологии и Фондом «Огонек Добра».
Также мы начали думать про создание специальных проектов, чтобы как можно больше быть в поле зрения у людей. Например, летом мы хотим выпустить арт-объект для ИТМО (ранее — Ленинградский институт точной механики и оптики, ЛИТМО. — Прим. ред.), я сейчас пишу там диплом и хочу связать его с объектом из мицелия.
Надо показывать, что за этим будущее, тогда окружающие привыкнут к грибам, как когда-то к пластику. Сейчас работа выглядит как арт-объект из грибов, с которым посетители смогут взаимодействовать и получать позитивный органолептический опыт. А университет организует выставку в одном из музеев Санкт-Петербурга. Я думаю, это поможет повысить планку доверия к материалам из мицелия у широкого круга посетителей события.
Социальный барьер усиливается стереотипами: потребители опасаются, что продукт «съест» их самих. Так как наш гриб растет в формах, поглощая вторичное сырье, у многих возникает неприятная ассоциация. Люди всерьез думают, что гриб может продолжить расти у них дома и съесть кота, который забрался в грибной шкаф. Недоверие подогревают игры и фильмы наподобие The last of us, где гриб преподносится как нечто опасное. Также многие думают, что мы работаем с плесенью (спойлер — нет!).
По понятным причинам я не могу перечислить названия компаний, но внедрять материалы из грибов отказывались не только менеджеры в малом бизнесе, но и топы федеральных организаций. Они не хотят брать на себя риски и идти на внедрение нового, незнакомого. Негативная ассоциация с плесенью или с грибом-убийцей несет для них слишком много потенциальных убытков от использования.
Получается замкнутый круг: без доверия нет спроса, а без спроса нет денег, чтобы быстро масштабировать бизнес.
Как и в случае с социальными барьерами, мы решили выйти из положения через просвещение. Что делаем:
Мы пытались играть в массовый продукт и чуть не обанкротились. Себестоимость производства из гриба ниже, чем из дерева. Если делать массовый продукт, разница может быть до 12%, а в некоторых случаях продукт из мицелия в 2 и более раз дешевле аналогов. Мы сделали на это большую ставку, создав каталог массовых продуктов.
Оказалось, массовый и доступный продукт никому не нужен: большинство предпочтет грибной табуретке «проверенную» деревянную с онлайн-маркета.
Спрос на товар массового потребления из грибов буквально нужно создавать с нуля: а это миллионные вложения в маркетинг во всех его проявлениях. Осознав это, мы решили пойти на рынок авторских решений в предметном дизайне. Зашли в нишу очень просто: через сарафанное радио, выставки и дизайнеров, которые этот материал внедряют в свои проекты. Например, мы выставляемся в Третьяковской галерее на выставке «Российский дизайн 1915–2025».
Нашу мебель реально стали покупать. В премиум сегменте ценят новое. А вид грибной фактуры неожиданно покорил многих дизайнеров и архитекторов, сделав их нашими проводниками на рынок.
Один из ярких кейсов — создание стола по проекту Архитектурного дизайн-бюро «Геометрия». Или застройка переговорных комнат под ключ на ПМЭФ-2025 и производство плафонов для форума «Офис Некст», за которые заказчик даже получил премию. А сейчас мы создали столы для стенда-партнера на Московской неделе интерьера и дизайна.


Вся премиальная линейка для нас — это попытка «приучить» будущего клиента к новой технологии. В конце 2026 года мы готовимся выйти на рынок с тремя новыми зелеными решениями в области строительства:
Разработка технологии создания стройматериалов обошлась нам в 18 млн руб.
Это позволит нам постепенно отказаться от модели создания исключительно премиальной мебели «не для всех», ведь изначально задачей проекта было создание масштабируемых зеленых технологий, устойчивых экономически.
В ближайший год мы планируем потратить порядка 70 млн руб. на проектирование и оборудование новой линии.
Массовый продукт отличается от премиального тем, что в нем мы уходим от индивидуальных сложных форм и ручного труда мастеров по отливке изделий из грибов и внедряем автоматизированные участки. Один раз мы уже обожглись из-за того, что не учли скепсис покупателей. Теперь у нас достаточно опыта и ресурсов для такого запуска.
При этом премиальную мебель мы делать не перестанем, мы лишь планируем открыть другое юридическое лицо и новую отдельную производственную линию массового продукта для строительства.