Рубрики
О журнале
Соцсети
Напишите нам
Редакция: editorial@incrussia.ru
Реклама: advertising@incrussia.ru
Поделиться • 28 февраля 2025
Частные «облака» и олигополия — что ждет рынок cloud-сервисов в России в 2025 году
Частные «облака» и олигополия — что ждет рынок cloud-сервисов в России в 2025 году
Фото: Carlos Torres/Unsplash
По прогнозам, к 2028 году объем рынка облачных сервисов в России достигнет 464 млрд руб. (в 2023 году он составлял 121 млрд руб.). Компании массово переходят на локальные решения в том числе из-за развития отечественных провайдеров и стремления к экономии ресурсов. Подробнее о том, почему российский бизнес идет «в облака», рассказал «Инк.» директор по развитию облачного бизнеса IT-компании Arenadata Антон Близгарев.
Объемы данных растут в геометрической прогрессии: сегодня глобальный цифровой мир содержит около 149 зеттабайт данных (или 149 триллионов гигабайт).В ближайшие несколько лет эта тенденция сохранится. Увеличивается число источников и технических устройств, передающих данные, все чаще компании обрабатывают их в режиме, близком к реальному времени и размещают свою информацию в облачных хранилищах.
Даже малый и средний бизнес теперь сталкивается с таким количеством данных, что ему уже не подходят традиционные решения. Компании начинают рассматривать альтернативы, включая enterprise-системы, которые становятся все более доступными в том числе благодаря их появлению в облачных сервисах.
Продукты облачных провайдеров стали хорошей альтернативой традиционным носителям, пусть даже и временной. Например, если работу над проектом необходимо начать немедленно, а поставку оборудования нужно ждать еще полгода, можно запустить проект в облаке, а затем, когда оборудование появится, перенести его на локальные серверы.
В «облака» можно перенести часть задач из локальной инфраструктуры. Например, экспериментировать с новыми технологиями в области работы с данными, решать определенные типы не самых высоконагруженных задач, не теряя в скорости. При этом приватное облако может снизить порог входа к используемым технологиям.
Некоторые компании переходят в «облака», потому что хотят поручить работу с инфраструктурой профессионалам. Обычно бизнесу невыгодно самостоятельно заниматься настройкой и обслуживанием оборудования, администрированием, повышением мощности и производительности инфраструктуры. Для него это дополнительные расходы и непрофильная зона ответственности.
Облако позволяет передать ее провайдеру, который сможет эффективно управлять инфраструктурой. Если же текущий подрядчик, например, не способен обеспечить необходимый уровень сервиса, компания может легко перейти к другому. В таком случае бизнесу не нужно тратить ресурсы на поиск необходимого оборудования, параллельный импорт и другие сложности.
Вот главные тенденции, которые можно наблюдать сейчас.
● Переход с западных решений на российские облака. Зарубежные провайдеры закрывают профили российских клиентов и отключают их от своих сервисов.
Также компании, которые раньше пользовались традиционными on-premise решениями (так называется метод развертывания ПО и приложений, которые устанавливаются и функционируют на собственных серверах и инфраструктуре. — Прим. ред.), теперь ищут альтернативы из-за того, что такие сервисы выросли в стоимости.
● Активное развитие отечественных облачных провайдеров. Это логичное следствие ухода международных игроков. При этом качество локальных решений уже сопоставимо с продуктами западных провайдеров. Среди компаний, которые особенно активно переходили на облачные технологии за последнее время, — розничные сети, промышленные предприятия, логистические и транспортные организации.
Бизнес все чаще создает собственные частные облака. Более того, фирмы преобразуются в облачных провайдеров. Некоторые крупные российские компании, которые изначально создавали облачные решения для себя, сейчас предлагают их и другим клиентам.
Согласно исследованию Infrastructure Cloud Survey, проведенному Forrester в 2023 году, 79% из 1,3 тыс. руководителей, принимающих решения о применении корпоративных облачных технологий, заявили, что их компании внедряют частные облака. По прогнозам IDC, уже к 2027 году глобальные расходы на частное облако и выделенную облачную инфраструктуру как услугу вырастут более чем в два раза.
● Распространение стратегии Multicloud. В рамках этого подхода бизнес размещает свою инфраструктуру в разных облачных провайдерах. Это позволяет сделать систему более безопасной, отказоустойчивой, а также независимой от событий, которые могут коснуться конкретного провайдера или взаимоотношений с ним.
Долгое время на рынке были популярны два подхода к хранению данных.
● Data Lake — «озеро данных». Это централизованное хранилище, которое позволяет обрабатывать большие объемы данных в исходной форме. Одним из инструментов, который помогал реализовать этот подход, был Hadoop (платформа с открытым кодом, позволяющая распределять информацию для анализа по кластеру компьютеров. — Прим. ред.).
● Data Warehouse (DWH) — «корпоративное хранилище данных» (КХД). Это решение для создания единого хранилища в компании.
Сейчас компании ищут альтернативы этим решениям, которые позволят объединить преимущества обоих подходов, исключив их недостатки. Так появилась концепция Data Lakehouse. Важный аспект этого подхода — разделение хранения и обработки данных. Это помогает снизить стоимость хранения и сделать системы более гибкими, позволяя использовать ресурсы, только когда они действительно нужны пользователю.
Еслисистема периодически не используется, отличным решением для экономии средств становятся Cloud Native продукты — решения, созданные специально для облачных вычислений. В open source растет количество проектов, написанных под этот подход.
Производительность при этом может снизиться по сравнению с классическими решениями. Но опыт показывает, что гибкость, возможность быстрого доступа и user friendly подход иногда приоритетнее. Чтобы развернуть новый проект или сделать запрос к данным, не нужно быть продвинутым техническим специалистом — достаточно базовых знаний в поиске и запросах.
Но к любой новой концепции стоит подходить с осторожностью: очарование тем или иным архитектурным паттерном не всегда проходит проверку временем и реальными проектами.
Достаточно вспомнить Data Mesh (децентрализованный подход, когда в компании каждое отдельное подразделение или команда, берет на себя ответственность за свои данные, рассматривая их как продукт. — Прим. ред.) или Lambda-архитектуру (инструмент, который объединяет в себе пакетную и потоковую обработку данных. — Прим. ред.). На данный момент практически нет примеров их успешного промышленного внедрения. Ни один архитектурный паттерн не является «серебряной пулей», и чтобы оценить его эффективность, требуется время.
Рынок продолжит трансформироваться.