Поделиться • 30 апреля 2025
Лапомойка, колясчная и бассейн в ЖК: как застройщики привлекают состоятельных клиентов
Лапомойка, колясчная и бассейн в ЖК: как застройщики привлекают состоятельных клиентов


Текст: Светлана Леонтюк, главный архитектор проекта бюро Apex
Фото: Предоставлены компанией Источник
2024 год для российского рынка недвижимости был непростым. После отмены льготной ипотеки и повышения ключевой ставки ЦБ до 21% многие ждали резкого падения спроса. Продажи действительно сократились — московские застройщики заключили договоров долевого участия на 25% меньше по сравнению с 2023 годом. Но обвала рынка не произошло: люди продолжают покупать жилье, хоть и делают это гораздо более разборчиво. Расскажу, с помощью каких решений можно привлечь придирчивых состоятельных клиентов.
2024 год для российского рынка недвижимости был непростым. После отмены льготной ипотеки и повышения ключевой ставки ЦБ до 21% многие ждали резкого падения спроса. Продажи действительно сократились — московские застройщики заключили договоров долевого участия на 25% меньше по сравнению с 2023 годом. Но обвала рынка не произошло: люди продолжают покупать жилье, хоть и делают это гораздо более разборчиво. Расскажу, с помощью каких решений можно привлечь придирчивых состоятельных клиентов.
Рынок покупателя обострил конкуренцию между застройщиками. Сегодня стандартные критерии выбора — площадь, локация, транспортная доступность — далеко не единственное, на что обращают внимание покупатели.
Простые решения
Иногда совсем небольшие удобства становятся нормой и меняют рынок. Отличный пример — лапомойки. Еще десять лет назад это казалось странной избыточной функцией, а сегодня без них сложно себе представить качественный ЖК. Если рядом три новых дома одного класса, быстрее раскупят квартиры там, где застройщик позаботился о питомцах.
Для бизнеса это незначительные траты: такое помещение не требует окон, отдельного входа или сложных инженерных решений — просто небольшая комната на первом этаже, облицованная плиткой, с подведенной канализацией. Но для жителей это огромный плюс, который может повлиять на выбор квартиры. По данным Всероссийской переписи домашних животных 2023 года (она проводится раз в три года), более половины семей в России имеют собак или кошек, и это число постоянно растет. Количество домашних собак увеличивается на 200-250 тыс. каждые три года.
Например, лапомойка запроектирована в одном из моих строящихся проектов — комплексе премиальных апартаментов на Саввинской набережной. Там ее разместили на первом этаже рядом с гранд-лобби: это основной вход, расположенный в центре здания.
Гранд-лобби соединено широким коридором первого этажа с лифтами и лестнично-лифтовыми узлами (ЛЛУ) каждой секции. Это значит, что всем жителям будет удобно пользоваться лобби, а владельцам собак и их питомцам — лапомойкой.

Другой пример — зеркала в лифтовых холлах на каждом этаже: в многоэтажном доме они могут скрасить жителям время ожидания. Это решение в пересчете на всех жителей дома почти не удорожает проект, при этом здорово улучшает качество жизни.
Это стандартный ход для проектов комфорт-класса и выше. Например, застройщик «Брусника» отдельно вынес информацию об оборудовании зеркалами всех лифтовых холлов на сайте своего московского проекта «Дом А». Этот жилой комплекс стал победителем премии Urban-2024 в номинации «Лучший строящийся жилой комплекс бизнес-класса Москвы».
Кстати о лифтах для многоэтажек: внутри них в премиальных домах все чаще можно встретить кресла. Для тех, кто живет высоко, возможность присесть на красивую мебель делает поездку приятнее и комфортнее.
Это решение дороже, чем может показаться: ведь размер лифтовой кабины в таком случае должен был больше, а это делается за счет квадратных метров квартир.

Семейные ценности
Мы наблюдаем тренд на заботу о семьях с детьми. Например, раньше застройщики не задумывались о ширине и механизме открытия входной двери. Но теперь очевидно, что родителям с коляской нужен не только пандус, но и удобный вход и глубокий тамбур, чтобы было где развернуться и не нужно было просить кого-нибудь подержать дверь.
Девелоперы сразу ставят такую задачу архитекторам и просят показать на планах человека с коляской. Кроме того, необходима колясочная комната, которая пригождается и другим жителям, чтобы хранить велосипеды и самокаты.
Казалось бы, выгоднее разместить на первом этаже ритейл, ведь это живые деньги, а выгода от колясочной комнаты неочевидна. Однако девелоперы понимают, что дополнительные удобства ускоряют продажи, к тому же квартиры будут медленнее дешеветь на вторичном рынке.
Для детей чуть постарше в премиальных домах делают игровые комнаты, где они могут провести время вместе с няней. Если родителям в квартире нужна тишина, а за окном дождь, можно не выходить на площадку, а побыть в игровой.
Забота о персонале
Кстати о нянях, а также о домашних поварах и других помощниках, без которых почти немыслима жизнь большой состоятельной семьи. Премиальное жилье — это не только огромные площади, красивые виды и разные атрибуты роскоши вроде персонального лифта.
Чем выше цена, тем выше требования, поэтому в такой квартире должны быть продуманы сценарии жизни всех ее обитателей. Большие апартаменты редко покупают для одного человека: скорее всего, в них будет жить большая семья с персоналом.
Для помощников в квартирах предусматривают специальные кластеры с отдельным входом. Как правило, они расположены рядом с сервисным лифтом: это делается потому, что у персонала отличается режим. Например, если человек готовит еду на всю семью, он начинает работу, пока все не проснулись, чтобы к завтраку уже все было готово.

В другом моем проекте мы сделали в квартирах отдельные входы для персонала. Второй вход в квартиру предусмотрен из холла сервисного лифта через просторную постирочную. Она, в свою очередь, связана с основными помещениями квартиры через гардеробную у главного входа. Это проект Luzhniki Collection от застройщика «Инвестиционная Группа Абсолют».
Доставка и посылки
Еще одна интересная тема — зона для доставки. После пандемии все больше людей переходит на онлайн-шопинг, поэтому в домах появляются специальные помещения для хранения посылок. И это не просто кладовка, а продуманная система, которая позволяет жильцам получать заказы в их отсутствие.

Важно разграничить маршруты жителей и курьеров. Чтобы доставщики не заходили с коробками и рюкзаками в гранд-лобби с дорогой отделкой, для них делают отдельный вход с улицы. Он должен быть удобным и доступным, при этом не нарушать красоту фасада. Это сложная архитектурная задача, которая требует гибкого и тщательного проектирования.

В «Саввинской, 27» мы расположили комнату для посылок недалеко от ресепшн. Курьер заходит в соседнюю с главным входом дверь и ждет в тамбуре, не задерживаясь перед входом, пока к нему выйдет сотрудник и примет посылку.
Электрокары
Благодаря экоповестке и развитию технологий электромобили по всему миру становятся привычной частью городской жизни. В России они тоже постепенно получают распространение, тем более, что значительную часть авторынка сейчас занимают китайские автомобили, а Китай — это мировой лидер по производству электрокаров. И хотя парк электромобилей в России все еще невелик, в 2024 году было продано рекордное количество таких автомобилей: оно превысило показатели 2023 года на 26%. Тем не менее, девелоперы учитывают потенциальное развитие рынка. По данным «Автостата» за 2025 год, половине владельцев электрокаров приходится заряжаться на парковках ТЦ за неимением зарядки дома.
Стремясь соответствовать клиентским ожиданиям, девелоперы стараются предусмотреть внутри ЖК удобную инфраструктуру зарядных станций. Но сталкиваются со сложностями из-за действующих нормативов: нынешние законы обязывают при создании паркинга создавать для электрокаров специальный отсек.
Такие отсеки выделяются стенами: с виду они обычные, а на деле — противопожарные, чтобы огонь не перекинулся на машины с бензиновыми двигателями. Также проезды к местам для электромобилей должны быть оборудованы противопожарными шторами. Они опускаются в случае пожара, а в остальное время находятся в сложенном состоянии. То есть внешне стоянка для электромобилей не отличается от стандартной, однако ее устройство обходится дороже.
Все это усложняет и удорожает проект, так что весьма вероятно, что рынок ждет обновление нормативов, которые позволят гибче проектировать паркинги с учетом современных запросов. А пока, даже если официально в ЖК нет паркинга для электрокаров, девелоперы стараются заложить электрические мощности на будущее.
Бассейн
Наконец, некоторые улучшения очень дороги в реализации, но могут стать весомым конкурентным преимуществом. Например, бассейн в жилом комплексе — это не просто удобство: для этого нужна дополнительная инфраструктура и много ресурсов для поддержания его работы. В мировой практике бассейн в жилых зданиях — обычное дело, но в России с начала 2020-х годов санитарно-эпидемиологическое законодательство запрещает располагать квартиры над и под бассейном (например, если бассейн расположен на последнем этаже здания).
Особенно не повезло тем, кто начал проектировать ЖК с бассейнами, но в процессе работы вышло новое законодательство: проект есть, но согласовать бассейн нельзя. А у тех, кто только планирует ЖК, новый вызов: для строительства бассейна теперь нужен отдельный корпус. А это, в свою очередь, влечет за собой увеличение этажности жилых корпусов: квартиры, которые можно было бы расположить над бассейном, уходят в соседние корпуса. А значит, нужно строить дополнительные лифты — все это еще больше удорожает проект.
Почти во всех премиальных жилых комплексах в рамках строительства затраты на устройство бассейна невелики. В отличие от последующих расходов на эксплуатацию. К тому же, у топовых фитнес-клубов есть требования к минимальному размеру бассейна: длина — не менее 25 м, ширина — не менее трех дорожек. Поэтому его инфраструктура, включая подсобные помещения, занимает много места. А значит, нужно резервировать значительные коммерческие площади. Куда быстрее было бы реализовать пространство, нарезав его на более мелкие лоты. Эту задачу в каждом случае решает команда маркетологов и продуктологов со стороны девелопера: она просчитывает, насколько выгодно устройство бассейна.
В «Саввинской, 27» и RED7 есть полноразмерные бассейны (длинной 25 м). Однако оба проекта разрабатывались как апартаментные комплексы, так что с точки зрения законодательства это общественные здания. К тому же, оба проекта были придуманы до ужесточения норм к размещению бассейнов. Теперь рынок адаптируется к новым нормам, а также к запрету строительства апартаментов в Москве с конца 2024 года.
Зато у тех ЖК, которые все-таки смогут построить бассейн, будет серьезное преимущество на рынке. Спуститься в бассейн в домашних тапочках, избегая московской зимы, это дорогого стоит. Поэтому отдельностоящее здание бассейна соединяют с жилыми башнями стилобатом.
Заработать на новых запросах рынка — задача со звездочкой. И если одни решения можно предусмотреть без особых затрат, то другие требуют серьезных вложений и экспертизы. Но в долгосрочной перспективе конкурентные преимущества окупаются и служат драйвером развития рынка.