Преодолеть рутину: зачем пиарщику менять карьерные маршруты, даже если «и так все хорошо»

Поделиться • 14 августа 2025

Преодолеть рутину: зачем пиарщику менять карьерные маршруты, даже если «и так все хорошо»

Преодолеть рутину: зачем пиарщику менять карьерные маршруты, даже если «и так все хорошо»

Полина Тризонова

Текст: Полина Тризонова, глава дирекции по стратегическим коммуникациям цифровых активов «Газпром-Медиа Холдинга»

Фото: Денис Врублевский


В профессии PR-специалиста много изменчивого: повестка, инфоповоды, каналы продвижения. Однако даже в такой работе может наступить эффект повторяемости, когда наперед знаешь, какие мероприятия ждут из года в год и где встретишься с теми же журналистами.

Расскажу, как этому противостоять и сохранить вкус к профессии.

В профессии PR-специалиста много изменчивого: повестка, инфоповоды, каналы продвижения. Однако даже в такой работе может наступить эффект повторяемости, когда наперед знаешь, какие мероприятия ждут из года в год и где встретишься с теми же журналистами.

Расскажу, как этому противостоять и сохранить вкус к профессии.

Выгорание и рутинизация — не одно и то же, но ощущения порой схожи. Особенно, если из года в год движешься по одинаковой траектории: ПМЭФ, деловые завтраки, акционерные собрания, ВЭФ, итоги года — и все заново. Даже если каждое мероприятие проходит успешно, в какой-то момент появляется ощущение, что ты «пони, который бегает по кругу».

Побочный эффект профессионализма

От рутинизации не застрахованы ни линейные сотрудники, ни руководители. Последние в некоторой степени подвержены ей даже больше, потому что могут столкнуться с ситуацией, когда придуманная ими система, однажды бывшая чем-то из ряда вон, превратилась в стандарт.

И это хорошо — значит, она работает. Но, вместе с тем, это чревато тем, что уходит азарт, а команда перестает предлагать новые идеи. Особенно это заметно у сильных лидеров, чья модель поведения становится «единственно верной» — ее копируют, но перестают пробовать и ошибаться.

Подобная стагнация в пиаре возможна — но это не всегда провал. Иногда это просто признак того, что специалист слишком хорошо научился делать свою работу. И именно поэтому пора поменять угол зрения — именно обновить восприятие, а не уйти из профессии.

Ротация как выход

Это работает даже в мелочах — например, с дорогой на работу. Ученые отмечают, что рутинные действия минимизируют создание новых нейронных связей — проще говоря, если постоянно ходить или ездить одним маршрутом, нейропластичность мозга ослабевает. То же верно и для более сложных процессов.

Если работаешь в крупной компании, то освежить восприятие помогают переключения сфер, например: с искусственного интеллекта — на образование, с образования — на ипотеку, с ипотеки — на безопасность и кибермошенничество. А потом — на строительство и благоустройство. С малыми компаниями, где сфера деятельности статична, все сложней.

Но и в крупных момент рутинизации может наступить. Потому в какой-то момент при смене работы я решилась на радикальный шаг — ушла из финансового пиара в медиа. Это была осознанная смена отрасли. Хотелось не просто использовать старые профессиональные навыки, а заново учиться.

Новая среда стала для меня настоящим открытием. Здесь работают по другим принципам, с другим отношением к профессии и людям. Даже пиар-специалисты совсем иные: минимум цинизма, максимум творчества и искренней вовлеченности. И, конечно, совершенно другой круг журналистов — с иным темпом, мотивацией и взглядами.

Журналистская среда оказалась совсем другой — более деликатной. Люди здесь очень тонкие, более чуткие, чем в мире больших денег. И в этом тоже есть своя прелесть: ты сам становишься мягче и внимательнее. Здесь не приходится «пробивать стены» — зато появляются задачи, которые требуют другого подхода. Их нужно решать не напором.

В общем, ротация — не карьерный разворот на 180°, а возможность не дать себе закостенеть, даже если ты все еще любишь свою работу.

Профессия с сотнями граней

Так что вовсе не обязательно уходить в совершенно другую профессию — открывать тату-салон или учиться на шеф-повара. Внутри самого пиара — десятки, если не сотни граней. Вопрос в том, готовы ли вы их искать.

Например, у меня есть знакомая, которая специализируется на похоронном пиаре. Да, для незнакомого с этим понятием человека может звучать шокирующе. Когда она посвятила меня в специфику своей работы, я тоже сначала удивилась, но потом поняла, насколько это сложная и деликатная работа.

Организовать некролог, договориться о правильных формулировках, проинформировать СМИ, развести гостей и их пулы журналистов на скорбном мероприятии — все это должно быть сделано с уважением к покойному и его близким. И при этом без единой ошибки. С тех пор я смотрю на такие публичные кейсы с профессиональным интересом: хорошо отработано или не очень, тонко ли сделано, правильно ли расставлены акценты.

Сейчас в моей команде есть менеджеры по талантам — это тоже для меня новый мир и совершенно другой спектр задач, отличный от классического пиара. Они договариваются с агентами звезд, выстраивают отношения с селебрити, уговаривают приехать на наши мероприятия даже если это не Москва и не федеральная повестка, а локальная активность в месте, куда надо добираться на поезде, в лучшем случае. Это не менее сложно и интересно, чем организовать сессию на деловом форуме.

Что делать руководителю

Пиарщики вообще бывают очень разные. Кто-то обожает мероприятия, легко командует толпой, умеет ориентироваться в хаосе. А кто-то — интроверт до мозга костей, сидит в тени, зато находит такие инфоповоды, которые потом собирают огромное количество просмотров. И те, и другие — профессионалы.

Если человек «не пылает», это не всегда признак лени или усталости. Иногда он просто делает «не свое» и не там, где может по-настоящему раскрыться. Есть простые сигналы, которые подсказывают, что человек начинает застревать:

  • потухший взгляд;
  • потеря инициативы;
  • правильные действия — но будто по инерции.

В пиаре это становится заметным особенно быстро, потому что если ты сам не «горишь», тебя не будут слушать. А если тебя не слушают — ты уже не влияешь на повестку.

Задача руководителя — это заметить и помочь. Начать можно с разговора, разбора потребностей и способностей человека. А затем — попробовать «переставить» сотрудника. Даже в небольшой команде всегда можно сохранить человека и перевести его, к примеру, с мероприятий на аналитику, с одной тематики на другую, с фронта — в бэк. И получить более эффективного и лояльного коллегу.

Кроме того, подобное можно «профилактировать» на старте. Так, я стараюсь уходить от найма «строго под должность». Если нахожу «бриллиант», то готова дать человеку развиваться и в смежном направлении. Конечно, задачи KPI, под которые искали специалиста, никто не отменял, но важно не зажимать талант в рамки, которые не соответствуют его сильным сторонам.

Один из недавних примеров — мы искали пиарщика, а в процессе собеседований стало ясно: кандидат куда сильнее как редактор. Мы оставили ему и некоторые PR-задачи, но сделали упор на редакторскую работу. Такой подход помогает команде получать максимальную отдачу от каждого, а людям — использовать все свои реальные компетенции.

Исследования подтверждают: внутренние перемещения помогают повысить вовлеченность сотрудников и снизить риск потери людей. Так, если сотрудник «застрял» на карьерном плато, ротация задач или ролей способна вернуть интерес к работе и удержать его в компании.

И все-таки — про смелость

Много лет назад один из новых коллег-маркетологов, наблюдая за работой пиар-команды, воскликнул: «Вы, ребята, в хорошем смысле просто «отчаянные»!». Мы тогда сидели в опенспейсе, обсуждали чувствительные инфоповоды, обменивались новостями и шутили с тем самым уровнем профессионального цинизма, который вырабатывается в пиаре годами.

Его поразило, насколько спокойно мы реагируем на то, что других выбивает из колеи. Мы посмеялись. А я подумала: может, он и прав. Но в нашей профессии без смелости невозможно.

Потому если все же сам ощущаешь, что начинаешь терять вкус и смена тематик в одной команде уже не помогает, возможно, действительно пора сменить работу, подход, роль. Страх чего-то нового и ранее незнакомого — это и есть первый шаг к настоящему выгоранию. А базовые навыки — умение работать с клиентом, выдерживать огромное количества стресса, находить инфоповоды — никуда не денутся.

Быть готовым меняться нужно даже тогда, когда уже все умеешь, когда «и так все хорошо». Меняйте маршруты хотя бы изредка. И не только по дороге на работу.