Поделиться • 13 октября 2025
«Три гроба в продуктовом шкафу». История провалов и перезапуска соцсети для врачей
«Три гроба в продуктовом шкафу». История провалов и перезапуска соцсети для врачей

Иногда, чтобы двигаться вперед, нужно не развивать продукт, а… убить его. Мы прошли через это трижды: похоронили собственную систему мотивации врачей, закрыли мессенджер для студентов и добровольно ушли с рынка телемедицины прямо перед его бумом. Расскажу, как найти в себе смелость замораживать неудачные проекты и вместо них фокусироваться на действительно перспективных направлениях: в итоге нам удалось набрать более полумиллиона пользователей в основной соцсети.
Иногда, чтобы двигаться вперед, нужно не развивать продукт, а… убить его. Мы прошли через это трижды: похоронили собственную систему мотивации врачей, закрыли мессенджер для студентов и добровольно ушли с рынка телемедицины прямо перед его бумом. Расскажу, как найти в себе смелость замораживать неудачные проекты и вместо них фокусироваться на действительно перспективных направлениях: в итоге нам удалось набрать более полумиллиона пользователей в основной соцсети.
В 2009 году мы основали социальную сеть только для врачей «Доктор на работе». Наша бизнес-модель основывается на сотрудничестве с фармацевтическими компаниями, которые могут на нашей платформе общаться с врачами. Главным же активом всегда оставались сами врачи, их доверие и вовлеченность, желание делится опытом в узких профессиональных кругах.
Изначальной моделью монетизации проекта были традиционные для сайтов баннерная и контекстная реклама. Все изменилось в начале 2012 года, когда вступил в силу Федеральный закон № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Врачам запретили осуществлять прием представителей фармацевтических компаний, чтобы это не отвлекало врачей от приема пациентов, за исключением особых случаев.
В то же время, в социальных сетях с врачами общаться никто не запрещал, и интерес к площадке резко вырос.
Самой популярной услугой на портале стали социологические опросы врачей, на них приходилось 65% выручки (опросы заказывали фармкомпании для своих внутренних задач). В этом же году мы запустили отдельную социальную сеть для сотрудников аптек.
Увеличение спроса на коммуникацию с профессиональным сообществом дало нам толчок к созданию более сложных продуктов. На платформе появился таргетинг по специальностям врачей. А от медицинских публикаций и рассылок мы стали переходить к обучению врачей, к интерактивным программам.
Позднее появились новые подразделения компании:
Каждая из этих структур была отдельной бизнес-единицей с собственным планом по развитию и окупаемости.
На пороге 2020 года компания чувствовала себя уверенно. И тут грянула пандемия. Новостей об инфекции становилось все больше, врачи искали информацию, и поддержка друг друга стала востребована как никогда.
Наш сайт заполнили сотни постов о новом вирусе. 13 марта мы объявили платформу «штабом COVID-19» — решили, что возьмем на себя роль центральной информационной площадки для врачей. Это было спонтанное, но необходимое решение.
Подразделения комьюнити-менеджмента и трафика оперативно создавали подборки свежих клинических рекомендаций, собирали реальные истории из больниц, модерировали потоки противоречивых данных. Врачи благодарили, давая обратную связь в публикациях и комментариях и обращаясь в службу поддержки. Профессиональное сообщество сплотилось у нас на глазах.
Пандемия стала для нас проверкой на прочность.
С 23 марта весь наш офис ушел на удаленную работу. Это прошло довольно гладко — как IT-компания мы были готовы к взаимодействию в онлайне.
Мы продолжили работу. Около 25 млн руб. мы вложили в создание образовательного портала для врачей. Он был направлен на обучение медиков работе с covid-больными и собственной защите от вируса.
Параллельно мы подумали о смежных аудиториях: сделали отдельные мессенджеры для студентов и для фармацевтов. На их запуск потратили совокупно около 1 млн руб. Однако эти нишевые проекты не стали блокбастерами — студенты и провизоры регистрировались не так активно, как мы планировали: за пару месяцев набралось меньше 500 пользователей.
Были и совсем неожиданные ходы. Например, мы даже запустили небольшую браузерную игру о коронавирусе, потратив 100 тыс. руб. Идея родилась из желания хоть чуть-чуть разрядить обстановку. Игра, мягко говоря, не стала хитом — за период локдауна в нее сыграло меньше 500 врачей (правда, было не до игр).
Сейчас вспоминаем это с улыбкой — как пытались бороться со стрессом, делая несвоевременные развлекательные эксперименты.

Бацилла, вначале совсем короткая, движется по игровому полю и может проходить сквозь стены. Управлять бациллой можно стрелочками на клавиатуре или касанием экрана в той стороне, куда нужно ее развернуть. Когда бацилла подходит к букве D, она ее съедает и становится длиннее. Чем больше букв, тем длиннее микробина и тем интереснее играть.
Быстрая переориентация под потребности рынка принесла нам рекордные 219 млн руб. выручки за 2020 год.
За пандемийным годом последовало не менее трудное время. Мир изменился, вместе с ним трансформировалась и аудитория платформы.
Если в 2019 году на платформе было 60% аудитории в возрасте 45+ лет, то в 2022 году доля таких пользователей выросла до 75%. Те, кто раньше скептически относился к соцсетям, были вынуждены освоить цифровые инструменты, иначе изолированному доктору просто не выжить профессионально.
Вместе с притоком возрастных пользователей появились запросы на более понятный интерфейс и достоверный контент. Если раньше молодые врачи сами создавали контент (кейсы, статьи, мемы) и охотно потребляли его друг у друга, то более опытной аудитории требовались, в первую очередь, актуальные медицинские новости, научные обзоры и ответы на практические вопросы. Проще говоря, врачи хотели меньше развлекательной «социалочки» и больше пользы для работы. Мы изменили подачу информации и стали создавать больше контента с клиническими рекомендациями, подборками важных нововведений и краткими и четкими мануалами.
Если нужно обсудить редкий случай или найти инструкцию — сначала идут не в библиотеку, а «в телефон». Мы увидели резкий рост мобильного трафика. Если в начале 2020 года на мобильные устройства приходилось менее 40% выходов, то в конце года цифра достигала 80%. Поэтому мы сделали акцент на улучшении мобильных решений. В 2021–2022 годах мы полностью переписали наше приложение для iOS/Android: устранили баги и ускорили работу.
Но, честно, мы тогда немного проспали тренд на мессенджеры — врачи начали создавать чаты в Telegram, делиться там контентом с нашей платформы.
Мы сначала ревновали (почему обсуждают не у нас на сайте?), но затем приняли очевидное: нужно быть там, где удобнее пользователю. Так родилась идея собственного телеграм-бота, который частично повторяет функционал платформы. Мы запустили его двумя годами позже. Разработка обошлась в 2 млн руб.
В бурных дискуссиях о пандемии мы столкнулись с волной дезинформации, панических слухов, а иногда и откровенной агрессии друг к другу. Это заставило нас строже относиться к правилам общения. Вводились новые политики против неэтичного поведения. Так, за угрозы, дискредитацию и оскорбления можно было получить временный, а потом и вечный бан.
К концу 2022 года стало ясно, что поддерживать большую команду модераторов, редакторов контента и техподдержку — дорого, на нее уходило около 15% бюджета. Кроме того, ее тяжело масштабировать. Мы искали, за что зацепиться технологически, и ответ пришел из мира искусственного интеллекта.
Еще пару лет назад мы с улыбкой читали новости о чат-ботах и нейросетях, не думая, что они кардинально изменят наш бизнес. Но в конце 2022 появился ChatGPT. Попробовав его, мы были потрясены: машина научилась достаточно хорошо понимать медицинские тексты и вопросы. К началу 2023 года мы уже экспериментировали с GPT-моделями на нашей платформе — сначала для автоматического перевода зарубежных статей, потом для ответов на типичные вопросы врачей.
Первая версия нашего помощника получилась не слишком умной. Да и потратили мы на него не более 5 тыс. руб. Под кнопкой «Умный Доктор» в 2023 году у нас фактически сидел «глупый доктор» — простенький бот, часто выдававший банальности.
Врач спрашивал: «Какие есть новые подходы к лечению диабета?», а бот отвечал общими фразами или цитатами из старых руководств. Мы понимали, что это не прорыв, но продолжали учить систему, накапливая медицинскую базу знаний и тестируя алгоритмы на небольшом трафике.
Однако к весне 2024 года нам удалось интегрировать GPT-4 в нашу инфраструктуру, а в мае 2025 года мы перешли на самую на данный момент свежую версию o3. «Умный Доктор» начал готовить ежедневные дайджесты медицинских новостей и научных исследований. Если где-то в мире выходит интересная статья, через 10 минут ее качественный перевод уже в нашей ленте. Ни одна редакция с людьми не способна на такую скорость. Бот также стал первым фильтром модерации: за считанные минуты он «прочесывает» весь пользовательский контент и отмечает нарушающие правила посты.
Появился и его «брат» — «Злой Доктор». Это наш внутренний шуточный термин для ИИ-модератора. Этот бот следит за порядком и даже автоматически скрывает нарушения и банит нарушителей на неделю, а с недавних пор — удаляет с платформы за серьезные проступки (если кто-то упорно нарушает закон, бот прямым текстом рекомендует сходить на другой сайт). Мы доверили машине работу, которую раньше делали десятки людей:
В июле этого года мы запустили автоматический сервис, который раз в месяц собирает из открытых источников (баз научных статей, сайтов клиник, реестров, публикаций в СМИ) профессиональную информацию о каждом враче — должность, место работы, публикации, ученую степень и другие данные. Интерес вполне меркантильный — фармкомпании гораздо охотнее платят за рекламу тех врачей, о которых мы много знаем.
Кроме того, новый сервис позволяет быстрее находить фальшивые записи в профилях врачей, которые приписывают себе выдуманные должности или ученые степени (да, бывает и такое).
За 15 лет мы, разумеется, совершили немало ошибок. И нам кажется важным о них говорить открыто.
Мы долго гордились внутренней системой «рубинов» (баллов) за активность врачей. Мы ее запустили еще в 2010 годах: начисляли баллы за публикации, комментарии, даже клики по рекламе. Врач мог накопить «рубины» и обменять на реальные деньги. Однако к 2023 году эта система разрослась до монстра, в котором путались уже сами разработчики. Для вывода денег надо было заполнить заявку, подождать несколько месяцев — в общем, потерялся стимул. В итоге в 2025 году мы мужественно признали провал и перезапустили программу мотивации с нуля. Вместо сложных правил сделали простые: набрал 500 «рубинов» (1 «рубин» эквивалентен 1 руб.) — автоматически получил их на телефон. Никаких заявок, никаких «сгораний». Мы, конечно, ловили негатив от старых пользователей («где мои старые «рубины?!»), пришлось выплачивать долги (сумму выплат компания не раскрывает. — Прим. ред.) и извиняться за путаницу. Вывод: не усложняйте то, что должно быть простым. И если поняли, что усложнили, не бойтесь радикально переделать, пока не поздно.
Вспомним мессенджеры для студентов и фармспециалистов. Мы вложили силы в их запуск, но не продумали план развития. В результате эти проекты, скорее, существуют сами по себе, в тени основного. Студенты, как оказалось, предпочитают телеграм-каналы и YouTube. Наши мессенджеры не стали для них must-have-инструментом. Оглядываясь, понимаем, что раздробили внимание. Сейчас мы решили не распыляться: платформу для студентов мы попросту закрыли.
Еще до пандемии мы мечтали о своем телемедицинском сервисе, даже запустили его в 2016–2017 годах. Но время показало, что это отдельный бизнес с другими правилами (регулирование, работа с пациентами напрямую и прочие нюансы). Мы долго тянули этот багаж, пока не решили отказаться от активного развития телемеднаправления и сконцентрироваться на B2B-коммуникациях и сообществе врачей. В итоге, когда в 2020 году телемедицина легализовалась и выстрелила, мы наблюдали со стороны — зато были полностью сфокусированы на своем.