«То, что в Москве давно устарело, в ОАЭ — норма». Три бизнес-ошибки при запуске стоматологической клиники в Дубае

Поделиться • 8 декабря 2025

«То, что в Москве давно устарело, в ОАЭ — норма». Три бизнес-ошибки при запуске стоматологической клиники в Дубае

«То, что в Москве давно устарело, в ОАЭ норма». Три бизнес-ошибки при запуске стоматологической клиники в Дубае

Лилия Кузьменкова

Автор: Лилия Кузьменкова, основатель стоматологических центров Regale в Дубае

Обложка : Unsplash


Открыв два стоматологических центра в Москве, я решила масштабироваться в Дубай. Опираясь на предыдущий опыт, я планировала реализовать проект за 9 месяцев. Но вместо этого он растянулся на 1,5 года я не учла знаменитое «Иншалла». Расскажу об ошибках, которые допустила при запуске клиники в ОАЭ.

Открыв два стоматологических центра в Москве, я решила масштабироваться в Дубай. Опираясь на предыдущий опыт, я планировала реализовать проект за 9 месяцев. Но вместо этого он растянулся на 1,5 года я не учла знаменитое «Иншалла». Расскажу об ошибках, которые допустила при запуске клиники в ОАЭ.

На старте я примерно за месяц арендовала помещение, оборудованное под стоматологический кабинет и начала налаживать бизнес-процессы без бренда, рекламы и сайта. В свою команду пригласила специалистов, ценности и стиль работы которых совпадали с моими. Врачей удалось собрать быстро, потому что в сообществе стоматологов меня знали.

За первые полгода пациентов стало столько, что график каждого врача был расписан в среднем на два месяца вперед. Тогда я поняла, что пора выходить на международный рынок, и выбрала Дубай. Я думала, что смогу просто скопировать российский опыт. Оказалось, это не так, и многое пошло не по плану.

Проблемы на старте

Первым делом я начала закупать немецкое оборудование: практика показала, что оно самое надежное. Но если с приобретением техники все было предельно понятно (оплатили счет, ждем доставку транспортной компанией), то поиск помещения стал сложной задачей.

Пространства, которые предлагали риелторы, совершенно не отвечали нашему техническому заданию. Например, в одном помещении меня не устраивал низкий потолок, в другом — был всего один выход (это противоречит правилам безопасности), в третьем — геометрия пространства не позволяла создавать дополнительные конструкции (например, стены и перегородки).

Сменив пять специалистов, я в какой-то момент начала думать, что подходящего пространства просто нет. Но тогда я не знала о нюансах, которые существуют на риелторском рынке.

Оказывается, мне предлагали только определенные помещения, которые были закреплены за риелторской компанией. Менеджеры пытались продать то, что было в наличии, а не попасть в наш запрос. Обратившись по рекомендации к другому риэлтору, мы через три дня получили список из нескольких вариантов помещений, которые отвечали всем требованиям, и выбрали наиболее подходящее.


Ошибка № 1

Не учесть «Иншалла» и потребность в личном общении

Запуская стоматологическую клинику в Эмиратах, мы ориентировались на привычные сроки, сопоставимые со строительством центра в Москве, — 9 месяцев. Но на деле ушло полтора года. Причина в особенностях другой культуры, которые отражались на рабочих процессах.

Несмотря на договоры и установленные дедлайны, подрядчики регулярно переносили сроки. Например, при проектировании стерилизационных комнат были допущены ошибки, которые пришлось исправлять. На это ушло несколько месяцев.

Вместо, того, чтобы как-то сгладить ситуацию и закончить процесс быстрее, подрядчики спокойно объясняли: «Иншалла» (переводится «по воле Аллаха». — Прим. ред.). Это выражение тут можно услышать очень часто и почти повсеместно.

Оказалось, что это не попытка уйти от ответственности, а способ мышления, глубоко укорененный в культуре. Пришлось выдохнуть, адаптироваться, принять и скорректировать бизнес-план на величину периода простоя, состоящего из арендных платежей и зарплаты врачей.

Мне также пришлось столкнуться со спецификой деловой коммуникации в Эмиратах. В отличие от России, где большинство вопросов решается по Zoom или в чате, здесь важен личный контакт.

Потребовалось регулярно летать из Москвы на встречи даже по самым незначительным вопросам, таким как согласование деталей интерьера, корректировка планов и коммуникация с субподрядчиками. Я привыкла к четкому расписанию, но в Дубае его нет. Для местных бизнесменов опоздать на час или два — абсолютная норма. При этом личное общение и уважение приоритетнее таблиц и сроков.

А еще в арабской культуре приоритет отдан устным договоренностям. И спокойное принятие обстоятельств ценится выше, чем жесткий контроль за сроками.


Ошибка № 2

Невнимание к тонкостям местных законов

Я хотела расположить клинику в оживленной части города, где нет других медицинских учреждений. Мы нашли подходящую виллу с выгодной арендой и удобной парковкой в престижном районе Дубая. Для ОАЭ это распространенный формат: многие частные клиники находятся именно на виллах.

После согласования с собственником и регистрации прав аренды, началась работа над дизайн-проектом. Но выяснилось, что размещать медицинское учреждение в выбранной локации нельзя из-за несоответствия требованиям для проведения процедур под наркозом.

По законодательству Дубая, зона для процедур, проводимых под наркозом должна быть организована так, чтобы другие пациенты не видели машину «Скорой помощи», которая может приехать на вызов (выполнение этого условия не требуется, если в учреждении предусмотрено помещение реанимации). Поэтому клиника, где используется наркоз, должна быть полностью изолирована и иметь собственный вход и выезд. Это необходимо, чтобы при ухудшении состояния пациента его можно было незаметно, без присутствия других клиентов вывезти на «Скорой помощи». В России таких норм нет. У нас клиники проектируются под другие регламенты. Это стало неприятной неожиданностью.

Пришлось отказаться от виллы, аренда которой была оплачена на несколько месяцев вперед.

В итоге мы нашли здание, которое отвечало требованиям законодательства, и нашим стандартам. Но его площадь была 450 кв. м. Это выходило далеко за рамки плана начать с небольшой клиники. Но, оценив потенциал стоматологической отрасли в Дубае, я приняла решение арендовать помещение с перспективой масштабирования бизнеса.


Ошибка № 3

Ожидать, что удастся сразу найти команду под необходимые стандарты

В Дубае работают стоматологи со всего мира — от Индии до Великобритании. Тем не менее, оказалось, что найти врачей с подходящей квалификацией очень сложно. Причина — отсутствие единых стандартов. У каждого специалиста своя школа, лицензии и представления о том, как должно выглядить лечение.

Изучая рынок, я сделала неоднозначное наблюдение: то, что в Москве давно считается архаичным, — использование мышьяка, пломбы «из 90-х», работа без полноценной диагностики — в ОАЭ встречается повсеместно.

Среди небольшого круга русскоязычных врачей пришлось искать тех, кто понимает и принимает наши требования, и специализировать каждого специалиста на определенном виде работ. Во многих странах считается нормой, когда один врач делает все: проводит чистку зубов, лечит кариес, занимается исправлением прикуса, протезированием и другими направлениями работ. Но я убеждена, что эффективно лечить будет врач узкой специализации, в которой он непрерывно совершенствуется.

Процессы обучения иностранных врачей нашим стандартам занимали от двух недель до нескольких месяцев в зависимости от квалификации специалистов, их опыта, скорости обучения и других нюансов. Это оказалось отдельным направлением работы, которое я заранее не предусмотрела.

В завершении расскажу о главных сложностях при найме сотрудников в ОАЭ:

1. Многие специалисты «привязаны» рабочей визой к своему основному работодателю. Нельзя просто переманить к себе человека с другой работы. Нужно либо ждать, пока у него закончится контракт, либо просить его самого договориться с текущим начальством о работе у вас по совместительству. Но начальство имеет полное право ему отказать.

2. Для каждого официально трудоустроенного специалиста работодатель оплачивает:

  • рабочую визу стоимостью 10 тыс. дирхам (примерно 226 тыс. руб.);
  • подключение к профессиональной лицензии: от 3 до 5 тыс. дирхам (68– 113 тыс. руб.).