Поделиться • 2 декабря 2025
Патрики съели сами себя? Почему пустеет один из самых престижных районов Москвы и куда переехали модные рестораны
Патрики съели сами себя? Почему пустеет один из самых престижных районов Москвы и куда переехали модные рестораны


Автор: Виктория Решульская, ресторанный обозреватель, основательница pr-агентства Bites&Brands, а также бывший пиарщик ресторана Uilliam’s
В ноябре грустные новости об очередном исчезновении очередного легендарного ресторана на Патриарших приходили на регулярной основе. Остряки в Telegram-каналах даже начали язвить: «Как, уже три часа дня, а на Патриках еще ничего не закрылось?» Но, как в том афоризме, в каждой шутке есть доля шутки. С начала года в одном из самых престижных и дорогих районов Москвы отрицательная динамика. Проекты, которые пережили пандемию, теперь, в спокойное время, схлопываются один за другим.
В ноябре грустные новости об очередном исчезновении очередного легендарного ресторана на Патриарших приходили на регулярной основе. Остряки в Telegram-каналах даже начали язвить: «Как, уже три часа дня, а на Патриках еще ничего не закрылось?» Но, как в том афоризме, в каждой шутке есть доля шутки. С начала года в одном из самых престижных и дорогих районов Москвы отрицательная динамика. Проекты, которые пережили пандемию, теперь, в спокойное время, схлопываются один за другим.
Уже объявлено о прекращении существования 16 ресторанов — четыре из них решительную точку поставили именно в последнюю неделю ноября, то есть перед самым прибыльным, новогодним периодом.
Список впечатляет: Cape, Amy, CuttuCutta, Nude, Focacceria, LouLou, Lure Me, Bocconcino, Charlie, Kaido n Gutai, Santi, Garda Caffe и Grassa, а также Re: fresh и Мари Vanna (последний все же переезжает). И в основном это всё старожилы Патриков.
А кто приходит на смену? В списке «кто на новенького» лишь грузинское необистро «Такахули» со скромной вывеской, где вместо полного названия три буквы (но не те, что вы подумали), а ТКХ. Возник он из французского Lou Lou, став более демократичным. Будет ли формат успешным, покажет время. И чеки.
Уходят тихо, чтобы не задеть чувств верующих, сочувствующих и проживающих на Малой Бронной.
Впрочем, впечатлительные работники индустрии задеты изрядно. И усиленно шепчутся, что если так пойдет и дальше, то на Патриарших ничего не станется, кроме трех столпов: «Аиста», Butle, да Grand Cru. Потому что ну куда уж без основ. Ну и ресторанов Pinskiy&Co — Ava и Patriki, которые по-прежнему суперуспешны и уместны в контексте локации плюс предлагают понятный коммерческий продукт по «народной» цене, работая на туристов.
По данным Commonwealth Partnership (CMWP), в 2025 году скорость закрытия заведений на Патриках выросла на 1,5% по сравнению с 2023-м. Похожее происходило в пандемию. Но и тогда бизнесы большей частью справились, а сейчас нет!
До кризиса вакантность держалась на уровне 4–6%, сообщает «РИА Недвижимость». В 2021 году было 15,2%, что считалось кризисом. Сейчас показатель около 6%, и он растет, хотя пока не драматично. Но при сохранении текущей волны закрытий уровень может выйти на 10–14%, отмечает эксперт агентства.
Много лет подряд этот район был символом богемности и роскоши. Именно здесь формировались гастрономические тренды, разлетавшиеся затем по всей стране. Современная история Патриарших началась в 2011 году с Uilliam’s, на ступеньках которого было правилом хорошего тона выпить игристого в необычных бокалах и съесть брускетту с крабом от шефа Уиллиама Ламберти. За 13 лет ресторан стал без преувеличения легендой, а его закрытие в 2024 году, мне кажется, стало предвестником упадка Патриков.
Причины все сопричастные называют единогласно: это и паломничество неплатежеспособной публики, приезжающей отметиться и сделать эффектные кадры, и, конечно, завышенная аренда, непропорциональная квадратным метрам и выручкам ресторанов. А средний чек при этом просел. То есть открывать ресторан в этой локации стало просто нерентабельно.
По подсчетам руководителя департамента торговой недвижимости CMWP Зульфии Шиляевой, у ресторана площадью от 250 кв. м со средней ставкой 200–250 тыс. руб. за квадрат в год товарооборот должен составлять минимум 35–45 млн руб. в месяц. Для этого нужен высокий чек, а на Патриарших прудах он сейчас падает. А аренда занимает 25–30% — при маленьких помещениях, как в исторических особняках района, это очень большая доля.

Анастасия Рахманинова
маркетинг-директор Alba Group (у ресторанной группы в этом районе два проекта)
«Давайте так: мода на любую локацию приходит и уходит — здесь как с трендами. Сегодня всем нравится одно, завтра находится новый фаворит. Патриаршие пруды всегда были с точки зрения ресторанного бизнеса локацией непростой: аудитория там очень разношерстная, особенно в последнее время. И за лет пять это не поменялось. В итоге произошло большое переселение: более премиальный сегмент переехал на Большую Никитскую».
Еще в качестве потенциально интересных направлений рестораторы отмечают Хамовники и Цветной бульвар. Анастасия отмечает, что изменились и потребности аудитории. И поэтому вместо долгосрочных отношений с потребителем некоторые рестораны стали выстраивать стратегию fast trends, за счет которой важнее не постоянство, а лишь первичный wow-эффект у гостя, который готов за него платить. «Сейчас гость воспринимает рестораны не как место, где хочется отдохнуть и провести время, а как повод для поста в социальных сетях. Поэтому им и интереснее те места, где устраивают коллабы, ивенты и прочие активности, чтобы сделать эффектные кадры. А еще любому месту/явлению/локации необходим re-fresh. И не только визуальный, но и стратегический и концептуальный», — рассуждает она.
Семен Шимичев, основатель сети Mátes coffee, первый проект которой появился именно на Патриках, такого пессимизма не разделяет.

Семен Шимичев
основатель сети Mátes coffee
«В настоящее время Mátes coffee на Бронной чувствует себя уверенно, хотя аудитория района и рыночная ситуация изменились. Аренда существенно выросла, более чем в два с половиной раза, поэтому проект стал менее прибыльным, чем ранее. Тем не менее у нас сохраняется стабильный поток гостей, в том числе лояльная постоянная аудитория».
Пожалуй, это почти единственный «луч света в темном царстве». А вот помещение, где был Uilliam’s, так и стоит пустым, как и бывший адрес Amy: на месте модных ресторанов с современным искусством на стенах теперь Calzedonia и Intimissimi, а на главных двух улицах Патриков красуются штендеры — послания ЖК Republic, которая решила не наблюдать, а действовать. Остроумно обыгрывая названия закрытых ресторанов в своих слоганах, команда объявляет о создании масштабного гастрокластера в комплексе на Пресне, куда зовет не только потенциальных рестораторов, но и гостей.
Что ж, как говорится, «король умер, да здравствует король».