Как безболезненно внедрять роботов на производстве. Опыт завода садовых товаров из Коврова

Поделиться • 3 октября 2025

Как безболезненно внедрять роботов на производстве. Опыт завода садовых товаров из Коврова

Как безболезненно внедрять роботов на производстве. Опыт завода садовых товаров из Коврова

Обложка
Илья Зимичев

Текст: Илья Зимичев, директор по развитию инновационных проектов компании «Цикл»

Фото: Unsplash


В среднем по России показатель числа роботов составляет 0,15% на каждые 10 тыс. работников. Мы достигли уровня автоматизации 2,6% — это в 17 раз больше. Расскажу, какие процессы нужно автоматизировать, а какие не стоит, как правильно внедрять роботов и как превратить скептиков на производстве в энтузиастов роботизации.

В среднем по России показатель числа роботов составляет 0,15% на каждые 10 тыс. работников. Мы достигли уровня автоматизации 2,6% — это в 17 раз больше. Расскажу, какие процессы нужно автоматизировать, а какие не стоит, как правильно внедрять роботов и как превратить скептиков на производстве в энтузиастов роботизации.

Когда еще в 2016–2017 гг. мы впервые заговорили об автоматизации производства, многие восприняли это скептически. Сотрудники боялись увольнений, руководство сомневалось в окупаемости. Сегодня, спустя почти восемь лет, мы увидели значительный прогресс, работники сами предлагают внедрять новые автоматизированные решения. Например, наши сотрудники настаивали на внедрении AGV-робота для перевозки паллет с готовой продукцией (Automated Guided Vehicle, AGV — автоматически управляемые транспортные средства. — Прим. ред.).

Первый робо-опыт

Изначально мы хотели оптимизировать только одну операцию — сборку предохранительного клапана для опрыскивателя. Это изделие входит в комплектацию буквально всех самых ходовых товаров. Мы планировали купить готовый станок-автомат для сборки, но расчеты показали низкую окупаемость, лучшие показатели могли быть при автоматизации создания уголка на брандспойт (это вспомогательный элемент садового опрыскивателя).

Мы нашли компанию, которая обещала создать автоматизированный станок за полгода. Реальность оказалась суровее — разработка заняла три года, разработчики долго бились над тем, чтобы станок работал в автоматическом режиме.

Разработка обошлась нам примерно в 3 млн руб. Но когда мы наконец получили станок, оказалось, что один из его модулей был создан для работы с оператором. Нам пришлось дорабатывать его под автоматический режим. Это заняло еще примерно 12 месяцев.

Однако результат того стоил: станок проработал восемь лет, и только в 2024 году мы полностью его модернизировали силами собственного отдела автоматизации. В среднем такие станки и работают около 10 лет, но мы сами решили его модернизировать, потому что он устарел и программно, и механически.

Но первый опыт показал главное: в автоматизации нет ничего сверхъестественного. Попробовав один раз на практике, мы начали формировать целый отдел автоматизации внутри инструментального. С приходом ведущего инженера-конструктора по автоматизации решили создать и отдельное подразделение. Изначально в нем было только два специалиста, потом присоединилось еще несколько техников. Подразделение постепенно выросло до 15 человек, а сейчас в нем 24 специалиста.

Работа с людьми

Самым сложным оказалось не техническое внедрение, а работа с персоналом. На старте сотрудники боялись сокращений. Но по мере запуска новых станков ситуация кардинально изменилась.

Теперь вместо одного станка работник обслуживает четыре автоматизированных станка одновременно. Изменились и названия должностей, например, если раньше был слесарь, то сейчас это оператор автоматической линии. Появились и совершенно новые специальности:

  • конструктор по автоматизации;
  • техник;
  • сервисный инженер.

Никого не уволили, наоборот, команда расширилась. Нововведения привели и к росту заработной платы, люди увидели реальную выгоду. Расходы на автоматизацию год к году выросли на 60%, выросла и часть бюджета в фонд оплаты труда (насколько сильно вырос ФОТ, в компании не раскрывают. — Прим. ред.).

Например, мы внедрили логистического робота, которого сотрудники прозвали «Жориком». «Жорика» мы интегрировали с заводской 1С и интегрировали в производство, хотя изначально покупали готовое решение.

Что автоматизировать, а что — нет

За восемь лет мы выработали четкие принципы отбора процессов для роботизации. Главный критерий — годовая трудоемкость должна составлять не менее 5 тыс. человеко-часов в год. Это минимальный порог для экономически обоснованной автоматизации.

Самая большая ошибка, которую мы допускали на старте, — автоматизация операций с низкой годовой трудоемкостью (менее 2 тыс. человеко-часов в год).

В результате автоматизированные линии больше простаивали, чем работали, что негативно сказывалось на окупаемости проекта (каким был убыток, компания не раскрывает. — Прим. ред.).

Покупка или разработка с нуля

Важно понимать различие между роботами и автоматизированными сборочными станками. Роботов мы не заказываем специально под наши нужды — это крайне дорого, даже примерную сумму назвать сложно. Например, шестиосевые роботы (это робо-руки) выбирают по специальному каталогу. Мы выбираем подходящие модели из существующего модельного ряда, а вот инструмент для робота и программное обеспечение уже разрабатываем самостоятельно.

Автоматизированные сборочные станки создаем с нуля под конкретное изделие. Сейчас у нас их 27. Такие машины собирают только один тип продукции, и переналадка на другое изделие практически невозможна. Роботы в этом плане более универсальны — их можно перемещать между различными задачами.

Особенно сложно поддается автоматизации мелкосерийное и единичное производство. По нашему опыту, автоматизация быстро — менее чем за два года — окупается только при объеме от 5 тыс. человеко-часов в год.

Факторы успеха

Высокой плотности роботизации удалось достичь благодаря двум факторам:

  • поддержке собственника завода (в течение года мы тратим около 3% выручки на автоматизацию текущей деятельности) — без понимания на высшем уровне любые инициативы обречены на провал;
  • специфике региона: наш город — Ковров — промышленный, здесь есть кадровый голод, и это создает дополнительную мотивацию для автоматизации.

Технологии роботизации сегодня доступны всем. Основные барьеры — отсутствие мотивации у руководства и недостаток финансирования. Многие компании не готовы инвестировать в долгосрочные проекты с окупаемостью два-три года.

С чего начать

Исходя из нашего опыта, могу порекомендовать следующий алгоритм внедрения автоматизации.

  • Проведите аудит операций — выявите процессы с трудоемкостью свыше 5 тыс. человеко-часов в год.
  • Начните с простых решений — не пытайтесь сразу автоматизировать сложные многоступенчатые процессы.
  • Инвестируйте в команду — создайте собственный отдел автоматизации или привлеките ключевых специалистов.
  • Работайте с персоналом — объясните выгоды, покажите возможности роста, создайте новые рабочие места.
  • Заложите время на доработку — любое оборудование требует адаптации под ваши специфические условия.

Что будет дальше

Сегодня производство выпускает 420 тыс. изделий ежемесячно на площади более 45 тыс. квадратных метров. Автоматизация стала неотъемлемой частью философии предприятия — от разработки пресс-формы до выпуска готового изделия с нанесением принта и логотипа.

Ключевой вывод нашего опыта: автоматизация не угроза рабочим местам, а возможность их качественной трансформации. При правильном подходе это становится драйвером роста для всей команды.