«Медленная мода» стоит дорого: как с нуля запустить fashion-бренд, не следующий трендам

Поделиться • 12 сентября 2025

«Медленная мода» стоит дорого: как с нуля запустить fashion-бренд, не следующий трендам

«Медленная мода» стоит дорого: как с нуля запустить fashion-бренд, не следующий трендам

Обложка
Екатерина Марахова

Текст: Екатерина Марахова — основатель российского бренда женской одежды Sayyesbaby

Фото: Unsplash


Мы запускали Sayyesbaby пять лет назад. Тогда мы сделали выбор в пользу открытия собственного цеха, а не контрактного производства. Возможно, сейчас мы поступили бы иначе. Сейчас марка производит 10 тыс. изделий в год, а команда из 25 человек шьет одежду для 193 тыс. подписчиков. Расскажу, насколько дороже содержать свое производство и с какими еще трудностями можно столкнуться, выходя на рынок.

Мы запускали Sayyesbaby пять лет назад. Тогда мы сделали выбор в пользу открытия собственного цеха, а не контрактного производства. Возможно, сейчас мы поступили бы иначе. Сейчас марка производит 10 тыс. изделий в год, а команда из 25 человек шьет одежду для 193 тыс. подписчиков. Расскажу, насколько дороже содержать свое производство и с какими еще трудностями можно столкнуться, выходя на рынок.

Перепродавать или делать самим

При выходе на рынок fashion-ретейла у предпринимателей есть два варианта развития:

  • быть селлером, который приобретает одежду на зарубежных маркетплейсах, например китайских, а потом перепродает на российских. Такой вариант подходит тем, кто хочет заработать в краткосрочной перспективе;
  • запустить собственный бренд — такой вариант предполагает долгосрочную стратегию, создание комьюнити, выстраивание доверительных отношений с клиентами, чтобы превратить их в адвокатов бренда.

Если вы выбираете второй вариант, возникает следующая дилемма: открыть собственный цех или выбрать контрактное производство? Мы выбрали открыть собственный цех, потому что так можно контролировать производство на всех его этапах и быть уверенным в качестве. Наш цех с промышленным швейным оборудованием находится в Гусь-Хрустальном Владимирской области. Мы открыли его в 2020 году.

Многие компании предпочитают работать по аутсорсингу, поскольку содержать собственный полный цикл производства обходится дороже на 40–60%. Тем не менее, в нашем случае наличие швейного цеха оказалось выгодным решением, потому что он расположен за пределами столицы. Помещения в московской области мы даже не рассматривали.

Сколько стоит швейное оборудование

Профессиональные раскройные столы, промышленные швейные машины и паровые манекены — дорогое удовольствие. Например, классическая машинка (прямострочка или оверлок) еще пять лет назад нам обошлась примерно в 140–150 тыс. руб.

А на одну единицу дополнительного оборудования — это прессы, резиночные, кнопочные, клепочные и прочие инструменты — цена варьировалась от 50 до 100 тыс. руб. В общей сложности на покупку оборудования, а это 20–23 машины, у нас ушло 40–50% бюджета.

Сейчас стоимость увеличилась вдвое. Но зато найти качественное оборудование не было проблемой. У нас этим занимался начальник производства, он быстро нашел проверенных поставщиков. Со временем мы убедились в том, что даже на вторичном рынке можно приобрести оборудование в хорошем состоянии, а стоимость будет ниже на 25–30%.

Как правильно закупать сырье

С правильным подходом преодолеть трудности в поисках поставщиков сырья вполне реально. Основные сложности для нас заключались в том, чтобы обеспечить стабильное качество материалов и соблюдение сроков поставок. Как показывает практика, успешно решить этот вопрос помогает формирование гибридной стратегии закупок.

Так, базовые и премиальные ткани мы закупаем у проверенных российских комбинатов, которые за последние три года значительно модернизировали производство и адаптировались к запросам разных сегментов рынка. А специализированные материалы импортируются с зарубежных рынков, что позволяет гибко реагировать на спрос и поддерживать высокое качество продукции. Как раз изготовление джинсовых изделий у нас выглядит именно так: фабрика-партнер в Турции производит под наш конкретный запрос джинсовый материал.

В России у нас тоже есть несколько партнеров. Лучше всего искать их через специализированные торговые площадки, ярмарки, выставки, бизнес-форумы и профессиональные ассоциации. Там можно проверить репутацию поставщиков, почитать отзывы и рекомендации, увидеть образцы тканей, обсудить условия сотрудничества и наладить личные контакты.

Найти профессиональную команду

Сейчас разработкой ассортимента, проектированием, моделированием, пошивом занимается команда из 25-ти сотрудников. За год мы изготавливаем 10 тыс. изделий. Регулярно, раз в две недели, проводим собрания для сотрудников, на которых делимся своими идеями, придумываем новые модели и рассматриваем использование разных материалов в том числе.

В швейный цех требуются специалисты с определенными навыками работы с конкретным ассортиментом. Конструктор разрабатывает новые модели или улучшает существующие. Технолог разбирается в материалах и знает все о посадке изделий. В небольших цехах эти функции обычно выполняет кто-то из швей, у нас так было на старте. Также нужны специалисты по раскрою ткани. Наконец, руководитель производства, который отвечает за планирование и учет на складе.

Найти таких специалистов оказалось непросто. Людей, способных удовлетворить спрос и, в частности, швей с каждым годом все меньше. Поиском сотрудников и их развитием нужно заниматься постоянно. Когда наших сотрудников стало больше, многие вакансии мы стали закрывать быстрее по рекомендациям.

Флагманский продукт должен быть один

Важно не только предложить качественный продукт, но и создать эмоциональную связь с клиентами, чтобы они стали постоянными покупателями. Поэтому еще при разработке концепции бренда нужно определить ключевую потребность, которую вы закроете.

Нашим флагманским продуктом стали базовые хлопковые костюмы. Мы сознательно выбрали эту нишу, несмотря на обилие конкурентов. Массовый рынок предлагает либо формальный стиль, либо домашнюю одежду, создавая разрыв между ними. Мы увидели растущий спрос на капсульный гардероб — вещи, которые экономят время на выбор наряда и сочетают стиль с комфортом. Наши дальнейшие опросы и анализ покупок показали, что современные потребители ценят практичность и стремятся к универсальности. Поэтому выбрали в качестве первого продукта — базовые вещи. Например, хлопковая рубашка стоит 14 тыс. руб., а брюки из той же коллекции — 11 тыс. руб.

При этом в дальнейшем не стоит концентрироваться только на определенном сегменте и слишком сужать аудиторию. Подумайте, как можно объединить большую группу людей. Мы за основу взяли концепцию «женщина в разных состояниях». То есть мы предлагаем разные продукты — от базовых комбинаций до вечерних образов.

Мы также решили сосредоточиться не на постоянно меняющихся трендах, а на альтернативе — «медленной моде». Многие бренды стремятся угнаться за быстрыми переменами потребительских предпочтений. Из-за этого производители экономят на материалах, возникают проблемы с качеством. Кроме того, массовое производство и быстрые циклы обновления коллекций значительно увеличивают отходы и отрицательно сказываются на экологии.

От клиентских дней до партнерств: как продвигать бренд

Все доступные инструменты продвижения стоит использовать комплексно.

Сайт и интернет-магазин

Быть всегда на связи с клиентами, отвечать за качество и доставку лично — важное условие нашей работы. На маркетплейсах эти процессы контролировать сложнее. Поэтому наш товар сейчас эксклюзивно представлен только на собственных площадках. Например, для выхода на маркетплейс «Ламода» нам необходимо быстро формировать крупные партии товара для передачи на их склад. Но наша производственная модель работает по иному принципу: мы шьем изделия небольшими партиями в режиме реального времени, оперативно реагируя на спрос. Это исключает возможность накопления значительных складских остатков, требуемых площадкой.

Кроме того, нас не устраивает и действующая политика возвратов. Процесс регулирования подобных вопросов полностью передается в руки сторонней площадки, что может привести к спорным ситуациям и финансовым потерям. Нет надежных страховых механизмов, которые защищали бы нас в случае возврата поврежденного или испорченного товара.

Отзывы покупателей

Люди доверяют рекомендациям как своих знакомых, так и мнению большинства в интернете. Поэтому мы анализируем отзывы ежедневно на всех ключевых площадках: на сайтах, в социальных сетях и в шоу-руме. Мы не только мониторим, но и отвечаем на каждый отзыв.

Яркий пример улучшений по итогам такой работы — ситуация с прошлогодней коллекцией. Пользователи в отзывах отмечали, что хотя концепция интересна, некоторые элементы дизайна оказались не практичными. Мы скорректировали производственный план: убрали самые спорные элементы, а также усилили работу с клиентами, выпустив серию материалов о том, как комбинировать новые вещи.

Социальные сети

Лучший инструмент, позволяющий рассказывать потенциальным клиентам о бренде, его ценностях, продуктах. С их помощью можно взаимодействовать с клиентами в режиме реального времени: вести диалог, обсуждать вопросы, получать отклик и узнавать о предпочтениях аудитории, показать «закулисье» и рассказать о команде. У нас практически весь трафик идет через соцсети, где у нас 193 тыс. подписчиков, на сайте за 2024 год прошло 1500 продаж.

Офлайн-пространства

Полноценный магазин требует существенных финансовых вложений, но начать можно с шоу-рума. Нам такой формат с примеркой приносит 40% продаж. Также его наличие позволяет проводить клиентские дни и лично знакомиться с комьюнити бренда.

Изначально наш бренд был только на онлайн-площадках — сайт и соцсети, которые хорошо работали, там сформировалась база клиентов, в том числе постоянных. Но год назад решили открыть и шоурум. Это небольшое помещение находится там же, где офис. Эта форма работы подтолкнула нас к необходимости открытия большого магазина, к чему мы сейчас готовимся.

Выставки и ярмарки

Это фактически прямые коммуникации с партнерами, покупателями и СМИ. Также там можно увидеть, что предлагают конкуренты, проанализировать их подходы. Участие помогает лучше понять рыночные тенденции.

Коллаборации с другими брендами

Это обмен аудиториями, повышение охватов, новые касания для продаж. Они вызывают интерес и обсуждения среди клиентов. Мы делаем ставку на сотрудничество с брендами из разных ниш со схожими ценностями. Например, мы сделали коллаборации с танцевальной студией, аромамагазином. А сейчас мы запустили коллаборацию с кафе-пекарней, создали два совместных продукта. При заказе сета покупатель от нас получает мини бокс, где представлены пакет, изделие и визитка с QR-кодом.