«Сложно конкурировать со смартфонами»: почему в России не популярна реклама в такси

Поделиться • 19 августа 2025

«Сложно конкурировать со смартфонами»: почему в России не популярна реклама в такси

«Сложно конкурировать со смартфонами»: почему в России не популярна реклама в такси

Денис Сметнев

Текст: Денис Сметнёв, сооснователь Skyeng и маркетингового агентства uForce

Фото: Unsplash


Такси занимает третье место по популярности передвижения (после наземного общественного транспорта и личного автомобиля), и у нас есть несколько крупных агрегаторов. Но реклама в этом виде транспорта в нашей стране не так распространена, как за рубежом. Мы выяснили почему.

Такси занимает третье место по популярности передвижения (после наземного общественного транспорта и личного автомобиля), и у нас есть несколько крупных агрегаторов. Но реклама в этом виде транспорта в нашей стране не так распространена, как за рубежом. Мы выяснили почему.

Я часто езжу по миру и мне всегда интересно, как развиваются маркетинг и реклама в других странах. Во время путешествий часто пользуюсь такси и заметил, что в США, Европе, Азии и ОАЭ почти все автомобили брендированы, а в последние годы в салонах все чаще встречаются электронные планшеты.

Почему у нас не как у них

Мы выяснили, какая ситуация на российском рынке. Сначала мы провели кабинетное исследование — проанализировали цифры по рынку, используя данные из открытых источников, но этого было недостаточно для выводов. Поэтому в марте-апреле 2025 года мы связались крупными рекламными агентствами в качестве тайных покупателей, чтобы получить нужную информацию: отправили запросы в 30 компаний, получили 8 ответов.

В России реклама на автомобилях пока не распространена, хотя семь из десяти россиян пользуются услугами такси несколько раз в полгода и чаще. При этом транзитная реклама в стране растет на 74% в год.

Мы решили выяснить, почему в других странах такая реклама популярна, а в России — нет.

Наши задачи

Что необходимо было сделать:

  • оценить объем рынка транзитной рекламы в США, Европе и Азии;
  • узнать, какие виды контента используют в транзитной рекламе;
  • проанализировать данные по ключевым метрикам наружной рекламы на такси (OTS, GRP, охваты, частота, CPT);
  • понять, как привлечь внимание пассажиров к рекламе на планшетах, когда у каждого есть смартфон;
  • сравнить эффективность транзитной рекламы с другими видами рекламы.

Перед стартом исследования мы были уверены, что рекламодатели предложат нам прозрачные метрики и отчеты, которые покажут эффективность транзитной рекламы, так как рынок представлялся максимально зрелым, но в реальности было не совсем так.

Что выяснили

Для начала скажу, что реклама в такси бывает двух видов.

  • Наружная. Наклейки на кузове, боты (короба) на крыше, в том числе, в электронном формате.
  • Планшеты. Устройства на переднем сидении, которые транслируют информацию пассажирам во время поездки.

Мы искали в интернете исследования по рынку транзитной рекламы. Хотелось выяснить, как развивается этот рынок: была гипотеза, что все уходят в диджитал, и она ожидаемо подтвердилась. Выяснилось, что распространены:

  • цифровые экраны и планшеты;
  • платформы для аналитики и управления контентом;
  • услуги по разработке, обслуживанию и установке.

Источники по-разному оценивают объем рынка транзитной рекламы: от $800 млн по всему миру до $3 млрд долларов только в США. Однако все сходятся на том, что рынок растет:

На планшетах и цифровых экранах показывают не только рекламу, но и развлекательные ролики, прогноз погоды и информационные сообщения. Поэтому рекламодателям есть где развернуться.

Если говорить о зрелости рынка, то США опережает остальные части света. За ними идут Европа, затем Азия и Африка. В России пока такой рекламы нет, но я думаю, что скоро ситуация изменится.

Серфинг в сети дал понимание, что цифры выглядят оптимистично, но они отличаются в разных исследованиях. Поэтому мы решили провести тайные закупки, чтобы понять, как устроен рынок в реальности. Мы связались с восемью агентствами, чтобы проанализировать:

  • форматы рекламы;
  • метрики эффективности;
  • способы подтверждения показа рекламы;
  • механики вовлеченности пассажиров;
  • кейсы из практики.

Когда проводили тайные закупки, то выделили 3 крупных агентства, которые запускают рекламу на планшетах:

  • Growth,
  • Ivee,
  • Vugo.

Специалисты, с которыми мы пообщались, не стремились продавать и удивлялись вопросам про эффективность. Они уверены, что подобная реклама давно показала свою состоятельность.

Измерение эффекта

Наружная реклама на такси — уже не только стандартная оклейка кузова авто. Некоторые компании предлагают боты с возможностью трансляции цифровых изображений.

В этом виде рекламы самое трудное — определить эффективность, так как сложно предоставить точные показатели. При этом агентства предлагают оценивать CPM, и некоторые игроки обещают от 2,5 до 5 тыс.показов в неделю за разную стоимость.

И тут самое интересное, как агентства достигают показателей. Некоторые игроки говорят, что цифры предоставляют сторонние агентства со своей кумулятивной моделью, которая включает разные способы, в том числе eye-tracking — это технология, которая фиксирует взгляд человека, когда машина едет по улице. Технология дорогая, поэтому ее редко используют, а в целом опираются на исторические данные. Например, запускали машину по маршрутам неделю, зафиксировали 2,5 тыс. человек. Получается, что плюс/минус такое количество человек увидят рекламу и в этот раз.

У поставщиков транзитной наружной рекламы есть проблемы с отчетностью. Обычно это фотоотчеты брендированных машин, а также информация с маршрутами. Например, нам обещали 5 тыс. показов и уверяли, что постараются выполнить показатели. Подтверждений цифрам не дают.

Агентства с кумулятивной моделью показывают цифры, и мы выяснили, что CPM в целом ниже, чем у других видов рекламы, но не совсем понятно, как проверить эти цифры.

Реклама на планшетах

Планшеты в такси более адаптированы к отслеживанию эффективности. Пользователи кликают по ссылкам, сканируют qr-коды, оставляют телефоны и email. Поэтому у заказчиков есть реальные цифры взаимодействия пассажиров с рекламой.

Главный вопрос в том, как удерживать внимание пассажиров. Представьте, что сейчас у каждого смартфон, где есть любой контент и не факт, что человек захочет смотреть в планшет.

Поэтому поставщики планшетов повышают вовлеченность тремя способами.

  • Разнообразие контента. В машинах запускают не только рекламные ролики, а также новости, прогноз погоды, квизы, навигацию, информацию о поездке и геймификацию. Например, простые брендированные игры с вопросами и ответами.
  • Невозможность отключить рекламу. Некоторые планшеты нельзя отключить, и пассажиры обязательно услышат и увидят рекламу. Кроме этого, некоторые платформы не дают возможность подключиться к своим аккаунтам на Youtube или Spotify, предлагая только свои файлы.
  • Таргетинг. В планшетах есть камеры для идентификации пола и возраста, чтобы демонстрировать персонализированный контент. Дополнительно таргетинг запускают по геолокации, районам, дням недели или через синхронизацию смартфона с приложением такси. Если пассажир едет от аэропорта до гостиницы, то планшет покажет туристический набор с рекламой баров, экскурсий, магазинов.

Эффективность транзитной рекламы на планшетах в цифрах:

  • CTR в среднем около 6%, а это в 4–6 раз выше, чем у баннерной рекламы в соцсетях;
  • конверсия в целевое действие (CVR) достигает 1215%, если в рекламе предлагают скидку или приз, то пользователи охотно кликают или оставляют контакты;
  • стоимость привлечения клиента (CPA) может быть в 2 раза ниже, чем на других digital площадках;
  • уровень вовлеченности пассажиров 60–81%, а запоминаемость рекламы 4050%, что в 4–5 раз выше, чем у классической ТВ-рекламы (8–12%) и в 2–3 раза выше, чем в соцсетях.

Метрики отслеживают по понятным механизмам, таким как:

  • клики;
  • сканирование qr-кодов;
  • ввод контактных данных. Кроме этого, используют таксометры, когда считают время поездки и сколько роликов показали за это время.

Эти показатели собрали из кейсов, которые предоставляли агентства. Например, авиакомпания получила 9% CTR, что в 10 раз выше, чем на Facebook*, а доля завершивших просмотр видеорекламы — 61%, что в 1,8 раза лучше, чем на Facebook*.

Производитель премиум-сидений собрал благодаря такси в 3 раза больше email-адресов, чем в среднем по отрасли.

Опросы показывают, что треть пассажиров раздражаются от рекламы, а пока мы проводили исследование, один из ключевых игроков перестал предлагать работать с планшетами.

Причина в том, что продукт трудно масштабировать из-за того, что не все водители устанавливают эти устройства, и трудно конкурировать со смартфонами. При этом рекламу на планшетах смотрят до конца на 20% чаще по сравнению с билбордами и другой наружкой.

Схема взаимодействия пассажира с планшетом выглядит так:

пассажир смотрит на экран, а технология распознавания присутствия фиксирует взаимодействие → пассажир кликает на рекламу и получает специальное предложение → оставляет email или номер телефона, чтобы получить доступ к акции → рекламодатель продолжает взаимодействие напрямую.

Как с этим работать

Рекламу на планшетах могут предлагать агрегаторы такси — для них это дополнительная возможность заработать. Например, за границей так делает Uber. Другие игроки могут партнериться со службами такси и устанавливать свои планшеты, а затем искать заказчиков.

  • Если говорить про Россию, уверен, что скоро подобная реклама появится на рынке. Яндекс уже тестирует формат транзитной рекламы в общей PR-политике заказчика. Думаю, скоро появятся и планшеты, так как в России высокий общий уровень digital.
  • В США и Европе рынок более зрелый, а у заказчиков в целом нет вопросов к эффективности направления. При этом наше исследование не выявило каких-то культурных особенностей, которые влияют на развитие этого направления. Поэтому формат можно развивать в России, но первопроходцам предстоит сконцентрировать внимание на разработке системы метрик, которые будут понятны заказчикам.
  • Еще предстоит решить вопрос с самими устройствами и водителями, так как некоторые машины принадлежат водителям или сторонним организациям. И придется обсудить мотивацию, чтобы водители следили за устройствами.