Поделиться • 21 апреля 2025

Как родителям-предпринимателям мотивировать ребенка продолжить их дело

Как родителям-предпринимателям мотивировать ребенка продолжить их дело

Александр Ружинский

Текст: Александр Ружинский, предприниматель, консультант по развитию средних, крупных компаний и стартапов. Идеолог Startup Junior — школы по обучению подростков навыкам предпринимательства. Автор телеграм-канала «Ружинский про».

Фото: Unsplash


Большинство предпринимателей, у которых есть дети, планируют однажды уйти на пенсию, передав им свое дело. Но что делать, если наследников это не интересует? Разберемся, почему предпринимательство не всегда передается от отцов к детям, и что нельзя делать, если вы хотите пробудить у младшего поколения любовь к бизнесу.

Большинство предпринимателей, у которых есть дети, планируют однажды уйти на пенсию, передав им свое дело. Но что делать, если наследников это не интересует? Разберемся, почему предпринимательство не всегда передается от отцов к детям, и что нельзя делать, если вы хотите пробудить у младшего поколения любовь к бизнесу.

В 2008 году, на волне импортозамещения и возникшей на этом фоне моды на стартапы, я работал на стыке бизнеса и GR, развивая предпринимательство в целом и стартапы в частности. В KPI государственных органов тогда стояла неотложная задача — кратно увеличить количество предпринимателей в стране. Любой ценой.

«Цветы бизнеса»

Тут, вероятно, большинство читателей даст самый главный предпринимательский рецепт для государства: «Лучше не мешайте». Тем не менее, большие ресурсы в то время тратились именно на то, чтобы обучить, переобучить, замотивировать и, в конечном итоге, зарегистрировать новую предпринимательскую единицу.

Я участвовал в создании и реализации таких программ. Результаты, безусловно, были, но меня не покидала мысль, что мы что-то делаем не так. В ходе одной из очередных стратегических сессий меня осенило:

Мы пытаемся заставить взрослых и в чем-то уже состоявшихся людей совершить «квантовый» переход от комфортного и понятного к турбулентному и непредсказуемому. Что должно подтолкнуть их к решению бросить стабильную работу и приступить к непрерывному сжиганию запасов нервных клеток, которые, как известно, не восстанавливаются?

Я стал размышлять о том, что нужно сделать для того, чтобы в стране в понятные сроки (например, через 10 лет) стало не 4% предпринимателей, как отражала текущая статистика, а хотя бы 10%.

И решение пришло. Я понял, что можно«выращивать» предпринимателей с самого раннего возраста. Так появилась школа предпринимателей Startup Junior, где мы учили подростков думать и действовать как бизнесмены. Впоследствии это стало делом моей жизни.

В рамках проекта я выбрал занятие, которое приносит мне максимальное удовлетворение. Я помогаю взрослым предпринимателям, у которых есть дети-подростки, найти с ними общий язык и экологично предложить будущим наследникам попробовать себя в бизнесе.

Предпринимательство не передается

Недавно ко мне обратился знакомый предприниматель (из соображений этики я не могу раскрыть его имя, для удобства назовем его Сергей). Он известный бизнесмен, который заработал на нишевых маркетплейсах и перевложился несколько лет назад в более консервативные активы — коммерческую недвижимость под сдачу и собственные девелоперские проекты. Он пригласил меня на кофе с традиционным запросом — обсудить сына.

Мы встретились в «манерном» заведении, где жители окрестных домовладений говорят о том, что в приличных офисах обсуждать не принято. Место выбрано неспроста, дедукция подсказала мне, что вопрос деликатный.

Собеседник явно не спешил начинать по существу. «Ты хотел о сыне поговорить», — пришел я на помощь Сергею. Тот с облегчением отставил в сторону чашку кофе, которой он закрывался от меня последние 15 минут, не решаясь перейти к сути.

Сергею за пятьдесят. Наследнику Никите шестнадцать. Для отца настало время задуматься о плавном погружении ребенка в дела. Для сына — время расцвета пубертата.

Предприниматель не понимал, как поговорить с собственным ребенком и заинтересовать его бизнес-стихией и отцовским наследием. Это достаточно частая проблема, которая возникает в первую очередь из-за заблуждений самих родителей. Многие считают, что предпринимательство передается генетическим путем.

Полный анамнез

Из дальнейшей беседы я узнал, что сын общаться отказывается наотрез, ничем не интересуется, кроме приставки, скейта и тусовок со школьными друзьями. Отец для Никиты — не авторитет. Все заслуги и достижения обесценены по умолчанию.

Предпринимательство Никите интересно только в воплощении Илона Маска, Стива Джобса и Джей Зи. А скучные папины дома и бизнес-центры — это для «скуфов» (это негативное обозначение мужчин среднего возраста, которое использует молодежь).

Сергей, тем не менее, эмоционально привязан к сыну. Он высоко оценивает его когнитивные способности и возлагает серьезные надежды на бизнес-будущее ребенка.

Педагогического опыта у Сергея нет. Он образовывался и «закалялся» не в бизнес-школе, а в 90-х.

Классическая бизнес-литература, которая более-менее известна, куплена, местами даже прочитана («Богатый папа, бедный папа» и прочие произведения). Ребенок учится в «элитной» школе и вращается в школьном комьюнити, куда нет доступа родителям. Это, как подозревает Сергей, и есть точка притяжения внимания и мотивации у ребенка.

Мать нейтральна относительно самоопределения мальчика. Просто любит сына по умолчанию.

Ставим диагноз

Проблема в том, что ребенка «записали в предприниматели» еще до рождения, создав тем самым завышенные ожидания относительно его судьбы со всеми его выборами и мотивациями.

Хуже того, если под давлением родителей ребенок выберет то, что ему навязали, а не то, что на самом деле хочет.

Это проблема настолько распространена, что по ее мотивам сняли известный сериал «Наследники», описывающий палитру взаимоотношений между основателями семейного бизнеса и будущими поколениями.

Кроме того, в рассматриваемом нами случае, налицо необъективная оценка потенциала, навыков и склонностей к определенными типам поведения и потребностям.

Усугубляет ситуацию стремление отца насильно погрузить ребенка в предпринимательский контекст на фоне отсутствия педагогической базы. То, что мотивировало Сергея, не работает для Никиты — контекст и обстоятельства другие.

И в завершении, родители имеют слабое представление об увлечениях ребенка, зеркально обесценивая его интересы.

Что же делать?

Выслушав меня, Сергей сказал, что поверить каждому слову не может, но в целом есть о чем подумать. Здесь как в классическом скрипте: отрицание, гнев, торг, депрессия, принятие.

Мне знакомы и те, кто «в терапии» способны сделать «прыжок» из первой стадии в последнюю. Но таких немного, и Сергей явно буксовал на первом пункте. Поэтому я стараюсь предложить программу действий, оставляя заинтересованному лицу полную свободу для принятия дальнейших решений.

Вот рекомендации, которые получил от меня предприниматель. Они подойдут всем, кто столкнулся с похожей проблемой:

1. Не пытайтесь стать для ребенка коучем

Для него вы в первую очередь не предприниматель, а родитель. Со всем набором запросов, чувств и проекций к этой роли. Ребенок не может разделить роль отца (или матери) и коуча на нейрофизиологическом уровне. Ему просто не хватает объема лобной доли.

Выход — найти независимую фигуру для коучинга ребенка, которая, безусловно, должна быть заметна в предпринимательстве. Это может быть коллега, партнер по бизнесу или даже конкурент.

Важно, чтобы вы сходились с таким человеком по морально-этическим параметрам. А то, как и чему будет учить такой человек вашего наследника, не имеет значения.

Дальше следует расширить «номенклатуру» таких наставников, привлекая тренеров по разным направлениям. Вспомним институт купеческого и артельного наставничества в имперской России, когда молодых людей отправляли работать к заслуженному мастеру, порой даже простыми батраками. Юноша набирался умений и опыта и через несколько лет возвращался в отчий дом.

Уже на фоне возросшей мотивации можно начинать «подбрасывать» нужную литературу. Только ни в коем случае не бизнес-книги! Дайте ребенку хорошие биографии предпринимателей, которые близки вам по морально-этическому предпринимательскому коду.

Наглядный пример — моя практика. Пока я обучаю подростка, родитель начинает полноценно играть свою роль, отдав функцию бизнес-наставника на аутсорс.

2. Изучите мотивацию ребенка

Если он играет в игры — подкиньте идей для игрового стартапа и заинтересуйте бизнес-перспективами в этой сфере. Катается на скейте — расскажите ему, как можно зарабатывать на спортивных увлечениях (спортивный блог, наставничество для начинающих, продажа спортивного оборудования).

Технически не важно, каким видом бизнеса ваш ребенок займется в начале своего предпринимательского пути. Важно, чтобы он начал реализовывать проекты и тренировать основной предпринимательский навык — удержание фокуса на своем занятии. Ведь настоящий проект — это то, что ты начал и закончил.

Есть интересный пример из практики. Один мой крайне обеспеченный знакомый всерьез обсуждал со мной вопрос покупки доли в стартапе из игровой индустрии для обучения своего сына, которого ничего, кроме игр не интересовало. Стоимость такого обучения приближалась к 80 млн. руб. Это, пожалуй, было бы самое дорогое образование, которое я видел (если бы сделка состоялась).

3. Больше практики

По опыту — любая теория выветривается из подросткового сознания уже через пару дней.

Даже хорошо подготовленные стартапы подростков быстро «разваливаются», если не продолжать держать их на пути развития своего проекта. У нас в Startup Junior, как это не печально, есть свое «кладбище проектов», которые молодежь не довела до конца.

4. Развивайте культуру принятия ошибок

Ошибаться — это хорошо.

Многие родители наших учеников начинают требовать от своего ребенка «спортивных» достижений. Но предпринимательство — не спорт, а образ жизни. И в процессе выбора своего собственного пути каждый идёт по своим «граблям».

5. Поддерживайте, но не забирайте контроль

Вашу роль в этом процессе метафорически можно описать так: быть «маленькими колесиками на четырехколесном велосипеде».

Очень часто родители наших учеников начинают настолько вовлекаться в процесс обучения ребенка, что в какой-то момент «приватизируют» его проект и начинают заниматься им самостоятельно в режиме «сейчас я покажу тебе как надо». Это фатальная ошибка. Вы покажете самому себе, а не ребенку.

6. Обсуждайте успехи и неудачи

Предлагайте перспективы, не навязывая их. Попробуйте совместные тренинги. Это, кстати, очень развивает семейные отношения.

Я часто встречаю наших бывших учеников со своими родителями на всевозможных предпринимательских мероприятиях — фестивалях и спикер-сессиях. Общие увлечения позволяют укрепить взаимное доверие.

7. Будьте сами успешным примером для своего ребенка

Совершайте поступки, которые вы хотели, чтобы совершил он. Только так у вас получится стать для него наставником.

Этот выбор он сделает сам, попутно научившись разделять роли родителя и бизнес-тренера. А в будущем, возможно, бизнес-партнера.

Мы часто видим, что ребенок видит разницу между тем предпринимательством, которое ему преподают и тем, которым занятым его родители.

Не стоит считать детей за дураков. Они видят, в том числе, и ваши неправильные бизнес-решения. Какую сторону выберет ваш ребенок — темную или светлую, решать, в том числе, и вам.