«Нужно быть готовым к войнам и землетрясениям». Советы туроператора с 35-летним стажем

Поделиться • 17 июля 2025

«Нужно быть готовым к войнам и землетрясениям». Советы туроператора с 35-летним стажем

«Нужно быть готовым к войнам и землетрясениям». Советы туроператора с 35-летним стажем

Евгения Конколь

Текст: Евгения Конколь, основательница и президент «Спектрум», член РСТ

Фото: Предоставлено Евгенией Конколь


Евгения Конколь за почти четыре десятка лет в туризме ни разу не пожалела о своем выборе, но признает: это один из самых нервных видов бизнеса. Ее группа компаний «Спектрум» за эти годы сменила несколько направлений — от челночных туров в 90-е до полетов на Байконур сегодня, о чем она рассказала «Инку».

Евгения Конколь за почти четыре десятка лет в туризме ни разу не пожалела о своем выборе, но признает: это один из самых нервных видов бизнеса. Ее группа компаний «Спектрум» за эти годы сменила несколько направлений — от челночных туров в 90-е до полетов на Байконур сегодня, о чем она рассказала «Инку».

В туризме, как и в любом другом деле, много нюансов. За 35 лет в этой нише я поняла одно: чтобы оставаться на плаву и быть успешным, нужно личное вовлечение во все дела компании.

Сделать правильное предложение

Мы запустили первый чартерный рейс из Москвы в Каир в 1991 году: тогда это было ноу-хау. Так как мы предложили рынку принципиально новый формат отдыха — заграничного, эти туры имели огромный успех. Затем у нас появились шоп-туры в Италию и Стамбул: люди летели посмотреть другой мир, а заодно купить себе зарубежную обувь и одежду.

В то время я часто общалась с коллегами по туризму — нашими туристами и партнерами. У меня был и собственный информационный канал: я получала много инсайтов от брата, который работал в авиации. Тогда мы это так не называли, но это не что иное, как исследование аудитории — очень важная часть туристического бизнеса.

За годы работы нашей компании у нас в портфеле были самые разные продукты — от детских танцевальных и языковых лагерей до VIP-туров на экзотические острова. В прошлом году мы начали продавать туры на космодром Байконур на запуск космических кораблей — единственные в России, кто работает официально через «Роскосмос Медиа». Это очень востребованный продукт, причем именно у нашей искушенной аудитории. Четырехдневный тур стоит 450 тыс. руб. на человека и включает чартерный перелет, проживание на территории космодрома с полным пансионом, экскурсионную программу и памятные сувениры. Ближайшие туры запланированы на 10 сентября и 18 декабря — в дни запуска кораблей «Прогресс МС-32» и «Прогресс МС-33».

Важно оставаться внутри

У меня отличная команда, которой я полностью доверяю, но вектор развития компании, ассортимент и приоритетные направления я всегда определяю сама. Более того, мне интересна операционка: я с удовольствием участвую во встречах с маркетологами и менеджерами по продажам.

Совет, который я бы дала тем, кто смотрит в сторону туроператорского бизнеса, — ответить себе честно на вопрос, сколько времени вы готовы ему уделять. В любой момент у вас могут возникнуть проблемы из-за войн, наводнений, землетрясений, закрытия неба или обострения геополитических отношений в любой части мира. Нужно быть готовым лично в этом разбираться. Это точно не тот бизнес, который может приносить пассивный доход или жить без руководителя.

Для нас важно сохранять контакт в любой ситуации: у каждого нашего партнера есть личный номер менеджера, по которому он может позвонить даже среди ночи. Написать мне также может любой сотрудник компании или партнер.

Привлечь и удивить

За то время, что я работаю в этом бизнесе, туристы значительно изменились. Дело не в том, что люди стали более разборчивы, — сейчас на рынке огромный выбор всевозможных туров: на любой бюджет, по любому направлению. И главная задача бизнеса не только привлекать, но и удивлять клиентов.

Если раньше достаточно было предложить то, что отличается от Сочи или Золотого кольца, и это уже вызывало огромный интерес, то сегодня туристов гораздо сложнее удивить. Предлагать малознакомые туры и такие курорты, о которых они не слышали раньше, — вот настоящий вызов для туроператоров.