«Продажи, превышающие ожидания, тоже могут стать проблемой»: 3 ошибки книжного продюсерского центра

Поделиться • 20 августа 2025

«Продажи, превышающие ожидания, тоже могут стать проблемой»: 3 ошибки книжного продюсерского центра

«Продажи, превышающие ожидания, тоже могут стать проблемой»: 3 ошибки книжного продюсерского центра

Лана Басаргина
Муслим Чеченов

Текст: Лана Басаргина и Муслим Чеченов, основатели Bookwings

Фото: Unsplash


Мы 12 лет работаем с авторами деловой, научно-популярной литературы и развивающего нон-фикшна как продюсерское агентство и издательство. На пути к осознанию, чем мы на самом деле занимаемся, было немало ошибок. Где-то мы теряли время и ресурсы, другие случаи заставляли нас пересматривать саму природу бизнеса. В этой колонке поделимся своим опытом.

Мы 12 лет работаем с авторами деловой, научно-популярной литературы и развивающего нон-фикшна как продюсерское агентство и издательство. На пути к осознанию, чем мы на самом деле занимаемся, было немало ошибок. Где-то мы теряли время и ресурсы, другие случаи заставляли нас пересматривать саму природу бизнеса. В этой колонке поделимся своим опытом.


Ошибка 1

Недооценивать масштаб


Конечно, любому автору хочется написать бестселлер. Однако для большинства наших клиентов размеры проданных тиражей не являются основной целью: важнее, чтобы их идеи дошли до узких, но релевантных групп и произвели желаемый эффект.

Поэтому раньше мы обычно отдавали приоритет продвижению; продажи рассматривали как метрику эффективности — в логике «если ниже ожидаемых, значит, недоработали». То, что продажи, превышающие ожидания, тоже могут стать проблемой, не приходило нам в голову.

Но однажды мы стартовали с тиража 10 тыс. — уверенные, что хватит на полгода. Он ушел за семь дней. Только чтобы обработать такой поток заявок, потребовалось на это время приостановить работу над другими проектами, параллельно решая вопрос срочной допечатки.

Вывод

Теперь мы всегда готовим не только план «Б» на случай, если продажи будут ниже ожидаемых, но и план «С» — если они их существенно превзойдут:

  • более тщательно собираем аналитику для расчета стартового тиража;
  • учитываем не только «твердые» данные типа количества предзаказов или показателей конверсии промо-кампаний, но и различные косвенные метрики, например уровень вовлеченности аудитории автора в обсуждения по темам книги.


Ошибка 2

Общаться с партнером через посредника


Современная книга — сложный продукт, в создании которого, помимо творческой, есть заметная организационно-управленческая составляющая. Учитывая, что наши авторы — люди занятые, с обеих сторон возникает соблазн делегировать ее ассистентам и помощникам.

Но всякий раз, когда мы это допускали, результат был один и тот же: уровень доверия падал, творческий процесс подменялся управленческим, и работа уходила в бесконечный цикл правок и согласований.

То же касается корпоративных проектов, когда вместо конкретного автора с тобой общаются аватары абстрактного заказчика: менеджеры, юристы, пиарщики, маркетологи. Если нет прямого доступа к лицу, принимающему окончательные решения, такие истории почти никогда не взлетают.

Вывод

Книга рождается только в личном контакте с автором. Если он не готов уделять этому время лично — проект обречен. То же самое касается и нас: интеллектуальное партнерство невозможно через третьих лиц. Делегировать нужно не коммуникации по организационным вопросам, а их решение, и только если вовлечение автора не требуется. Все остальное делать самостоятельно и под свою ответственность. Если что-то требует обязательного согласования с автором — обсуждаем только лично.


Ошибка 3

Оставаться «за кадром»


Долгое время большинство новых проектов приходило по рекомендациям или после знакомства с книгами авторов, над которыми мы работали. Казалось, о себе говорить излишне, поэтому мы предпочитали держаться в тени, направляя свет софитов исключительно на автора.

Практика показала: молчание передает рынку право определять, кто вы. Без четкого публичного позиционирования ваш портрет формируют чужие стереотипы и интерпретации. Если мы не рассказываем о своей роли продюсеров и интеллектуальных партнеров, нас начинают воспринимать через призму той нашей роли, которая всегда остается на виду: то есть как еще одно издательство. Кроме того, опора на широкую известность в узких кругах ограничивает воронку возможностей: без проактивного развития слабых связей сеть контактов постепенно теряет плотность — вместе с ней теряются и новые направления роста.

Вывод

Даже при высокой узнаваемости внутри ниши важно системно рассказывать о себе — и внутри нее, и за ее пределами. Используйте каждую возможность диалога с новыми контактами, в том числе по смежным или нестандартным запросам. Как минимум три клиента пришли к нам по рекомендациям людей из других сфер, с которыми однажды провели короткую консультацию и корректно направили дальше.