Поделиться • 27 ноября 2025
На стыке технологий и креатива: 7 ярких проектов бигтеха
На стыке технологий и креатива: 7 ярких проектов бигтеха


Автор: Анастасия Феоктистова, редактор команды экосистемы креативных и маркетинговых коммуникаций премии Silver Mercury
Обложка: Unsplash
От короткометражки, созданной вместе с искусственным интеллектом, до робота-гуманоида, осваивающего боевые искусства, — расскажу о ярких недавних проектах бигтеха и о том, как компании их продвигают.
От короткометражки, созданной вместе с искусственным интеллектом, до робота-гуманоида, осваивающего боевые искусства, — расскажу о ярких недавних проектах бигтеха и о том, как компании их продвигают.
Подавляющее большинство проектов и продуктов в бигтехе сегодня завязаны на ИИ. Согласно отчету Stanford Institute for Human-Centered AI (HAI) за 2023 год, еще одиннадцать лет назад большинство значимых моделей машинного обучения выпускались академическими учреждениями, а сейчас лидерство перешло к индустрии.
Фокус сместился от отдельных экспериментов к созданию сквозных ИИ-экосистем, где интеллектуальные алгоритмы пронизывают все продукты — от облачных платформ и рекламных сетей до потребительских устройств и операционных систем.
Книга Эша Фонтаны The AI-First Company: How to Compete and Win with Artificial Intelligence, рассказывающая, как создать компанию, ориентированную на искусственный интеллект, а также исследования, опубликованные в журнале Nature Machine Intelligence, уточняют, что есть несколько универсальных направлений применения ИИ в технологических компаниях.
Алгоритмы рекомендательных систем (как у Amazon, Netflix, YouTube), основанные на глубоком обучении и коллаборативной фильтрации.
ИИ управляет центрами обработки данных, логистическими сетями и энергопотреблением.
Прорыв в больших языковых моделях, таких как GPT от OpenAI и LaMDA от Google, трансформирует поиск, рекламу и создание контента, делая взаимодействие с техникой более интуитивным.
Технологии распознавания образов стали основой для многих сервисов и систем модерации контента.
Таким образом, использование ИИ в бигтехе перешло из стадии тактического внедрения в стадию стратегического доминирования, где отказ от AI-разработок равносилен выходу из конкурентной гонки.
Современные технологические гиганты по своей сути стали ИИ-компаниями, чей рост практически полностью определяется достижениями в области искусственного интеллекта.
Я выбрала несколько недавних проектов бигтеха, которые особенно запомнились.

В июне на кинофестивале «Трайбека» в Нью-Йорке представили короткометражку ANCESTRA, которая объединяет игровое кино и технологии генеративного искусственного интеллекта. Фильм, созданный командами Google DeepMind и Primordial Soup, рассказывает историю рождения ребенка и сочетает живые сцены с созданными Google Veo, моделью для генерации видео по текстовому запросу. Режиссер картины — Элиза Макнитт.
«Когда искусственный интеллект внедряли в креатив, были скептики. Но сейчас ИИ-технологии увеличивают скорость креативов на 30–40%, а стоимость производства снижается вдвое. ИИ не замена, а суперсила креативщика, главное — ставить задачу и направлять», — говорит Оксана Трофимова, член жюри Silver Mercury и автор книги «100+ лайфхаков эффективного маркетолога».

В конце октября «Яндекс» представил единую нейросеть Алиса AI, которая объединила лучшие разработки компании. У Алисы появились новые функции: теперь она решает задачи по геометрии, подсказывет, где поставить запятую и двоеточие, а еще прокачалась в создании изображений и даже готова взять на себя поздравления друзьям с праздниками и напоминание о рабочих созвонах и сдаче отчета.
По данным Mediascope, в октябре 2025 года Алиса AI стала самым популярным AI-ассистентом в России, обогнав DeepSeek и ChatGPT.
Два года назад «Т-банк» и «VK Музыка» разработали алгоритм «Саундтрат», который показывал статистику трат в виде музыкальной композиции. При этом мелодии и аранжировки создавались при непосредственном участии человека: разработчики пригласили в проект музыканта и композитора Дарью Аврамову, автора проекта Avramova!. Полученный алгоритм анализировал покупки пользователя за год и на основе этих данных создавал персональный аудиотрек. В итоге собственную мелодию создали 1 млн клиентов банка.

Два года назад компания Apple презентовала первый пространственный компьютер Apple Vision Pro, который выглядел как очки дополненной реальности и соединял цифровые медиа и реальное окружающее пространство.
Чтобы продвинуть новую разработку, Apple запустила коллаборацию с Disney+: пользователи могли оказаться в локациях из вселенной Marvel, «Звездных войн». Также компания начала коллаборацию с модными брендами, давая пользователям возможность стать героями фэшн-ролика. Однако покупателей отпугнула цена новой разработки: оказалось, что новые очки-компьютер стоят больше $3 тыс.
В итоге Apple решила сосредоточиться на умных AR-очках, которые, по данным инсайдеров, обещают выпустить в 2027 году. При этом Apple Vision Pro нельзя отказать ни в креативе, ни в мощности.

Робота-гуманоида Optimus компания Tesla представила в 2021 году — и с тех пор видео, где робот обучается чему-то новому, становятся вирусным контентом. Недавно Илон Маск выложил ролик, где Optimus повторяет движения из кунг-фу, а на официальном аккаунте Tesla Optimus появилось видео, где робот совершает те же движения вместе с Джаредом Лето. Однако план по массовому запуску «оптимусов» пока отложен: инженеры не могут добиться движений рук, которые в точности повторяют человеческие.
Денис Кобялко, член жюри Silver Mercury и CMO одной из крупных российских компаний в сфере логистики, рассуждает, могут ли роботы заменить человека в его сфере. «Думаю, ждать придется долго. Есть много нюансов, которые может учесть только человек. Да, часть заказов можно будет отправлять через роботов, но это всегда будет меньший процент от общего числа заказов», — говорит Денис Кобялко.

Китайский техногигант Baidu сделал упор на разработку автомобилей без водителя и несколько лет назад представил Apollo RT6 — роботакси без руля, которое питается от вычислительных блоков. В прошлом году руководство компании сообщило, что беспилотный Apollo RT6 теперь будет стоить $34 525 — около 3 млн руб., то есть автономные машины становятся доступнее для массового покупателя.
О новинках каждый раз объявляют с размахом: каждый год Baidu проводит большую технологическую конференцию. В ноябре этого года компания, среди прочего, представила ERNIE 5.0 — ИИ-модель, умеющую объединять тексты, аудио и изображения и преобразовывать один формат в другой, цифровых людей, которые готовы заменить ведущих и стримеров, и Miaoda, конструктор приложений без кода. Кажется, если восстание машин все-таки состоится, Baidu собирается его возглавить.

TikTok, принадлежащий ByteDance, одной из крупнейших технологических компаний в мире, сейчас проводит большую кампанию по превращению платформы из развлекательной в коммерческую.
Одна из целей — создание тренда на shoppertainment, то есть одновременно и шопинга, и развлечения. В приложении работает функция TikTok Shop, которая позволяет пользователям и брендам продавать товары напрямую через платформу, не покидая приложение.
В октябре TikTok запустил Shop Ads, новое направление, где продавцы ищут партнеров по маркетингу, которые помогут им увеличить продажи. При этом TikTok активно продвигает Shop среди блогеров: они могут брать товары из магазина, снимать видео и получать комиссию за продажи. Также платформа продвигает популярные хэштеги, такие, например, как #TikTokMadeMeBuyIt — «я купил это на TikTok».
Сейчас перед TikTok стоит несколько вызовов, в том числе связанных с ИИ- проектами, говорится в работе китайских исследователей. (A unified pre-trained deep learning framework for cross-task reaction performance prediction and synthesis planning. Nature Machine Intelligence, 2025). Среди прочих исследователи указывают способность платформы конвертировать высокую пользовательскую активность в устойчивые потоки доходов и опасения брендов относительно безопасности.