Поделиться • 28 октября 2025
«Не средство передвижения, а медиацентр на колесах». 3 принципа основателя стартапа для музыки в автомобилях
«Не средство передвижения, а медиацентр на колесах». 3 принципа основателя стартапа для музыки в автомобилях

Мы с командой разрабатывали новую технологию обработки звука 10 лет. Внезапно оказалось, что наша аудитория — не музыканты, а автолюбители. На своем опыте расскажу, как выбрать перспективную нишу и почему не страшно ошибаться в процессе.
Мы с командой разрабатывали новую технологию обработки звука 10 лет. Внезапно оказалось, что наша аудитория — не музыканты, а автолюбители. На своем опыте расскажу, как выбрать перспективную нишу и почему не страшно ошибаться в процессе.
Более трети стартапов закрываются, потому что не создают действительно нужный рынку продукт: не находят product-market fit. Для deeptech-проектов это особенно болезненно: можно потратить годы только на разработку технологии, а потом обнаружить, что спроса на нее нет. С этим столкнулся и я.
В процессе разработки технологии мы не раз делали провальные прототипы и начинали заново. Но череда неудач позволила придумать решение, актуальное для любой индустрии, так или иначе связанной с аудио — будь то звукорежиссура, гейминг или авто. Этот опыт позволил нам выделить главные принципы, которые помогают стартапу без потерь найти нишу и закрепиться в ней.
Ориентироваться на личный опыт
Хорошие идеи не берутся «из ниоткуда». Мой путь к созданию GPU Audio был непростым, но только потом я осознал, что вокруг этой идеи строилась вся моя жизнь. Еще в университете в качестве дипломной работы я выбрал адаптацию алгоритмов для архитектуры графических процессоров. Потом, когда я работал совсем в другой области — риск-менеджмент в банке — придумал программировать ботов с помощью графических процессоров, обрабатывая большие массивы данных для дневной и высокочастотной торговли. Так я и приобрел первый опыт применения GPU на практике.
Наша компания использует графические процессоры — GPU, Graphics Processing Units — для обработки звука в реальном времени. В аудиоиндустрии десятилетиями полагались на цифровые сигнальные процессоры, но их производительность ограничена. GPU же могут за секунды выполнять тысячи операций и обрабатывать десятки звуковых потоков.
В компании Pickpoint я разработал систему автоматических обновлений для сотен постаматов и ускорил процесс в десятки раз. А позже участвовал в создании платформы защищенных коммуникаций с шифрованием «военного уровня». Это значит, что решение должно было отвечать максимально строгим стандартам безопасности.
Хотя эти проекты никак не связаны с нынешним моим бизнесом, они позволили мне научиться программировать GPU в условиях систем реального времени. А еще показали, как решать сложные инженерные задачи, мыслить одновременно системно и нестандартно.
Это помогло на стадии создания стартапа. Мы объединили опыт моего кофаундера-звукорежиссера с физико-математическим образованием и мой опыт инженера со специализацией на графических процессорах. К тому же, «перепрошивка» мышления проектами из разных сфер помогла нам не испугаться технических сложностей.
Выбирать ниши, где проще масштабироваться
Когда наша технология доказала свою состоятельность, мы начали делать на ее основе готовые продукты для музыкантов, продюсеров, композиторов, звукорежиссеров и аудиоинженеров. Однако довольно быстро стало ясно — на этом рынке огромная конкуренция.
«Заставить» нашу целевую аудиторию приобрести еще одно решение сложно. Свою роль сыграл и фактор пандемии. Мы увидели, как после окончания COVID-19 спрос на продукты многих компаний из индустрии профессионального аудио падал на 30–50% от года к году.
Тогда мы изменили стратегию. Вместо того, чтобы конкурировать с другими бизнесами, мы предложили им усовершенствовать свой софт. Мы начали продавать SDK (Software Development Kit — набор инструментов для разработчиков). С его помощью компании могут запускать нейросетевые алгоритмы, обрабатывать многоканальные форматы в режиме реального времени и выполнять другие сложные задачи. Так мы стали не еще одним приложением, а инфраструктурой, на которой строятся инновационные решения для индустрии профессионального аудио. На такой стратегический пивот у нас ушло до года интенсивных работ.
Смотреть на индустрии с «технологическим долгом»
Автомобильная индустрия, на первый взгляд, не самый очевидный рынок для нашей технологии. Однако в процессе анализа мы поняли, что именно в нем есть огромный потенциал для глобального роста компании.
Современные машины — уже не просто средства передвижения, а настоящие передвижные медиацентры, которые работают на мощных чипах от Qualcomm. Водитель может слушать подсказки виртуального ассистента, пассажир на переднем сидении — слушать музыку, на заднем — смотреть фильм.
Проблема в том, что разделить эти звуковые потоки без наушников невозможно. Аудио в автомобиле воспроизводится в едином пространстве, так что аудиопотоки из разных источников смешиваются, мешают друг другу и ухудшают пользовательский опыт для всех. Чтобы это изменить, нужно активно подавлять звук из одной зоны для других слушателей. В отличие от GPU, CPU и DSP не позволяют это сделать ввиду ограниченной производительности.
Графические процессы могут выполнять сотни вычислений для компенсации звука, чтобы водитель и каждый из пассажиров одинаково четко слышали без наушников свой собственный, персонализированный аудиопоток. Для этого учитываются геометрия салона, акустические свойства материалов, расположение динамиков, их характеристики, положение сидений и даже головы слушателя.
Важно, что система работает как программное обеспечение. Ее можно установить в авто без дополнительного оборудования в любой момент по модели Over-the-Air (без физического подключения к девайсу). За счет этого и стоимость установки на порядок ниже, чем могла бы быть при необходимости менять «железо».
Мы заключили первый контракт с крупным автопроизводителем. При этом объем мирового рынка информационно-развлекательных систем для авто в 2024 году оценивался почти в $34 млрд, и прогнозируется, что он вырастет до $58 млрд к 2032 году. Для стартапа это означает возможность масштабироваться на глобальном уровне на хорошо сегментированном рынке.
Так, мы поняли, что перспективные ниши могут быть скрыты в крупных индустриях, где технологии не поспевают за изменившимися привычками пользователей. Там, где есть «технологический долг», есть и отличный шанс для инноваций. Однако внедрять новые решения клиентам должно было легко. Если продукт не требует сложной интеграции и приносит ощутимую ценность, с ним можно преуспеть даже на консервативных рынках.