Поделиться • 24 октября 2025
Мужская бьюти-индустрия — больше не аутсайдер бьюти-рынка, а его большой сегмент со своей культурой и огромными деньгами. Сейчас мужчины стремятся выглядеть ухоженно, все больше внимания уделяют не только стрижке, но и бороде, коже лица, а также SPA-процедурам. Расскажу, как превратить поход за стрижкой в привычку и построить бизнес с окупаемостью от года.
Мужская бьюти-индустрия — больше не аутсайдер бьюти-рынка, а его большой сегмент со своей культурой и огромными деньгами. Сейчас мужчины стремятся выглядеть ухоженно, все больше внимания уделяют не только стрижке, но и бороде, коже лица, а также SPA-процедурам. Расскажу, как превратить поход за стрижкой в привычку и построить бизнес с окупаемостью от года.
Стрижки приносят нашим барбершопам 70% выручки, но будущее — за косметикой и SPA. В нашем случае внедрение собственной линейки средств увеличило пожизненную ценность клиента на 25%, а в некоторых городах очередь на мужскую эпиляцию расписана на недели вперед.
По данным только за 2024 год количество барбершопов в городах-миллионниках выросло на 18,6%. В массовом сознании открытие барбершопа в небольшом городе становится символом современности и признаком того, что город движется в ногу со временем.
В наших салонах стрижки и уход за бородой дают основную часть выручки, но именно косметика и дополнительные услуги, например эпиляция воском зоны ушей/носа, комплексный уход за кожей лица, поднимают средний чек и снижают отток. Так, внедрение собственной линейки уходовых средств увеличило LTV клиента на 25% в линейке 40 позиций. Выпуск каждой из них от идеи до готового продукта обошелся в среднем 400–600 тыс. руб. и занял три-шесть месяцев. Первые позиции были запущены три года назад.
Основные статьи наших расходов:
Удобная мебель влияет на удержание не меньше, чем реклама: в одном из проектов мы потеряли почти 40% клиентов из-за банальных неудобных кресел.
Поняли мы это, собрав обратную связь. Мы регулярно проводим обзвон клиентской базы и уточняем причины, по которым они не вернулись к нам.
Окупаемость в Москве и миллионниках обычно составляет 12–18 месяцев, в регионах — до 24 месяцев. Стоимость привлечения клиента в среднем сопоставима с ценой одной стрижки — 1,5–2 тыс. руб. в зависимости от региона, поэтому бизнес держится только при высоком LTV и повторных продажах. Всего у нас 68 салонов по всей России и СНГ (в Сербии и Казахстане).
Продажа уходовых средств в барбершопе работает сразу в двух направлениях: увеличивает средний чек и формирует долгосрочные отношения с клиентом. Посетитель получает услугу, видит результат и сразу же может купить средство, которое использовал мастер. Ему не нужно тратить время на поиски аналогов в магазинах, а барбершоп получает дополнительный источник дохода.
Мы сделали собственную линейку косметики, которая продается не только у нас в салонах, но и на маркетплейсах Ozon и Wildberries, а также на сайте «Л’этуаль», — от кремов и тоников до средств после бритья и гелей для умывания.
Это дало нам возможность развивать бренд за пределами кресла барбера и превратить уход в привычку клиента. На разработку каждого продукта обычно уходило шесть-восемь месяцев. Мы работали с привлеченными технологами, тестировали формулы, доводили их до идеала и предлагали мужчинам только то, чем пользуемся сами.
По нашим подсчетам, средний клиент барбершопа тратит в месяц, включая покупку уходовых средств, в среднем 3 тыс. руб., если пару раз в месяц посещает барбершоп. При этом срок его лояльности может достигать нескольких лет. Считаем мы так: количество визитов клиента за период времени до момента его потери. Потеря — если клиент не посещал барбершоп свыше 60 дней.
Увеличение среднего чека напрямую связано с тем, насколько барбершоп умеет подстраиваться под ожидания клиентов. Для этого используется постоянный анализ аудитории. Оценивается следующее.
Даже такие детали, как музыкальное сопровождение в барбершопе, подбираются исходя из предпочтений аудитории. Этому мы уделяли отдельное внимание. Изучив радиостанции и популярные форматы, мы решили остановиться на классическом американском роке и рок-н-ролле без тяжелых направлений вроде металла или дабстепа. Такой выбор оказался максимально нейтральным. Музыка не вызывает раздражения и подходит широкой аудитории.
Открытие барбершопа требует серьезных инвестиций, и одна из ключевых статей расходов — это интерьер. Он создается не ради показной роскоши, а ради комфорта клиента. За 15 лет в индустрии мне встречались разные форматы — от золотых потолков и лепнины до нарочитого подвала в стиле минимализма.
Но и чрезмерная роскошь, и излишний аскетизм одинаково плохо воспринимаются мужчинами.
На что реально уходит бюджет при ремонте и оснащении
Сумма расходов на интерьер зависит от площади помещения, его стартового состояния и пожеланий владельца. Можно уложиться и в 500 тыс. руб., а где-то выходит не меньше 2 млн руб.
В городах-миллионниках, особенно в Москве и Санкт-Петербурге, ФОТ и аренда выше, но средний чек больше на 30–50% и легче тестировать новые услуги (SPA, премиум-сервисы), поскольку покупательская способность выше.
Развитие барбершопов в России напрямую зависит от города и локальной культуры. В регионах стабильность обеспечивается за счет базовых услуг и франшизы, эксперименты с расширением окупаются дольше.
В Москве и крупных городах мужчины активнее экспериментируют с услугами, пробуют уход за лицом, массаж головы, тоник или стайлинг. Здесь легче тестировать новые форматы. Можно брать популярные услуги из женского сегмента и адаптировать их под мужской. Например, массаж головы и шейно-воротниковой зоны оказался востребованным почти везде, а вот маникюр даже в мегаполисах идет тяжело, мужчины все еще стесняются.
В регионах подход иной, ведь аудитория консервативнее, но при этом более открыта к услугам, которые решают конкретные боли. Маникюр, например, не востребованная услуга, она не окупает сама себя в Москве. В регионах тоже.
А вот в Сочи неожиданно выстрелила мужская эпиляция — услуга закрыла локальную боль клиента и вывела точку в плюс быстрее запланированного. Точка вышла в плюс за четыре месяца работы вместо планируемых шести. Мы запустили кабинет эпиляции для мужчин в нашем барбершопе. Густые волосы на теле у южных мужчин создают дискомфорт, а барбершоп воспринимается ими как безопасное и привычное место, потому что не надо проходить мимо толпы женщин в кабинет. Мужчины этого стесняются. В результате очередь у нас расписана на две-три недели вперед.
Форматы тоже отличаются.
Один из способов расширить аудиторию — взрастить ее самостоятельно, для чего в 2018 году мы ввели формат «Отец и сын». Эта акция задумывалась как способ привлечь мужчин приходить вместе с детьми, но со временем превратилась в мощный инструмент удержания и расширения клиентской базы.
У нее сразу две функции.
Формат может быть следующим: отец и сын могут подстричься у одного мастера по очереди или одновременно. Пока папа в кресле, ребенок может поиграть в приставку или заняться раскрасками. Такая атмосфера не только создает комфорт, но и закрепляет у детей привычку к регулярному уходу за собой.
Одна из главных проблем отрасли — мастера. По итогам I квартала 2025 года самыми востребованными специалистами стали барберы, спрос на них вырос на 113% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Но просто найти мастера недостаточно.
Важно, чтобы он был обучен не только технике стрижки, но и умению разговаривать с клиентом, объяснять тонкости ухода и формировать доверие. Ведь мужская аудитория в большинстве своем отрицает косметику.
Средний уровень продаж в нашей сфере — 5%. У нас покупают косметику 45–50% клиентов.
Данные по сфере взяты исходя из форумов, на которых общаются владельцы из сферы красоты. Именно вовлеченный мастер способен донести, что уход может быть простым, незаметным и при этом эффективным.
В ближайшие годы рынок барбершопов будет расти, но при этом усиливать конкуренцию. Салоны будут развивать приложения и цифровые сервисы, создавать собственные продуктовые линейки, запускать онлайн-курсы и коллаборации с другими индустриями. Слабые игроки будут постепенно уходить с рынка, а сильные — закрепляться.
В крупных городах барбершопы вполне могут стать привычной частью мужского образа жизни наравне с фитнес-клубами или кофейнями. Не стоит забывать, что если 10 лет назад основной контингент посетителей были мужчины 30–45 лет, то сегодня это уже 25–45 лет. Аудитория молодеет, а значит, новое поколение раньше и активнее начинает ухаживать за собой.