«Не средство передвижения, а медиацентр на колесах». 3 принципа основателя стартапа для музыки в автомобилях

Поделиться • 28 октября 2025

«Не средство передвижения, а медиацентр на колесах». 3 принципа основателя стартапа для музыки в автомобилях

«Не средство передвижения, а медиацентр на колесах». 3 принципа основателя стартапа для музыки в автомобилях

Александр Талашов

Авторы: Александр Талашов, основатель и CEO GPU Audio

Фото: Unsplash


Мы с командой разрабатывали новую технологию обработки звука 10 лет. Внезапно оказалось, что наша аудитория — не музыканты, а автолюбители. На своем опыте расскажу, как выбрать перспективную нишу и почему не страшно ошибаться в процессе.

Мы с командой разрабатывали новую технологию обработки звука 10 лет. Внезапно оказалось, что наша аудитория — не музыканты, а автолюбители. На своем опыте расскажу, как выбрать перспективную нишу и почему не страшно ошибаться в процессе.

Более трети стартапов закрываются, потому что не создают действительно нужный рынку продукт: не находят product-market fit. Для deeptech-проектов это особенно болезненно: можно потратить годы только на разработку технологии, а потом обнаружить, что спроса на нее нет. С этим столкнулся и я.

В процессе разработки технологии мы не раз делали провальные прототипы и начинали заново. Но череда неудач позволила придумать решение, актуальное для любой индустрии, так или иначе связанной с аудио — будь то звукорежиссура, гейминг или авто. Этот опыт позволил нам выделить главные принципы, которые помогают стартапу без потерь найти нишу и закрепиться в ней.


Принцип № 1

Ориентироваться на личный опыт

Хорошие идеи не берутся «из ниоткуда». Мой путь к созданию GPU Audio был непростым, но только потом я осознал, что вокруг этой идеи строилась вся моя жизнь. Еще в университете в качестве дипломной работы я выбрал адаптацию алгоритмов для архитектуры графических процессоров. Потом, когда я работал совсем в другой области — риск-менеджмент в банке — придумал программировать ботов с помощью графических процессоров, обрабатывая большие массивы данных для дневной и высокочастотной торговли. Так я и приобрел первый опыт применения GPU на практике.

Наша компания использует графические процессоры — GPU, Graphics Processing Units — для обработки звука в реальном времени. В аудиоиндустрии десятилетиями полагались на цифровые сигнальные процессоры, но их производительность ограничена. GPU же могут за секунды выполнять тысячи операций и обрабатывать десятки звуковых потоков.

В компании Pickpoint я разработал систему автоматических обновлений для сотен постаматов и ускорил процесс в десятки раз. А позже участвовал в создании платформы защищенных коммуникаций с шифрованием «военного уровня». Это значит, что решение должно было отвечать максимально строгим стандартам безопасности.

Хотя эти проекты никак не связаны с нынешним моим бизнесом, они позволили мне научиться программировать GPU в условиях систем реального времени. А еще показали, как решать сложные инженерные задачи, мыслить одновременно системно и нестандартно.

Это помогло на стадии создания стартапа. Мы объединили опыт моего кофаундера-звукорежиссера с физико-математическим образованием и мой опыт инженера со специализацией на графических процессорах. К тому же, «перепрошивка» мышления проектами из разных сфер помогла нам не испугаться технических сложностей.


Принцип № 2

Выбирать ниши, где проще масштабироваться

Когда наша технология доказала свою состоятельность, мы начали делать на ее основе готовые продукты для музыкантов, продюсеров, композиторов, звукорежиссеров и аудиоинженеров. Однако довольно быстро стало ясно — на этом рынке огромная конкуренция.

«Заставить» нашу целевую аудиторию приобрести еще одно решение сложно. Свою роль сыграл и фактор пандемии. Мы увидели, как после окончания COVID-19 спрос на продукты многих компаний из индустрии профессионального аудио падал на 30–50% от года к году.

Тогда мы изменили стратегию. Вместо того, чтобы конкурировать с другими бизнесами, мы предложили им усовершенствовать свой софт. Мы начали продавать SDK (Software Development Kit — набор инструментов для разработчиков). С его помощью компании могут запускать нейросетевые алгоритмы, обрабатывать многоканальные форматы в режиме реального времени и выполнять другие сложные задачи. Так мы стали не еще одним приложением, а инфраструктурой, на которой строятся инновационные решения для индустрии профессионального аудио. На такой стратегический пивот у нас ушло до года интенсивных работ.


Принцип № 3

Смотреть на индустрии с «технологическим долгом»

Автомобильная индустрия, на первый взгляд, не самый очевидный рынок для нашей технологии. Однако в процессе анализа мы поняли, что именно в нем есть огромный потенциал для глобального роста компании.

Современные машины — уже не просто средства передвижения, а настоящие передвижные медиацентры, которые работают на мощных чипах от Qualcomm. Водитель может слушать подсказки виртуального ассистента, пассажир на переднем сидении — слушать музыку, на заднем — смотреть фильм.

Проблема в том, что разделить эти звуковые потоки без наушников невозможно. Аудио в автомобиле воспроизводится в едином пространстве, так что аудиопотоки из разных источников смешиваются, мешают друг другу и ухудшают пользовательский опыт для всех. Чтобы это изменить, нужно активно подавлять звук из одной зоны для других слушателей. В отличие от GPU, CPU и DSP не позволяют это сделать ввиду ограниченной производительности.

Графические процессы могут выполнять сотни вычислений для компенсации звука, чтобы водитель и каждый из пассажиров одинаково четко слышали без наушников свой собственный, персонализированный аудиопоток. Для этого учитываются геометрия салона, акустические свойства материалов, расположение динамиков, их характеристики, положение сидений и даже головы слушателя.

Важно, что система работает как программное обеспечение. Ее можно установить в авто без дополнительного оборудования в любой момент по модели Over-the-Air (без физического подключения к девайсу). За счет этого и стоимость установки на порядок ниже, чем могла бы быть при необходимости менять «железо».

Мы заключили первый контракт с крупным автопроизводителем. При этом объем мирового рынка информационно-развлекательных систем для авто в 2024 году оценивался почти в $34 млрд, и прогнозируется, что он вырастет до $58 млрд к 2032 году. Для стартапа это означает возможность масштабироваться на глобальном уровне на хорошо сегментированном рынке.

Так, мы поняли, что перспективные ниши могут быть скрыты в крупных индустриях, где технологии не поспевают за изменившимися привычками пользователей. Там, где есть «технологический долг», есть и отличный шанс для инноваций. Однако внедрять новые решения клиентам должно было легко. Если продукт не требует сложной интеграции и приносит ощутимую ценность, с ним можно преуспеть даже на консервативных рынках.