«Россияне стали путешествовать смелее»: как изменился выездной туризм в России

Поделиться • 15 июля 2025

«Россияне стали путешествовать смелее»: как изменился выездной туризм в России

«Россияне стали путешествовать смелее»: как изменился выездной туризм в России

Артур Мурадян

Текст: Артур Мурадян, генеральный директор туроператора Space Travel и вице-президент АТОР по международному туризму

Фото: Unsplash (Фото 1, Фото 2)


Неправда, что за границу сейчас ездят только очень состоятельные люди. Россияне путешествуют за границу, и в довольно больших объемах, причем не только в Белоруссию или Абхазию. Да, безусловно, отдых стал дороже. За 100–150 тыс. руб. сейчас практически невозможно найти пляжный заграничный тур. Но это не значит, что у нас доходы не выросли в рублевом эквиваленте. Расскажу, как изменился выездной туризм в России.

Неправда, что за границу сейчас ездят только очень состоятельные люди. Россияне путешествуют за границу, и в довольно больших объемах, причем не только в Белоруссию или Абхазию. Да, безусловно, отдых стал дороже. За 100–150 тыс. руб. сейчас практически невозможно найти пляжный заграничный тур. Но это не значит, что у нас доходы не выросли в рублевом эквиваленте. Расскажу, как изменился выездной туризм в России.

Номер один

Турция остается единственным главным направлением по объему туристического потока — там в прошлом году отдохнули почти 7 млн россиян. Совокупно превышает все остальные направления вместе взятые. Ничего не меняется. То, что мы немного не достигаем допандемийных показателей 2019 года, связано только с экономическим фактором. Перелет стал дольше, билеты дороже. И довольно ослабленный рубль. Все-таки хоть и отыграл, но не вернулся к позициям допандемийных значений, а значит, отдых в Турции дороже, чем он был до пандемии.

Еще Турция умеет играть на элементах черного пиара — например, почти каждый год эта якобы новость, что вот-вот отменят all inclusive. Ее радостно подхватывают СМИ, и это работает: наоборот, подстегивает интерес желающих поехать до того, как могут отменить.

Но по поводу Турции иногда приходят странные сигналы. Пассажиров будут штрафовать за игнорирование табло «пристегните ремни» во время посадки, за то, что встают во время посадки самолета. С багажом у турков проблемы возникают периодически: они не догружают багаж из Антальи, направляя его своими рейсами в Стамбул. Все это, конечно, туристов нервирует, но при этом, повторюсь, Турция безоговорочный лидер по выездному турпотоку.

Конкуренты

Стран, которые могли бы занять место Турции, нет, но ближайшие конкуренты — это Таиланд, ОАЭ и Египет. Но это лидерство не просто так: они над ним работают.

Они дают возможность летать российским перевозчикам и сами летают, несмотря на санкционное давление. Это политика по работе с российским рынком. Дают специальные цены, условия для российского рынка. Местами даже лучше, чем для европейских. Связано с тем, что россияне отдыхают дольше в среднем, чем остальные туристы, поэтому им выгодно.

Плюс это стимулирование продаж за счет различных инициатив и маркетинговых активностей, чтобы напоминать рынку и туристам о своем присутствии.

Прошли времена дешевых туров

В принципе, доступный отдых есть. Это и Египет, это и Шри-Ланка, это и Таиланд. Там вполне бюджетно можно отдохнуть. Да и в Эмираты ездят.

Но надо понимать, что сам по себе отдых за границей подорожал — прошли времена туров по 25 тыс. руб., такого не будет. Но тот же Египет получает довольно существенный трафик именно в среднем сегменте, наверное, большей частью. У Египта 800–900 тыс. туристов в год.

Самостоятельность возвращается

А еще возвращаются самостоятельные туристы, которых стало меньше в 2022 году, когда нам заблокировали карты и закрыли много прямых перелетов. Они покупают отели и билеты через российские агрегаторы.

Я бы сказал так, что у операторов все еще сохраняется примерно 70% продаж за счет организованных туров, но 30% ушли обратно в самостоятельные. Увеличилась доля продаж отдельных элементов турпродукта, например наземного размещения, тогда как билеты туристы приобретают самостоятельно.

Где подешевело

В Египте мы наблюдаем снижение цен, в Юго-Восточной Азии. Сейчас летом цены существенно ниже привычных зимних.

Здесь важен фактор сезонности, потому что, как мы видим, в сезон направления остаются дорогими, а в межсезонные интервалы они, наоборот, существенно снижаются по стоимости, тем самым привлекая туристов на круглогодичной основе. Поэтому летом те же Эмираты, Таиланд очень бюджетные.

Египет вполне остается конкурентом Турции в летний период, хотя у многих представление, что там жара: на самом деле там климат абсолютно одинаковый с Турцией. И, соответственно, в Турции тоже жарко, но при этом туристы туда ездят.

Многие смотрят на географический фактор вылетов из своих регионов. И иногда по этому принципу предпочитают бронировать. Потому что для туристов очень важны максимально короткие маршруты.

При этом направления Юго-Восточной Азии, особенно при отсутствии прямых перелетов в Южную Корею и в Японию, выросли по продажам за счет именно снижения стоимости транзитной перевозки. Очень много стало китайских перевозчиков. И в принципе Китай — одна из самых быстро и динамично растущих стран по притоку российских туристов. И эта страна твердо должна войти в пятерку.

Мы ждем под конец следующего сезона в лидерах и Вьетнам, где с марта идет существенное расширение провозных возможностей. И эта страна будет конкурировать в первую очередь с Таиландом.

Тренды

С точки зрения трендов, я бы, наверное, выделил тренд на мультинаправленность российских туристов. Раньше туристы были привержены одному направлению в течение цикла двух-трех лет. Сейчас в рамках одного цикла они вполне посещают разные полушария. Они не фиксируются на одном направлении: с удовольствием ездят на Ближний Восток, чередуют с Азией.

Плюс все больше сегмент продаж растет именно на транзитной перевозке. Третий тренд — это мы видим на дальних направлениях — не жить в одном отеле все время, а менять их для получения новых впечатлений.

Четвертый тренд связан с открытием новых направлений, куда раньше не летали ввиду отсутствия удобной логистики. Сейчас как раз россияне гораздо более открыты. Мы это видим: Япония, Южная Корея показывают значительные цифры по организованному туристическому потоку. То же самое происходит на рынке Центральной и Южной Африки, в Латинской Америке. То есть туристы стали ездить в места, которые раньше не посещали, потому что было в их представлении дорого. А на деле с учетом дешевизны транзитной перевозки стало удобнее.

Входные барьеры в бизнесе

Большое регулирование отрасли. Если мы говорим про агентскую деятельность, там, конечно, не столь все драконовски. Административные барьеры и конкуренция находятся в довольно острой фазе, понимание рынка требует специальных навыков и персонала.

Основная проблема туризма не открыть бизнес, а найти людей, которые бы в нем работали. Потому что мы наблюдаем реактивный рост зарплат. Последние три года где-то на 75% они выросли.

А маржинальность туризма не сильно поменялась и продолжает стремиться к снижению, потому что мы должны выдерживать ценовую конкуренцию с агрегаторами, которые довольствуются иногда десятыми долями процента, понимая, что они живут на объеме, в отличие от малого и среднего бизнеса, который живет на прибыли.