«Заказчикам нужны не концепты, а готовые изделия»: как изменился рынок промдизайна

Поделиться • 30 июня 2025

«Заказчикам нужны не концепты, а готовые изделия»: как изменился рынок промдизайна

«Заказчикам нужны не концепты, а готовые изделия»: как изменился рынок промдизайна

Текст: Максим Кузин, промышленный инженер, основатель дизайн-компании Kuzin Machinery

Фото: Unsplash


При всей своей привлекательности индустрия промышленного дизайна — это огромные усилия: и постоянный поиск специалистов в условиях дефицита кадров, и необходимость «подружить» инженеров с дизайнерами, и плотная работа с госпредприятиями. Когда мы трудились над заказами «Росатома», «РЖД» и «Ростеха», я понял, насколько такие проекты требуют строгого контроля и умения оценить ответственность. Расскажу, как устроен рынок и как сохранить креативность, при этом выдавая реализуемые решения.

При всей своей привлекательности индустрия промышленного дизайна — это огромные усилия: и постоянный поиск специалистов в условиях дефицита кадров, и необходимость «подружить» инженеров с дизайнерами, и плотная работа с госпредприятиями. Когда мы трудились над заказами «Росатома», «РЖД» и «Ростеха», я понял, насколько такие проекты требуют строгого контроля и умения оценить ответственность. Расскажу, как устроен рынок и как сохранить креативность, при этом выдавая реализуемые решения.

Системные инвестиции в дизайн могут вдвое ускорить рост бизнеса. В том, что визуал дает серьезные конкурентные преимущества, уверены 65% компаний с выручкой больше 10 млрд руб., подсчитали в РСПП. Например, разработка нового экстерьера вагонов метро в 2023 году позволила «Трансмашхолдингу» увеличить их продажи на 58,7%.

Новые возможности

Уход западных игроков в 2022 году и потеря доступа к их разработкам в каком-то смысле вернули отечественным предприятиям субъектность: раз теперь нет тех, кто сделает лучше, почему бы не попробовать занять освободившееся место?

Российским компаниям пришлось учиться конкурировать с соотечественниками — в том числе за счет внешнего вида продукции. А также срочно восполнять пробелы в разработках и знаниях. Например, мы в дополнение к инженерам по общему машиностроению наняли трех инженеров с редкими транспортными специализациями — в автомобильном и железнодорожном дизайне. Это позволило нарастить конкурентную способность в технологически сложных сферах, которые, по нашим наблюдениям, стали особенно востребованы заказчиками.

Двойная экспертиза

Спрос повлек за собой рост предложения. К 2025 году на рынке сложилась определенная инфраструктура, поддерживающая промышленность инжинирингом и дизайном. Эти понятия хотя и существуют в одной цепочке, но требуют разной экспертизы:

  • дизайн отвечает за внешний вид изделий, в первую очередь — за эстетику;
  • инжиниринг разрабатывает изделия таким образом, чтобы их возможно было реализовать на производстве и было выгодно с точки зрения экономики и логистики.

Специалисты по инжинирингу и дизайну работают в плотной коллаборации, чтобы не «нарисовать» нереализуемое. Например, когда мы работали с «Ростехом» над созданием высокоточных станков для авиационной промышленности, производимых холдингом «СТАН», мы не только отвечали за внешний облик оборудования, но и взяли на себя инженерную разработку части изделий и сопровождение их производства.

Наши сотрудники ездили на заводы и взаимодействовали с начальниками цехов, отвечающими за производство. Благодаря экспертизе инженеров и тесной коллаборации с клиентом нам удалось за семь-восемь месяцев создать станок, полностью готовый к работе. Сейчас на этих станках производятся детали двигателей для российских самолетов.

Команда Kuzin Machinery на фоне станка «СТАН»

Крупные разработчики пытаются объединить инженерную и дизайн-функции на собственных площадках. Например, «Ростех» развивает на своих предприятиях центры промышленного дизайна. В Академии госкорпорации появился курс «Промышленный дизайн», где преподают ведущие промдизайнеры России.

Этот процесс поддерживает планы по доведению доли гражданской продукции до 50%. Правда, по данным Минпромторга, глобальные корпоративные инвестиции в промышленный дизайн составляют всего 0,5% от затрат на запуск нового продукта и даже в передовых компаниях не превышают 5%.

Объемы рынка

Если объем внутреннего рынка инжиниринга с 2020 до 2025 года, согласно «дорожной карте» правительства, должен был вырасти с 2,8 трлн до 3,9 трлн руб., то темпы роста только дизайнерского сегмента куда скромнее. В 2020 году он оценивался в 750 млн руб. Сейчас, по нашим данным, он подбирается к 1 млрд руб.

Для сравнения, весь мировой рынок промышленного дизайна в 2021 году оценивался в $44 млрд, а к 2028 году он может составить $62 млрд при среднегодовом росте в 5,1%.

Тем не менее перспективы у российских промдизайнеров очень серьезные, так как отрасль неизбежно растет и будет расти вместе с промышленностью. Только в 2024 году темпы роста производства транспортных средств составили 29,6% к предыдущему году, а электронных приборов — 28,8% при общем промышленном росте в 4,6%. И это только начало.

Как все устроено

Сейчас основное взаимодействие происходит между производственными предприятиями и российскими дизайн-компаниями. Около 80% всей выручки таких компаний приходится на 10 ведущих студий. Причем лишь несколько из них выполняют заказы не только на уровне дизайна, но и на уровне инженерной разработки.

Кстати, по нашим оценкам около половины выручки самых крупных компаний приходится именно на отгрузку готовых изделий или инженерных услуг.

Рынок услуг инженерного дизайна в России можно поделить на три ключевых направления:

  • транспортный (видные игроки — «2050. ЛАБ» и «Астраросса»);
  • автомобильный (Ganich Design);
  • промышленный («Карфидов Лаб», «Формлаб» и SmirnovDesign).

Мы работаем во всех этих сферах.

Что происходит сейчас

Вот какие изменения, обусловленные сменой экономической обстановки, мы наблюдаем на рынке сегодня.

1. В среднем на треть увеличилась скорость выполнения проектов. Это связано с ожиданиями заказчиков, которые после 2022 года и сами оказались в ситуации жесткой конкуренции. Например, в автомобилестроении они соревнуются с китайскими производителями — причем на своем же рынке.

Максим Кузин на испытаниях AGV — роботизированного погрузчика, который используется также на автомобильных заводах

В связи с этим клиенты теперь все чаще хотят активно участвовать в процессе и видеть промежуточные результаты, не дожидаясь финальной презентации. Так что дизайнерам приходится прокачивать и мягкие навыки общения.

2. Заказчики требуют не только концепты, но также работу на всех этапах проектирования и освоения серийного производства изделий. Это причина, по которой отгрузка готовых изделий и инженерных услуг занимает до половины от всей выручки некоторых дизайн-компаний. Можно ожидать, что этот показатель будет только расти.

Например, когда мы по заказу «Ростеха» разрабатывали дизайн станков «СТАН», мы полностью спроектировали новые кабинетные ограждения, выпустили требуемую документацию и прошли весь процесс индустриализации — причем в правовом поле исполнения государственного оборонного заказа, которое отличается своей спецификой.

А когда создавали новый продукт для Концерна «Калашников» (который мы же для них и придумали) — полуавтоматическое ружье MP-155 ULTIMA, — не ограничились опытными образцами, а взяли на себя прохождение государственных испытаний и даже организацию производства и поставку деталей.

3. Рынок повысил требования и к скиллам специалистов. Промышленные дизайнеры теперь должны уметь:

  • создавать визуализации проектов и анимацию (раньше этим занимались визуализаторы и моушн-дизайнеры);
  • работать в VR с инженерами;
  • делать презентации для заказчиков.

Мы обучили своих сотрудников работе с VR и рендерингу интерьеров в программе Twin Motion на игровом движке Unreal Engine. Обычно интерьеры обсчитывают в Corona, а экстерьеры, особенно автомобильные, — в KeyShot. В итоге дизайнерам приходится использовать три софта, включая Twin Motion, и это усложняет процесс. Обучившись рендерить в TM, мы выиграли время на проектах без потери в уровне визуализации.

Зачем работать в VR

По данным Минцифры, использование VR-технологий в промышленности увеличивает скорость проектирования до 50% и позволяет снизить число ошибок на 30%. Ведущие мировые производители Ford, Boeing и McLaren уже около восьми лет используют VR для проектирования и согласования сложных изделий, а также для презентаций заказчикам и обучения персонала. Свои виртуальные шоу-румы появляются и у российских производителей. Так, компания «Сухой» представила в виртуальном формате две модели истребителей — Су-57Э и Су-35. VR использовался и при создании цифрового двойника газотурбинного двигателя в партнерстве ОКБ им. Люльки и «Саровского инженерного центра».

Мы в бюро впервые внедрили VR в процессы при разработке экстерьера высокоскоростного поезда ВСМ-1 по заказу «РЖД». Сначала это было разовой демонстрацией проекта в очках Oculus Quest 2, затем стало неотъемлемой частью ежемесячной приемки работ. А позже заказчик попросил нас готовить VR-визуализации и для совещаний по инженерным решениям, потому что это действительно в разы ускоряет обсуждения.

VR-технологии позволяют быстро находить и исправлять ошибки в геометрии деталей во время разработки. Они создают среду взаимодействия для дизайнерских команд и комфортный формат презентации для клиентов, в рамках которого те могут оценить объект в условиях, близких к реальным, и детально изучить его устройство. Это особенно важно для таких сложных объектов, как автомобили, железнодорожный или авиационный транспорт, промышленное оборудование.

В нашей практике был случай, когда при разработке экстерьера и интерьера автомобиля L-type с помощью VR-презентации удалось убедить клиента отказаться от сложновыполнимого для этой модели потребительского свойства — удобства видимости высоко расположенного над дорожным полотном светофора. Его внедрение могло ухудшить множество других, более важных параметров.

С точки зрения принципов надлежащей инженерной практики (этот термин обозначает совокупность принципов создания безопасных и удобных инженерных решений в разных сферах. — Прим. ред.) светофор должно быть хорошо видно даже при остановке прямо под ним.

Однако в нашем случае попытка соответствовать этим желательным (но не обязательным) характеристикам приводила к тому, что верхняя кромка лобового стекла смещалась далеко назад. Это делало стекло очень большим и тяжелым, а дизайн — несуразным.

VR-симуляция продемонстрировала, что обзор на этот светофор хоть и не соответствует принципам надлежащей инженерной практики для автомобилей М1 (к этому классу относят легковые автомобили, транспортирующие людей и имеющие в салоне до девяти мест, включая водительское. — Прим. ред.), но остается вполне приемлемым и даже хорошим для класса автомобилей L7 (класс тяжелых квадроциклов с автомобильными органами управления), с которым мы имели дело.

Автомобиль L-type, дизайн которого разработан бюро Kuzin Machinery по заказу инженерной компании СМТ для «Алмаз-Антея»

Как искать сотрудников

Одну из важных позиций в нашей команде занимают концепт-дизайнеры. В большинстве случаев это выпускники художественных вузов, которые придумывают визуальный облик изделия при минимуме технических ограничений. Мы специально не требуем от них навыка «приземлять» идеи в реальность, чтобы сохранить свежесть мышления специалистов. В инженерные рамки идею загоняют уже другие участники команды — ведущие дизайнеры с техническим бэкграундом.

Еще у нас есть конструктор и технолог, которые могут дать квалифицированную оценку выполнимости проекта. Именно это позволяет наращивать инженерную экспертизу, а не просто рисовать картинки. У нас даже есть инженер по кооперации, который отвечает за надежные и стабильные поставки компонентов и материалов, что стало критически важно в текущих условиях санкционных ограничений.

К середине 2023 года спрос на промышленных дизайнеров в России вырос на 31%, тогда как число активных резюме увеличилось лишь на 7%. Это значит, что все опытные кадры оказались трудоустроены и бизнесу дизайн-компаний стало очень сложно масштабироваться. Многих сотрудников теперь приходится выращивать внутри компании.

Мы ищем дизайнеров и инженеров среди студентов вузов и колледжей. Наш ведущий дизайнер Анна Сабирзянова преподает в РУТ МИИТ, а я веду занятия в рамках магистерской программы в МИСИСе и ежегодно вхожу в состав государственных экзаменационных комиссий в нескольких вузах.

Студентам мы даем учебные проекты, основанные на наших реальных задачах. Ребята, которые хорошо себя проявляют, могут пройти в бюро летнюю практику на производстве, а особенно талантливых мы приглашаем на стажировки с дальнейшим трудоустройством.

Как искать клиентов

Мы самостоятельно инициируем проекты для предприятий, с которыми хотим наладить сотрудничество. В этом году предложили проект НПО «Энергомаш» и в течение нескольких месяцев работали над фотостилем техники и визуальным образом предприятия.

Однако просто «что-то сделать» недостаточно и недальновидно, поэтому мы ведем переговоры с НПО, чтобы внедрить свои наработки. Такой подход может показаться кому-то рискованным, но я считаю, что больше всего рискует тот, кто не рискует совсем.

Также важна публичность — включенность в повестку рынка, присутствие на отраслевых мероприятиях. Мы регулярно участвуем в профильных выставках, таких как «Металлообработка», в дизайн-форумах и конференциях уровня Российской креативной недели, выступаем на ПМЭФ и даже приезжаем на совещания в Совете Федерации.

Максим Кузин у макета высокоскоростного поезда ВСМ-1 на ПМЭФ (фото Игоря М. Намаконова)