Поделиться • 10 сентября 2025
Без пафоса и гонки брендов. Известные предприниматели рассказали, как выбирают школу для своих детей
Без пафоса и гонки брендов. Известные предприниматели рассказали, как выбирают школу для своих детей

Фото: Unsplash
Даже к выбору учебного заведения для своих детей успешные предприниматели подходят как к инвестиционному проекту. Конечно, они анализируют преподавательский состав, программу, оснащенность и загрузку классов, но главное — смотрят, совпадают ли ценности школы с семейными. Для кого-то важнее, чтобы было без пафоса и гонки брендов, для кого-то — сильное окружение и понятная структура обучения. Мы опросили успешных бизнесменов и родителей — от ресторатора до основателя EdTech-компании, — чтобы узнать, на что они ориентируются при выборе школы и как понимают, что нашли «ту самую».
Даже к выбору учебного заведения для своих детей успешные предприниматели подходят как к инвестиционному проекту. Конечно, они анализируют преподавательский состав, программу, оснащенность и загрузку классов, но главное — смотрят, совпадают ли ценности школы с семейными. Для кого-то важнее, чтобы было без пафоса и гонки брендов, для кого-то — сильное окружение и понятная структура обучения. Мы опросили успешных бизнесменов и родителей — от ресторатора до основателя EdTech-компании, — чтобы узнать, на что они ориентируются при выборе школы и как понимают, что нашли «ту самую».

Марианна Третьякова
предприниматель, автор канала для женщин «MARIANNA»
Андрей Третьяков
основатель сети баров Stereo People Group, автор телеграм-канала «Лука Ебков»
«Мы с женой выбирали долго. Рассматривали и частные гимназии, и обычные школы. В итоге выбрали государственную — повлияли рекомендации друзей, педагогический состав и то, что с директором у нас общие ценности».

Дмитрий Махлин
партнер и директор по развитию HRlink
«Мой сын пойдет в школу в следующем году, но я выбираю школу уже полгода. В первую очередь смотрю на руководство — обязательно знакомлюсь с директором или владельцем. Также оцениваю и стоимость обучения. Это не связано с моими финансовыми возможностями: я готов даже урезать свои расходы, чтобы отдать ребенка в лучшую школу. Это скорее про ценз — за какую среду ты платишь. Школа — в первую очередь окружение, которое влияет на будущие достижения ребенка.
Немаловажна и локация: сложно каждый день возить ребенка через весь город. Сын и так будет уставать на занятиях, и я бы хотел избежать ненужной нагрузки.
Идеальная школа не должна быть сверхкомфортной — ребенку важно понимать, что такое ответственность и результат. Только вот переполненные классы не вариант: при 45 учениках в комнате об индивидуальном подходе говорить сложно. Безопасность и инфраструктура тоже в фокусе».

Михаил Гребенюк
основатель экосистемы для развития бизнеса «Аномалия»
«Сначала мы выбирали садик. Елисей активный, спортивный, и мы отдали его в ЦСКА. Там было много пацанских активностей — футбол, хоккей, гимнастика, бассейн, борьба. Но позже мы поняли, что ему стали интереснее не спортивные, а интеллектуальные занятия, поэтому начали искать прескул. Рассматривали много вариантов: англоязычные, крупные бренды. А потом вспомнили про Школу “Летово”. Нас зацепил их подход: акцент не на зубрежке, а на софт-скиллах, на развитии личности. Там нет пафоса — детям создают равные условия. В школе дети как из состоятельных семей, так и из обычных. И всем все равно, кто твой отец: простой рабочий или предприниматель-миллиардер. Школьная форма обязательна для всех, чтобы не было соревнований по брендовой одежде. Два года мы ходили в прескул, а потом поступили туда в первый класс».

Юрий Усков
основатель IT-компании iSpring и лицея «Инфотех»
«У меня семеро детей. Старшие ходили в муниципальные школы, а младшие пошли в частную, которую я сам и создал. Я всегда искал лучший вариант для образования детей, но с возрастом и опытом мое понимание того, что значит хорошо, эволюционировало.
Сейчас я считаю, что в первом классе главное — это учитель. Плюс общее качество школы и логистика. Я убежден, что мальчики уже в первом классе должны уметь самостоятельно добираться до школы. Это важная ступень взросления. В средней школе на первый план выходит не один педагог, а система в целом: уровень преподавания, внутренняя культура школы, родительское сообщество. Найти хорошего учителя начальных классов не так уж сложно, а вот школа, которая работает как цельный организм, — большая редкость».

Екатерина Лапшина
сооснователь OKKO
«Для старших — рейтинг и качество преподавателей, состав учеников, но не нетворк, а адекватность родителей. Для младшей — атмосфера, подход, разнообразие предметов, академические результаты. Всегда очень привлекательным выглядит современный кампус, но правильной среды и формирования интереса к знаниям и достижениям он не заменит».
Дмитрий Махлин
партнер и директор по развитию HRlink
«Главная цель первого года учебы — сохранить у ребенка интерес к обучению. Чтобы он шел в школу с удовольствием. а я видел прогресс. Например, когда мой сын заболел и не пошел в подготовительный класс, он заплакал. Вот этот уровень мотивации, этот задор, я бы хотел у него сохранить и в дальнейшем».
Юрий Усков
основатель IT-компании iSpring и лицея «Инфотех»
«KPI простой: ребенку должно нравиться учиться. Он с радостью идет в школу — значит, все работает».
Екатерина Лапшина
сооснователь OKKO
«Это очень сильно зависит от возраста ребенка и истории вопроса. КПЭ ставят не в вакууме, а под задачу. В первом классе должен скучать по школе, демонстрировать интерес к самостоятельным занятиям, стремление к самостоятельности. В средней школе я бы оценивала социализацию и заинтересованность в программе. В старшей школе — не просто знание школьной программы, а и желание ребенка пойти в каком-то предмете дальше, удерживать на нем внимание, углубиться. Также и усердие в достижении цели, социализацию. И точно во все времена лучший КПЭ — это желание с утра бежать со всех ног в школу».
Марианна Третьякова
предприниматель, автор канала для женщин «MARIANNA»
Андрей Третьяков
основатель сети баров Stereo People Group, автор телеграм-канала «Лука Ебков»
«Важно разговаривать с директором, учителями, другими родителями. Понять, твое ли это место. И невозможно это понять, просто изучив сайт, — нужно прийти лично и почувствовать атмосферу».
Дмитрий Махлин
партнер и директор по развитию HRlink
«Школу нужно оценивать не на дне открытых дверей, а в обычный будний день. Зайдите, обязательно поговорите не только с директором, но и с преподавателями, а также с родителями, чьи дети здесь учатся».
Юрий Усков
основатель IT-компании iSpring и лицея «Инфотех»
«Уровень школы сильно влияет на жизненный путь ребенка, на его мировоззрение и успешность. Гораздо больше, чем вуз. Важнее всего не только знания, но и трудолюбие, внимание к деталям и оптимизм. Именно это школа должна воспитывать».
Екатерина Лапшина
сооснователь OKKO
«Смотрите не на маркетинг, а на родительское сообщество. Важно найти родителей, чьи ценности вам близки, — именно их рекомендации стоит принимать».
Марианна Третьякова
предприниматель, автор канала для женщин «MARIANNA»
Андрей Третьяков
основатель сети баров Stereo People Group, автор телеграм-канала «Лука Ебков»
«Нас абсолютно точно отталкивает, когда школа пытается понравиться родителям, а не думает о детях, что нужно делать в первую очередь. Это всегда чувствуется».
Дмитрий Махлин
партнер и директор по развитию HRlink
«Не должно быть буллинга, излишней свободы и отсутствия наставничества. Школа должна быть местом, где ребенка поддерживают, где выстраивают индивидуальный подход в обучении, учат дисциплине».
Михаил Гребенюк
основатель экосистемы для развития бизнеса «Аномалия»
«Первое — никакой зубрежки. Для нас важно, чтобы школа развивала личность — софт-скиллы, эмоциональный интеллект, — а не просто приучала зубрить. Второе — атмосфера. Если поощряется «кто круче», элитность, понты — это точно не наша история. И третье — энергетика. Хочется, чтобы в школе была жизнерадостная, легкая, детская энергия».
Юрий Усков
основатель IT-компании iSpring и лицея «Инфотех»
«Зубрежки, равнодушия, гопников и планшетов. И обязательно — хорошие аналоговые уроки труда с лобзиками, швейными машинками, молотками, станками».
Екатерина Лапшина
сооснователь OKKO
«Буллинга, догматизма и инфантилизма со стороны взрослых».