Поделиться • 12 февраля 2025
«Санатории» для зумеров: как wellness-индустрия молодеет
«Санатории» для зумеров: как wellness-индустрия молодеет
Текст: Майя Звягинцева, руководитель wellness-направления сети отелей Green Flow
Фото: Cheyenne Doig/Unsplash
Отдых, направленный на заботу о здоровье, раньше ассоциировали со старшим поколением. Но сегодня ситуация меняется: около 60% миллениалов и представителей поколения Z рассматривают хилинг как важную часть туризма. В чем особенности такого отдыха, как меняется его восприятие среди разных возрастных групп и каким будет wellness будущего, рассказала «Инк.» руководитель wellness-направления сети отелей Green Flow Майя Звягинцева.
Одно из основных направлений wellness-отдыха — ретриты в хилинг-отелях. Их можно представить как трансформационное путешествие с целью восстановить физическое и психическое состояние. В отличие от традиционных курортов, которые фокусируются на развлечениях, они направлены именно на здоровье.
В таких отелях каждому гостю составляют индивидуальные программы отдыха, при этом все методики подкреплены базой научных исследований в области физиологии и психологии. Это не обязательно что-то сложное. Например, по данным Harvard Medical School, регулярное сочетание физической активности и SPA-процедур улучшает эмоциональное состояние. Хилинг берет такие основы как базу для своих программ.
Также, в отличие от стандартного сервиса отелей, хилинг-центры предлагают персональные планы питания, тренировок и релаксации. Таким образом, гости не только отдыхают, но и действительно укрепляют здоровье: нормализуют сон, улучшают обмен веществ и снижают стресс. Причем это имеет продолжительный эффект. Например, исследование Global Wellness Institute показало, что 72% клиентов wellness-отелей замечают долгосрочные изменения в самочувствии, в том числе чувствуют больше энергии и меньше усталости.
Чтобы точнее представить, в чем заключается ретрит в хилинг-отелях, стоит выделить нескольких ключевых компонентов, из которых он состоит.
Чтобы сохранить эффект после отдыха, отели обычно дают гостям рекомендации по питанию, тренировкам и медитациям для домашнего выполнения.
Стереотип о том, что хилинг предназначен только для пожилых людей, давно устарел. Исследование Wellness Economy Report показывает, что сейчас 58% новых клиентов wellness-программ — молодые люди до 40 лет.
За последние годы восприятие этой сферы в обществе значительно изменилось. Например, поколение Z (20–25 лет) рассматривает это как способ борьбы с цифровым стрессом и тревожностью. Согласно данным GlobalData, 72% людей этого возраста считают ментальное здоровье приоритетом. Поэтому обычно они выбирают программы с уклоном на эту область.
Миллениалы (25–40 лет) стремятся к work-life balance и профилактике заболеваний. Исследование McKinsey & Company показало, что представители этой группы используют хилинг даже активнее, чем люди старшего возраста.
Поколение X (40–55 лет) предпочитают программы восстановления после интенсивного рабочего графика, а бэби-бумеры (55+ лет) ищут мягкие медицинские программы для активного долголетия.
Стоит отметить, что, несмотря на общую приверженность wellness, предпочтения разных поколений отличаются. Это связано с целями относительно здоровья у разных людей, а также со взглядами на жизнь. Так, молодежь обычно ищет эффектные процедуры с быстрыми результатами. Поколение X ценит восстановление и снижение стресса. А люди старше 55 лет положительно отзываются о медицинских и терапевтических программах.
Для молодых людей здоровье — важный фактор, но не всегда определяющий в выборе отдыха. Зачастую дополнительно их привлекают другие детали. Например, технологические решения, такие как фитнес-трекеры, а также digital detox: программы с отключением от гаджетов и глубокой медитацией. Из инновационных процедур любят криотерапию и капсулы релаксации.
Новичкам из любых возрастных категорий можно рекомендовать сначала мягкие программы с массажем и йогой, а скептикам предлагать пробные сеансы процедур и научно обосновывать пользу.
Отрасль хилинг-туризма стремительно растет как в России, так и за рубежом. По данным Global Wellness Institute, мировой рынок оценивают в $814 млрд и цифры растут со скоростью 22% ежегодно. Это неудивительно, учитывая объем изменений в образе жизни общества за последние 50 лет. Ритм стал быстрее, стресс выше, экология хуже, а пищевая промышленность сильно повлияла не только на вкусовые пристрастия, но и на здоровье.
В России рынок wellness составляет $94,5 млрд и по объему занимает 13 место в мире. Программы детокса и коротких восстановительных туров становятся более популярными. Причем если раньше это считали привилегией обеспеченных людей и старших возрастных групп, то сейчас хилинг становится доступным и интересным для всех. Отчасти это происходит благодаря интеграции технологий и индивидуализации. Это хорошо видно даже в повседневной жизни: сегодня как никогда популярны приложения для медитаций, онлайн-трекеры здоровья. Например, умные часы и тема здорового образа жизни особенно востребованы.
Одна из причин активного интереса миллениалов и поколения Z к wellness — цифровое выгорание. Молодежь испытывает стресс из-за переизбытка информации и ищет способы восстановления. Кроме того, self-care становится новой культурой, а уход за собой — важной частью образа жизни. Как и забота об окружающей среде: молодые гости хилинг-отелей обычно выбирают устойчивые и экологически чистые программы.
Хилинг-туризм обещает стать более инновационным, доступным и ориентированным на персональные потребности каждого гостя. Вот ключевые направления, которые определяют развитие отрасли в дальнейшем.
Генетические тесты — еще одно направление хилинг-туризма, набирающее популярность. С их помощью можно разработать индивидуальные программы питания и тренировок. На основе генетических маркеров специалисты могут подобрать оптимальные диеты, физические нагрузки и процедуры восстановления. Это поможет и в профилактике заболеваний: гости смогут выявить предрасположенность к определенным проблемам, например к диабету, ожирению, заболеваниям сердца, и заранее принять меры. В некоторых зарубежных центрах уже внедрены пакеты «Wellness DNA», где клиенты получают подробные рекомендации по здоровому образу жизни на основе ДНК-анализов.
Такие пакеты обычно включают физиопроцедуры, глубокий массаж и дыхательные практики, которые помогают восстановить силы за выходные. Так, в Европе популярны 48-часовые восстановительные ретриты, где гости полностью отключаются от гаджетов, практикуют осознанное питание и йогу. Таким образом снимают стресс и улучшают концентрацию на работе.
Исследования показывают, что такая профилактика снижает риск хронических заболеваний, включая диабет и сердечно-сосудистые патологии. В Азии уже внедряют умные хилинг-отели, где здоровье гостей отслеживают на протяжении всего пребывания — от анализа крови до мониторинга сна через AI-технологии.
VR-медитации позволят погружаться в состояние глубокой релаксации, генетические тесты сделают программы предельно персонализированными, а гибкие туры помогут занятым людям быстро восстанавливать силы.