Онлайн-флористика — это как учить плавать по Zoom: почему это неправда. Опыт дистанционной школы для флористов

Поделиться • 18 июня 2025

Онлайн-флористика — это как учить плавать по Zoom: почему это неправда. Опыт дистанционной школы для флористов

Онлайн-флористика — это как учить плавать по Zoom: почему это неправда. Опыт дистанционной школы для флористов

Леонид Лубочкин

Текст: Леонид Лубочкин — предприниматель, сооснователь творческой лаборатории «Красиво»

Фото: Unsplash


Традиционно флористы обучаются очно, но мы решили рискнуть и попробовать новый формат. Это было в 2018 году — еще до начала пандемии. Расскажу, как мы запустили дистанционные курсы для флористов и с какими препятствиями сталкивались на своем пути.

Традиционно флористы обучаются очно, но мы решили рискнуть и попробовать новый формат. Это было в 2018 году — еще до начала пандемии. Расскажу, как мы запустили дистанционные курсы для флористов и с какими препятствиями сталкивались на своем пути.

У флориста Дмитрия Туркана уже был успешный бизнес — цветочное бюро Turcan, творческие и оформительские проекты и 80 тыс. подписчиков в Instagram*. Он и не думал о том, чтобы начать преподавать, тем более в онлайн-формате. А я разглядел в этом коммерческий потенциал: если столько людей восхищаются букетами Димы, почему бы за деньги не научить их создавать такие же?

Тестовый период

Для работы над проектом привлекли еще одного соратника — Юрия Мурадяна, который взял на себя задачи по маркетингу и продюсированию курсов, а также наравне с нами занялся генерацией идей для создания и продаж продукта. У Юрия уже был предпринимательский опыт — он запускал салон красоты.

Первый тестовый вебинар мы провели на чистом энтузиазме — не вкладывались в рекламу, не использовали маркетинговые приемы. Решили провести разведку и проверить, действительно ли у аудитории есть запрос на подобные курсы.

Мы подробно рассказали, чему будем учить, и показали в реальном времени, как Дима создает свои работы. Он собирал букет и объяснял каждый шаг. Эксперимент удался — пришли 300 учеников.

Стало понятно, что идея работает, и мы решили развивать школу. Выделили небольшой бюджет на продвижение — 50 тыс. руб. в месяц. Этого было достаточно, потому что главную ставку делали на Димину репутацию и медийный вес.

Актуальность замысла подтвердил и рост подписчиков Дмитрия Туркана в социальной сети «Вконтакте». После первых онлайн-уроков на его страницу подписалось более 10 тыс. человек. Инструментов по точному сегментированию аудитории у самой социальной сети не было, поэтому подключили парсинговый сервис Target Hunter, чтобы показывать рекламные объявления целевой аудитории, а не всем подряд.

Эффективность рекламных кампаний проверяли вручную: сами разработали анкеты для опроса подписчиков и выяснили, что 80% из них — профессиональные флористы или владельцы цветочных салонов, которые готовы инвестировать в обучение.

Дима с букетом в бюро, 2023 год

Трудности на старте

Помню, как мы снимали первый десятиминутный образовательный видеоролик целых четыре часа. Мы не привлекали видеографов и работали втроем, то и дело останавливались, чтобы проверить, точно ли видно расположение цветов в букете, понятны ли комментарии Димы, стоит ли делать стоп-кадры и сопровождать их текстом. Флористике привыкли учиться вживую, поэтому систему видеоуроков пришлось разрабатывать с нуля.

Бэкстейдж съемки вебинара

Первые месяцы работы напоминали марафон. Трудности возникли прежде всего с организацией учебного процесса. Сначала мы выпускали уроки один раз в пять дней. Нам казалось, чем больше — тем лучше. На самом деле ученики не успевали усвоить столько информации, а мы просто задыхались от количества домашних заданий, которые нужно срочно проверить.

После первого запуска мы поняли, что планировать обучение лучше недельными циклами: один урок в неделю и одно домашнее задание для закрепления темы.

Сама система проверки и оценки работ тоже была непростой. На курсе училось около 200 студентов. Каждый из них должен был сдать по пять работ. На проверку одной уходило пять-семь минут. Так, в общей сложности, оценивание домашних заданий всех учеников занимало почти 120 часов! Курс затянулся из-за того, что мы неверно составили учебный план.

Эту ошибку мы быстро усвоили и решили привлечь методиста для разработки и запуска новых курсов, даже небольших. Специалист, который занимается внедрением образовательных методик, смог упростить этот процесс, сэкономить силы и время преподавателя. Поэтому выделять бюджет на методиста правда необходимо. Сейчас его работа обходится нам в 60 тыс. руб. в месяц.

Через полгода школа уже работала стабильно. Чтобы к этому прийти, мы:

  • оптимизировали образовательную программу и дали ученикам больше времени на выполнение домашних заданий;
  • установили четкие дедлайны для сдачи работ: сначала мы давали пять дней на выполнение, но после того как собрали обратную связь от учеников, увеличили срок до недели, а позже — до двух недель;
  • определили стандарты для съемки и демонстрации получившихся композиций;
  • усовершенствовали обратную связь с учениками, давали им подробный фидбэк с детальным анализом работы;
  • привлекли кураторов, которые также комментировали выполненные домашние задания и направляли студентов.

Фото букетов учеников онлайн-курса, 2020 год

Провал за рубежом

После двух первых потоков в школу пришло уже более 500 учеников, и мы решили, помимо общих курсов, запустить небольшие тематические для тех, кто хочет получить более специализированные навыки, например собирать композиции на каркасах или свадебные букеты.

Спустя год с момента запуска обучение у нас прошли более 1 тыс. учеников, а оборот составил более 10 млн руб. Тогда мы подумали, что пора выходить на международный рынок: нужно только адаптировать бизнес-стратегию, перевести уроки на иностранный язык и продолжать в том же духе. Но эта попытка провалилась.

Мы попытались повторить схему запуска нашего бизнеса, но не учли важный момент: русскоговорящая аудитория хорошо знала Дмитрия. Ученики покупали курс, потому что были заочно знакомы с преподавателем, например подписаны на него в соцсетях.

В других странах у Димы не было такой аудитории, поэтому пришлось привлекать студентов через холодные воронки. В Италии на вебинар пришли только 30 человек. Из них купили курс всего пять. Это в 20 раз меньше, чем посещаемость и последующие продажи на аналогичном вебинаре в России.

Мы поняли, что для успешного старта за рубежом нужны серьезные вложения в рекламу и еще одна полноценная команда. Поэтому идею о выходе на международный рынок пока отложили.

Ориентация на бизнес

В России школа продолжала развиваться. Мы регулярно проводили опросы среди учеников и выяснили, что для открытия собственного бизнеса флористам недостаточно просто собирать букеты.

Студенты хотели научиться вести переговоры с поставщиками и продвигать собственные услуги, поэтому решено было адаптировать программу под их запросы. Мы стали обучать не только флористике, но и бизнес-скиллам.

Бэкстейдж съемки, 2019 год

Кроме того, система обучения в школе флористики стала модульной. Помимо стартового курса «Азбука флориста», появилось и множество других. Например, для тех, кто хочет развиваться дальше, мы предлагаем перейти на следующую ступень — «Флорист. Профи».

Расширяем горизонты профессии

За семь лет наш продукт показал такие результаты:

  • мы обучили более 10 тыс. человек;
  • средний чек вырос с 12,9 тыс. руб. на старте до 25–30 тыс. руб.;
  • сейчас у нас работают 14 авторов, ведущих и кураторов;
  • для обучения открыты шесть онлайн-курсов и четыре офлайн-курса в Санкт-Петербурге и Москве.

Добиться этого получилось, в частности, за счет анализа потребностей аудитории: все новое появляется как ответ на запросы учеников, которые порой специфичны. Например, в анкетах обратной связи наши выпускники просили сделать отдельный урок по тому, как выбрать холодильник для цветов.

Все это время мы продолжали оставаться практиками: не только создавали букеты, но и работали над оформлением ресторанов, магазинов, офисов. В конце 2024 года эта ветка бизнеса оформилась окончательно. Мы создали творческую лабораторию «Красиво» вместе с Ольгой Шаровой, практикующим флористом и преподавателем. 

Недавно мы запустили курс по сет-дизайну. На нем студенты изучают, как оформлять рестораны и кафе, витрины магазинов, мероприятия.

Цветочный сет-дизайн для коллекции сумок. Творческая съемка, 2021 год

Сет-дизайн стола, съемка урока курса, 2024 год

Наша следующая цель — запустить курс по развитию креативного мышления. Мы заметили, что многие флористы умеют собирать букеты, но боятся чего-то нового, необычного. Программа будет нацелена на то, чтобы обучить специалистов придумывать оригинальные идеи, видеть эстетику в повседневной жизни и создавать красоту.

*принадлежит Meta, признанной экстремистской организацией на территории России