Поделиться • 1 мая 2025

Пушистый бизнес: как мы открыли успешный груминг-салон

Пушистый бизнес: как мы открыли успешный груминг-салон

Текст: Дарья Ролдугина, грумер-зоопсихолог, основательница зоосалона «Мульти-грум»

Фото: предоставлено Дарьей Ролдугиной


За последние пять лет российский рынок услуг для домашних животных стабильно растет. Это происходит, в частности, потому, что люди стали чаще заводить собак дизайнерских пород. Особой популярностью пользуются средние и небольшие собаки: шпиц, чихуахуа, терьеры. Кроме того, заводчики отмечают, что россияне стали чаще заводить мальтипу, кокапу и кавапу — породы, требующие профессионального ухода. Рассказываю, как открыть груминг-салон и попасть в потребности клиентов.

За последние пять лет российский рынок услуг для домашних животных стабильно растет. Это происходит, в частности, потому, что люди стали чаще заводить собак дизайнерских пород. Особой популярностью пользуются средние и небольшие собаки: шпиц, чихуахуа, терьеры. Кроме того, заводчики отмечают, что россияне стали чаще заводить мальтипу, кокапу и кавапу — породы, требующие профессионального ухода. Рассказываю, как открыть груминг-салон и попасть в потребности клиентов.

Несмотря на то, что в России груминг как индустрия начал активно развиваться только в 2000-х годах, сегодня этот сегмент демонстрирует стабильный рост. Параллельно повышается интерес к зоопсихологии, что открывает дополнительные ниши для предпринимателей, готовых предложить комплексный подход к уходу за животными или учесть особенности поведения при работе.

У владельцев животных также меняется отношение к своим питомцам. Если раньше многие считали, что достаточно просто помыть собаку дома, то сейчас все больше людей понимают необходимость профессионального ухода, в том числе для поддержания здоровья пушистого любимца. Питомец стал полноценным членом семьи, о котором нужно заботиться на высоком уровне. Потому спрос на профессиональный уход за животными сегодня достаточно велик, а груминг-бизнес стал предпринимательской категорией.

Стартовые инвестиции

Один из главных вопросов для начинающего предпринимателя — объем необходимых инвестиций. И здесь важно понимать, что цифры могут существенно отличаться в зависимости от множества факторов: от географии, до необходимости подобного сервиса в городе в принципе.

Когда я планировала открытие своего салона, информация о необходимых инвестициях, которую можно было найти в открытых источниках, оказалась далека от реальности. На старт бизнеса в 2022 году в подмосковном Бутово я потратила около 1,7 млн руб. Бизнес начал окупаться примерно через 15 месяцев.

По примерным оценкам, в 2025 году, минимальные вложения в открытие зоосалона комфорт-класса начинаются от 3 млн. руб., а верхняя планка может доходить до 5—6 млн руб. При этом окупиться вложения могут только через 1—2,5 года.

На что пойдут деньги:

  • аренда и ремонт помещения — до 50% бюджета;
  • оборудование для работы трех мастеров — от 700 тыс. до 1,3 млн. руб.;
  • обустройство салона (ресепшн, мебель, техника) — от 350 тыс. руб.;
  • маркетинг и реклама на первый год — около 200—250 тыс. руб.

Затраты на аренду должны составлять не более 20—25% от ежемесячной выручки — это важное условие для развития бизнеса.

Выбор локации

Правильный выбор местоположения салона напрямую влияет на его успешность. Наиболее перспективными, по моему опыту, локациями являются:

  • новые жилые комплексы;
  • спальные районы с высокой плотностью населения;
  • районы с высоким уровнем дохода жителей (особенно для премиальных салонов).

Практика показывает, что большинству клиентов удобнее, когда груминг-салон находится рядом с домом. Это один из решающих факторов при выборе. При этом около 30% клиентов готовы приезжать из других районов, потому что им важно именно качество услуг.

Интересный факт: салон не обязательно должен располагаться на первой линии домов. Гораздо важнее, чтобы у него был отдельный вход и хорошая видимость в поисковых системах и картах. Сегодня большинство клиентов ищут ближайший салон именно через онлайн-сервисы.

Дизайн и оборудование

Пространство зоосалона должно быть организовано с учетом психологии животных и эргономики для мастеров. В идеале следует разделять помещение на несколько функциональных зон:

  • основная, грумерская с рабочими столами;
  • зона купания и сушки;
  • ресепшен и зона ожидания для владельцев;
  • подсобные помещения для персонала;

Важно разделять пространство так, чтобы питомцы не испытывали дополнительного стресса. Например, кошки и собаки должны находиться в разных помещениях или приходить в разное время.

Также следует учитывать психологические особенности животных при организации пространства. Например, мы размещаем столы так, чтобы у питомца был обзор на дверь и окно — это снижает уровень тревожности.

В список базового оборудования входят:

  • профессиональные столы, обязательно с противоскользящим покрытием;
  • специальные ванны с удобным входом для животных;
  • качественные компрессоры и фены;
  • разнообразные инструменты для разных типов шерсти;
  • средства дезинфекции;
  • профессиональная косметика для разных пород и типов шерсти.

Кадровый вопрос

Клиенты доверяют салону самое дорогое — своего питомца, поэтому важно не просто оказать услугу, а получить двух довольных клиентов: хозяина и его питомца. Без квалифицированных работников тут никак.

При найме грумера, в первую очередь следует обращать внимание на его опыт и образование. Если опыта недостаточно, смотрим, в какой школе он учился, какая у грумера база и сколько времени потребуется, чтобы повысить его квалификацию до уровня салона.

Каждый кандидат должен обязательно проходить пробную стрижку, чтобы вы могли оценить его навыки и бережное отношение к животным.

В идеале квалифицированный грумер должен уметь выстраивать диалог с клиентами, сохраняя баланс между профессиональными рекомендациями и пожеланиями владельцев животных, а также обладать следующими компетенциями:

  • знания в области анатомии и физиологии животных;
  • понимание поведения собак и кошек;
  • умение распознавать кожные заболевания;
  • знание стандартов пород;
  • технические навыки работы с инструментами;
  • понимание зоопсихологии.

К сожалению, в программы большинства школ груминга не включена теория по зоопсихологии, что является упущением. Такие навыки у грумеров могут быть дополнительным плюсом для любого салона. Знания зоопсихологии помогают понимать, как правильно взаимодействовать с животными в стрессовой для них ситуации.

Отдельное внимание следует уделить подбору администратора. Это первый человек, которого встречают клиенты, и он должен быть не только дружелюбным и вежливым, но и любить животных.

Чтобы систематизировать работу администратора и упростить его задачи, можно разработать подробные инструкции, включающие информацию о каждой породе и услуге. Это позволит сотрудникам ресепшена профессионально консультировать клиентов и выстраивать доверительные отношения.

Продвижение и стандарты

Современный груминг-салон — это сложный бизнес, требующий системного подхода к стандартам, маркетингу и управлению. Те, кто готов инвестировать не только в оборудование, но и в разработку процессов, обучение персонала и построение долгосрочных отношений с клиентами, получают не просто прибыльный бизнес, но и благодарных четвероногих клиентов, которые с удовольствием возвращаются снова и снова.

Маркетинг следует основывать на грамотной рекламе и работе с клиентами, их отзывами. В груминге сарафанное радио остается одним из самых эффективных инструментов привлечения клиентов. Владельцы собак, общаясь на прогулках, активно обмениваются контактами проверенных специалистов. Нужно стараться превратить ваших клиентов в амбассадоров бренда

Социальные сети — главный маркетинговый канал. Как показывает опыт, люди могут годами следить за страницей салона, наслаждаясь контентом о милых питомцах, прежде чем стать клиентами.

Если не хватает времени и сил на ведение своих соцсетей, лучше нанять специалиста. Главное, чтобы постинг был регулярным. Также мы уже упоминали, что не стоит недооценивать картографические сервисы. Высокие оценки на «Яндекс Картах» или «2ГИС» напрямую влияют на поток новых клиентов.

Лояльность же в зависит от качества услуг. Ни один посетитель не вернется в салон, где грязно или услуга оказана халатно, и не посоветует такой салон знакомым. Поэтому, сколько бы вы не вкладывали в продвижение, если сервис хромает, результата не будет.

Нужно обязательно опираться на четкие правила и стандарты. Хотя специфических санитарных норм для зоосалонов не существует, лучше разработать собственные формы, минимальный набор которых должен включать:

  • должностные инструкции для всех сотрудников. Четкие инструкции помогают новым сотрудникам быстрее адаптироваться, а опытным — поддерживать высокий уровень сервиса;
  • стандарты обслуживания клиентов;
  • методические рекомендации по работе с разными породами;
  • графики уборки и обслуживания оборудования с обязательным чек-листом проверки инструментов (точить, чистить, заменять инструменты необходимо регулярно);
  • памятки для клиентов, например, как подготовить питомца к первому визиту в салон, как поддерживать состояние шерсти между визитами к грумеру.