Поделиться • 24 сентября 2025
Хакатоны и hard skills. Как учить детей в мире, где профессии устаревают быстрее учебников
Хакатоны и hard skills. Как учить детей в мире, где профессии устаревают быстрее учебников

Изучать историю Древнего Рима, гуляя по Колизею в VR-очках, а вместо скучных контрольных — создавать проекты с будущими работодателями: это не фантастика, а новая реальность образования, которую обсуждали эксперты лектория территории технологического прогресса «Облачные города» на форуме «Территория будущего. Москва 2030».
Две трети сегодняшних старшеклассников будут работать по специальностям, которых еще не существует. Расскажу, какие навыки будут востребованы через 10–15 лет, как адаптироваться к трансформации рынка труда и помочь школьникам определиться с карьерным треком.
Изучать историю Древнего Рима, гуляя по Колизею в VR-очках, а вместо скучных контрольных — создавать проекты с будущими работодателями: это не фантастика, а новая реальность образования, которую обсуждали эксперты лектория территории технологического прогресса «Облачные города» на форуме «Территория будущего. Москва 2030».
Две трети сегодняшних старшеклассников будут работать по специальностям, которых еще не существует. Расскажу, какие навыки будут востребованы через 10–15 лет, как адаптироваться к трансформации рынка труда и помочь школьникам определиться с карьерным треком.
Исследования показывают: уже к 2030 году технологическое развитие приведет к трансформации более 1 млрд рабочих мест в мире. Традиционные профессии изменятся, и для успешной работы людям потребуются новые навыки. Кроме того, появятся новые области знаний и профессионального роста, которые сегодня можно только представить. В России, например, по специальностям, которых пока не существует, будут работать 2/3 сегодняшних старшеклассников.
Чтобы адаптировать работников, действующих или будущих, к новым реалиям рынка, образовательную парадигму предстоит трансформировать, уделяя особое внимание развитию адаптивности и способности к непрерывному обучению.
В рамках школьного образования такой подход можно воплотить, например, через смещение фокуса с фундаментальной общеобразовательной программы на более глубокое изучение предметов по выбору. По такому принципу построены образовательные программы в США и Великобритании: все школьники обязательно изучают математику, естественные науки, английский язык, основы обществознания, а остальные дисциплины выбирают в соответствии со своими целями и интересами.
Отечественный пример образования, которое развивает гибкость, самостоятельность и адаптивность, — программы профильных классов (физико-математических, гуманитарных, химико-биологических и других). Также многие российские школы, даже без профильного уклона, предлагают старшеклассникам факультативы — занятия, которые можно посещать по выбору и которые посвящены углубленному изучению интересующих областей, от мировой художественной культуры до робототехники.
Примечательно, что углубленное изучение предметов обычно предполагает большой объем практических занятий, проектную работу, — такие уроки позволяют уйти от зубрежки, научить школьников анализировать информацию, формулировать собственные предположения и подкреплять их доказательствами и аргументами, работать в команде. На территории «Облачные города», например, были организованы самые разные воркшопы и мастер-классы. С основами кибербезопасности можно было познакомиться в формате детективной игры, а профессии будущего обсудить с экспертами, которые уже сегодня работают в инновационных областях.
Эксперты выделяют несколько категорий компетенций, которые будут востребованы в ближайшее 5–10 лет. В первую очередь это когнитивные навыки — согласно отчету WEF Future of Jobs 2025, например, аналитическое мышление считают необходимым навыком семь из 10 работодателей в мире. Но одновременно на рынке труда ценят гибкость, устойчивость к стрессу, лидерство, развитый эмоциональный интеллект и эмпатию. А среди hard skills работодатели выделяют навыки работы с ИИ, умение обрабатывать и применять большие данные и компетенции в области кибербезопасности.
Востребованный специалист будущего, таким образом, обладает необычной для классической системы образования комбинацией умений: это хороший аналитик и стратег с развитым эмоциональным интеллектом, он умеет работать в команде и при этом обладает техническими компетенциями, даже если не занят непосредственно в IT.
Чтобы получить такую комбинацию уже в школе, важно развивать существующие программы — дополнять их не только практическими занятиями и новыми блоками знаний, такими как изучение ИИ или основ кибербезопасности, но и уроками, направленными на работу с социально-эмоциональным развитием. В международной практике мы можем увидеть, как этот принцип влияет на блок дисциплин об обществе и человеке, — в Эстонии, например, психологические, внутренние процессы изучают в рамках отдельного предмета, который можно перевести как «человековедение».
А в России спрос на развитие гибких навыков у детей можно отметить, если проанализировать программы дополнительного образования, — кружки по развитию эмоционального интеллекта сегодня можно посещать даже дошкольникам. На таких занятиях дети учатся распознавать и называть эмоции, выражать их через рисунки и музыку, узнают, как внутренние переживания связаны с мимикой и жестами.
Проектная деятельность — неотъемлемая часть непрерывного обучения. В отличие от традиционного подхода, где знания подаются в готовом виде, работа над проектами имитирует реальные рабочие процессы: от постановки задачи до поиска решений и реализации.
Именно идея проектной деятельности лежит в основе хакатонов для школьников, которые организуют университеты и коммерческие компании — будущие работодатели. Участники хакатонов решают креативные, но максимально ориентированные на практику задачи: создают чат-боты, прототипы приложений для бизнеса. Так, в 2024 году в НИУ ВШЭ состоялся первый в России хакатон для школьников и студентов по промпт-инжинирингу. Партнеры хакатона, ведущие российские компании, предложили участникам реальные задачи. «КРОК», например, попросил создать промпты для генерации рекламного контента, а X5 Tech поставила задачу разработать прототип сервиса для работы с поставщиками.
Такой формат развивает самостоятельность, учит работать с неопределенностью и принимать решения в условиях ограниченных ресурсов. И это именно те качества, которые востребованы в современном бизнес-контексте.
Традиционную пятибалльную систему и стандартизированные профориентационные тесты все чаще критикуют за неспособность оценить реальные компетенции учеников. На смену им приходят портфолио проектов, система микросертификаций и другие решения.
Микросертификаты, или цифровые бейджи, выдаются за достижения — завершенный проект, освоение нового навыка, хорошую работу в команде. С одной стороны, это инструмент мотивации — механика напоминает присвоение наград в компьютерных играх и приложениях. С другой, цифровые бейджи имеют и реальную карьерную ценность — сегодня их используют в ведущих ИТ-компаниях, от международных гигантов вроде IBM до лидеров российского рынка, например Cloud.ru.
Профориентация сегодня трансформируется от разового выбора профессии к постоянному процессу исследования своих интересов и возможностей. Как показали мероприятия «Территории будущего», современные дети нуждаются не столько в готовых ответах, сколько в инструментах, которые помогут им найти собственный уникальный путь. И идти по нему, проявляя столь необходимую в современном мире гибкость. То есть с пониманием, что им предстоит учиться, развиваться, исследовать собственные интересы и возможности не только в школе — всю жизнь.
Образование будущего — это не просто новые технологии или методики, а принципиально иной подход к развитию человеческого потенциала. Эффективная образовательная система уже в школе должна быть гибкой, персонализированной и ориентированной на формирование способности к адаптации в изменчивом мире.
Научить детей учиться — в последние годы эта фраза обрела новую актуальность. Мир стремительно меняется, профессии, которые вчера требовали одного набора навыков, завтра будут невозможны без чего-то принципиально иного.
Мы не сможем предугадать эти изменения и подготовить к ним детей заранее. Но можем помочь им стать визионерами и стратегами — показать, что обучение не ограничивается школьной или университетской программой, а является важной частью повседневной жизни, личностного роста и профессионального развития.