Поделиться • 16 июля 2025
«Не ждите сразу москвичей с деньгами». Как оценить рынок для открытия турагентства
«Не ждите сразу москвичей с деньгами». Как оценить рынок для открытия турагентства


Текст: Сергей Ромашкин, член комитета РСТ по внутреннему туризму, вице-президент АТОР по внутреннему туризму, генеральный директор туроператора «Дельфин»
Иллюстрация: Unsplash
Рынок внутреннего туризма устойчиво растет начиная с 2021 года. Ежегодный рост в отрасли не менее 10%, а это значит, что за пять лет он вырос почти на 50%. Это хороший результат, нехарактерный для большинства других сфер. Но все же это общие цифры, которые будут отличаться в зависимости от региона и направления. Расскажу о ключевой аналитике, с которой работаю каждый день, а также про то, как оценить сегодня рынок и открыть собственный бизнес.
Рынок внутреннего туризма устойчиво растет начиная с 2021 года. Ежегодный рост в отрасли не менее 10%, а это значит, что за пять лет он вырос почти на 50%. Это хороший результат, нехарактерный для большинства других сфер. Но все же это общие цифры, которые будут отличаться в зависимости от региона и направления. Расскажу о ключевой аналитике, с которой работаю каждый день, а также про то, как оценить сегодня рынок и открыть собственный бизнес.
Сегодня распространено мнение, что путешествовать можно и без турагентов, — особенно если речь идет о поездках по России. Если вам нужен только отель, то, действительно, можно забронировать его самостоятельно. Правда, как правило, туроператоры предлагают более сбалансированный ассортимент по качеству и географии, — ведь мы знаем отели, которые продаем, а значит, и риски ошибиться ниже.
Но при сложных турах — с переездами, гидами, экспедициями — туроператор необходим. Например, в поездках на плато Путорана или Чукотку используется сложная логистика — эти регионы находятся далеко от цивилизации, а климат там суровый и многое зависит от погоды. В таких условиях нельзя не полагаться на специалистов.
Иногда туроператоры помогают туристам даже вне своей зоны ответственности. Это происходит при болезнях или в случаях трагедий. У нас есть большая база контактов и связей, которые помогают решать самые нетривиальные задачи.
В туризме, как и в любом бизнесе, есть три ключевых вопроса:
Пример. У меня есть микроавтобус. Мой продукт — трансфер из аэропорта. Мои туристы — прилетающие пассажиры. Тогда я ставлю рекламу в аэропорту или запускаю таргет на прилетающих. Мне не нужно рекламироваться на всю страну, ведь мои клиенты рядом.
Если смотреть в сторону туркомпаний, то здесь есть два уровня: туроператоры и турагенты. Туроператор формирует продукт (перелет, проживание, экскурсии), а агент продает этот пакет и зарабатывает на комиссии. Обычно она составляет 7–15%.
Чтобы стать туроператором по зарубежному туризму, нужна страховка — она стоит 1,5–2 млн руб. По внутреннему — значительно дешевле. Например, страховка на сумму 500 тыс. будет стоить около 30 тыс. руб.
Важная разница: как правило, туроператор несет ответственность за весь тур. Например, если гид ошибется и группа потеряется — турист предъявит претензии туроператору. Новичкам стоит это учитывать, поэтому я рекомендую начинать с агентств: меньше затрат и ниже градус ответственности. Следует начать с базы, понять индустрию и только потом переходить к формированию своих туров.
Следующий шаг — оценка рынка. Мы в таких случаях считаем число агентов на 100 тыс. человек. Например, если в городе 60 тыс. жителей и 10 агентов, можно открывать еще пять.
Сегодня в России всего около 20 тыс. турагентов. Хорошая новость для новичков: не все из них останутся на рынке к концу года. Но ежегодная ротация 5−7% — это обычная динамика для малого бизнеса в этой сфере. Плюс к этому, 2025 год оказался не самым удачным для внутреннего туризма: и разлив мазута в Анапе, и холодная погоде в июне.
Обычно турагенты опираются на два направления — внутренний и выездной туризм. В Москве доля зарубежных направлений — около 70%, в регионах, наоборот, 70–80% — внутренний туризм.
Кроме того, важно учитывать, что примерно 60–65% туристов отдыхают с середины мая по середину сентября. Если запускаться позже, вы просто потеряете в выручке. Выход из этого простой: смотреть в сторону горнолыжных туров, где сезон начинается осенью. Лучше стремиться и в летние, и в зимние туры — отказываться от одного из сегментов экономически невыгодно.
Кроме того, я рекомендую арендовать офис. Да, сейчас появляется много онлайн-агентов, которые работают удаленно. Обычно они встречаются с туристами лично, только если нужно передать паспорта при оформлении визы.
Но все же тренд последних лет — это возврат в офисы. Дело в том, что туристы больше доверяют агентствам с физическим адресом. Для старта можно арендовать совсем небольшую комнату, нанять сотрудника и потратиться на маркетинг. Онлайн-формат же чаще выбирают те, у кого уже есть наработанная база. При желании можно перейти в онлайн когда появится первая тысяча клиентов.
Примерная динамика по регионам следующая: первое место занимает Краснодарский край (16–17 млн туристов), второе и третье делят Москва и Петербург (около 10 млн каждый), а на четвертом находится Крым. Кроме того, регион лидирует и по темпу: он растет на 35–40% в год. Это значимая точка роста как для пляжного, так и для внутреннего туризма. Для местных предпринимателей это хороший шанс.
При выборе региона в первую очередь важно изучать свое окружение. Хороший пример — Великий Устюг, который всю жизнь продавали как вотчину Деда Мороза. Но сейчас туристический продукт там сильно трансформируется, ведь то, что работало 15 лет назад, уже не актуально. Надо следить за изменениями, понимать свою территорию и желания туристов.
Если вы откроетесь в регионе, не ждите, что к вам будут приезжать условные «москвичи с деньгами». Мы замеряли потоки в Иркутске и Горно-Алтайске, и 90–95% туристов там — из соседних регионов. На Байкале всего 5% туристов из Москвы, остальные — из Иркутской области, Новосибирска, Бурятии.
Но в сфере туризма точно есть место и для начинающих, и для инвесторов. Например, в Дагестане туризм растет на 15−20% в год и сейчас в регионе явно не хватает транспорта, гидов, отелей, глэмпингов и модульных объектов.
Если говорить о перенасыщенных регионах, я бы не смотрел в сторону Москвы: высокий порог входа, высокая конкуренция, регулирование туристических перевозок. Советую смотреть на ближние к вам территории, на которые есть реальный спрос.