Самые опасные пищевые привычки россиян и чем вредна доставка

Поделиться • 19 декабря 2024

Самые опасные пищевые привычки россиян и чем вредна доставка

Самые опасные пищевые привычки россиян и чем вредна доставка

Текст: Илона Лехмус, главный аналитик коммуникационной группы «+7 ПРОДАКШНЗ»

Фото: henry perks, Unsplash


Согласно отчету World Population Review, в этом году Американское Самоа лидирует по числу жителей, страдающих от избыточного веса. Уровень ожирения в странах мира существенно разнится из-за отличий в образе жизни и рационе питания их жителей. Прямой зависимости между числом больных и экономическим статусом государств при этом не существует (можно лишь отметить, что в богатых регионах доступно больше инструментов для внедрения оздоровительных программ). Мыслями о том, что происходит с пищевым поведением россиян и грозит ли нашей стране попасть в «толстый топ», поделилась с «Инк» главный аналитик коммуникационной группы «+7 ПРОДАКШНЗ» Илона Лехмус.

Еще бабушки когда-то говорили: «Не ешь всухомятку!», «Не перебивай аппетит!» А дедушки повторяли: «Когда я ем, я глух и нем!»

Сейчас все с точностью наоборот — перекусы на ходу с телефоном в руке. Феномен нашего времени — снекификация (от английского слова sneak, легкая закуска, или, простыми словами, перекус). История не нова, снекификация захватила почти весь мир. В ряде стран любовь к быстрому питанию привела к неприятной проблеме национального масштаба — ожирению.

Тревожная статистика

Чтобы прояснить картину пищевых пристрастий россиян, в октябре 2024 года «СберМаркетинг» исследовал этот феномен в своем анализе «Жизнь на бегу и снекификация». Компания исследовала «баттл» снеков и другой покупной готовой еды, с одной стороны, и домашней еды — с другой.

Две трети опрошенных (69%) едят фастфуд хотя бы раз в месяц, 27% — хотя бы раз в неделю, а каждый десятый (9%) — почти ежедневно. Таких постоянных потребителей больше всего среди молодежи.

Тем не менее, по данным аналитиков «СберМаркетинга», 21% опрошенных имеет худощавое телосложение и 58% — нормальной комплекции. Оказывается, 59% молодежи в возрасте от 18 лет до 24 ведут активный образ жизни и занимаются спортом. Но секрет стройности не только в этом.

Фастфуд с национальным оттенком

Если мировые пристрастия в большей степени сводятся к бургерам и другой высококалорийной пище, в России потребительскую популярность начинают завоевывать экологически чистые продукты и здоровый образ жизни, который подразумевает правильное и полезное питание. Снеки бывают разные: не только высококалорийные, но и диетические, например фруктово-ягодные чипсы. Это тонко нарезанные и подсушенные ломтики фруктов и ягод, то, что летом заготавливали наши бабушки из садовых плодов, а зимой пускали на компоты. Такой кусочек содержит минимум калорий, а в осенне-зимний период является неиссякаемым источником витаминов и микроэлементов.

А еще существуют мясные чипсы. Это отсылка к традициям народов севера. Их делают из вяленого, сушеного и копченого мяса, которое при такой обработке сохраняет все полезные свойства и питательную ценность. Вяленое мясо быстро насыщает организм и долго хранится. А чипсы из оленины можно считать настоящим деликатесом.

То же самое можно сказать про снеки из морепродуктов. Это кусочки натуральной рыбы, которую сушат, вялят или коптят. Есть еще сушеный кальмар — головоногий моллюск, сплошной белок без углеводов, в котором содержатся еще и 18 аминокислот и триптофан — предшественник гормона хорошего настроения.

Другой вариант полезной быстрой еды — сырные снеки в виде шариков, палочек, чипсов, косичек и хвороста. А это уже «сырный» привет от народов Северного Кавказа, которые веками культивировали искусство приготовления этого продукта. Такой вкусный перекус — кладезь кальция и не только. В сыре еще есть витамин В12 и фосфор.

На этих примерах еще раз убеждаешься в народной мудрости, которая проявляется даже в отношении пищевых предпочтений наших предков. Но самое удивительное, что эти старинные продукты получили новое «прочтение» и стремительно ворвались в современный формат фастфуда.

Быстро — не всегда вредно 

Другой феномен, получивший развитие за последние годы, — рестораны быстрой и здоровой пищи, которые стали появляться в городах. Здесь все так же оперативно, как и в классическом фастфуде, но без очередей на кассе или у терминала самообслуживания. Такие заведения невозможно отличить от обычных ресторанов, пока не заглянешь в меню.

Рядом с каждой позицией посетитель найдет пометку о времени, которое повара тратят на приготовление блюда, количество калорий, которое принесет блюдо, а также об экологичности продуктов, из которых оно будет приготовлено. Если человек забежал перекусить между лекциями или в обеденный перерыв, он сразу видит, что успеет съесть.

В этом есть дополнительный неочевидный плюс: процесс питания не будет проходить в нервозной обстановке из-за постоянного страха не успеть по своим делам. Быстрая полезная еда — это отличный компромисс, не противоречащий современному быстрому стилю жизни!

Доставка — друг и враг

86% жителей нашей страны совсем не в восторге от готовой еды и любят питаться домашней, но не готовят. В причинах такого поведения также разобрался «СберМаркетинг» в своем исследовании.

Одни не любят готовить, другие — не умеют. Вместе неумеющие и нежелающие составляют 18% опрошенных. Третьи — любят есть, но не любят мыть посуду, таких — 11%. Еще 11% едят готовую еду, потому что только так удобно есть и идти, а 12% не нравится возить готовую еду на работу или учебу. Также в опросе участвовали 7% людей, кто предпочитает готовую еду, потому что это «стильно, модно, молодежно». 86% респондентов любят есть домашнюю пищу. И всегда едят, когда успевают ее приготовить. Время на готовку регулярно находится лишь у 22% опрошенных. Виной всему — большая загрузка на работе, 76% работают 8-часовой рабочий день в офисе.

Ретейлеры стараются соответствовать новым тенденциям на продуктовом рынке. Они предлагают весь спектр пищевой продукции, чтобы удовлетворить любой запрос покупателей на быстрые решения в еде. Во многих ресторанах, кафе и магазинах существуют сервисы доставки. Все большее количество сетевых ретейлеров открывает собственные пекарни, где за столиком можно выпить чашечку кофе со свежей выпечкой. Во всех магазинах в продаже есть готовая кулинария, а также сформированы коробочки с рационом питания на весь день.

Дефицит времени — основная причина, которая подталкивает людей к покупке готовой еды в том или ином виде. Доставка экономит драгоценные минуты, но, привыкая к удобному сервису, впоследствии мы испытываем еще меньше желания идти в магазин, а потом хлопотать у плиты. В итоге вместо полноценного приема пищи снова получается «быстрый перекус». 9% участников опроса «СберМаркетинга» заказывают готовые блюда просто потому, что считают это более выгодным. 

Подводя итоги, надо признать, что готовая еда ворвалась в нашу жизнь и уже никогда не уйдет. Это объективная реальность, закономерное развитие потребностей общества. Готовые блюда и полуфабрикаты  пришли на помощь, чтобы люди могли максимально продуктивно распоряжаться собственным досугом. Конечно, домашняя кулинария не исчезнет, но сменит образ и, возможно, в будущем из обыденности превратится в искусство, доступное не каждому.