«Три гроба в продуктовом шкафу». История провалов и перезапуска соцсети для врачей

Поделиться • 13 октября 2025

«Три гроба в продуктовом шкафу». История провалов и перезапуска соцсети для врачей

«Три гроба в продуктовом шкафу». История провалов и перезапуска соцсети для врачей

Обложка
Илья Куприянов

Текст: Илья Куприянов, предприниматель, основатель сообщества «Доктор на работе»

Фото: Unsplash


Иногда, чтобы двигаться вперед, нужно не развивать продукт, а… убить его. Мы прошли через это трижды: похоронили собственную систему мотивации врачей, закрыли мессенджер для студентов и добровольно ушли с рынка телемедицины прямо перед его бумом. Расскажу, как найти в себе смелость замораживать неудачные проекты и вместо них фокусироваться на действительно перспективных направлениях: в итоге нам удалось набрать более полумиллиона пользователей в основной соцсети.

Иногда, чтобы двигаться вперед, нужно не развивать продукт, а… убить его. Мы прошли через это трижды: похоронили собственную систему мотивации врачей, закрыли мессенджер для студентов и добровольно ушли с рынка телемедицины прямо перед его бумом. Расскажу, как найти в себе смелость замораживать неудачные проекты и вместо них фокусироваться на действительно перспективных направлениях: в итоге нам удалось набрать более полумиллиона пользователей в основной соцсети.

В 2009 году мы основали социальную сеть только для врачей «Доктор на работе». Наша бизнес-модель основывается на сотрудничестве с фармацевтическими компаниями, которые могут на нашей платформе общаться с врачами. Главным же активом всегда оставались сами врачи, их доверие и вовлеченность, желание делится опытом в узких профессиональных кругах.

Бизнес-модель

Изначальной моделью монетизации проекта были традиционные для сайтов баннерная и контекстная реклама. Все изменилось в начале 2012 года, когда вступил в силу Федеральный закон № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Врачам запретили осуществлять прием представителей фармацевтических компаний, чтобы это не отвлекало врачей от приема пациентов, за исключением особых случаев.

В то же время, в социальных сетях с врачами общаться никто не запрещал, и интерес к площадке резко вырос.

Самой популярной услугой на портале стали социологические опросы врачей, на них приходилось 65% выручки (опросы заказывали фармкомпании для своих внутренних задач). В этом же году мы запустили отдельную социальную сеть для сотрудников аптек.

Увеличение спроса на коммуникацию с профессиональным сообществом дало нам толчок к созданию более сложных продуктов. На платформе появился таргетинг по специальностям врачей. А от медицинских публикаций и рассылок мы стали переходить к обучению врачей, к интерактивным программам.

Позднее появились новые подразделения компании:

  • исследовательское агентство;
  • студия креативного продакшена;
  • организация мероприятий.

Каждая из этих структур была отдельной бизнес-единицей с собственным планом по развитию и окупаемости.

Проверка на прочность

На пороге 2020 года компания чувствовала себя уверенно. И тут грянула пандемия. Новостей об инфекции становилось все больше, врачи искали информацию, и поддержка друг друга стала востребована как никогда.

Наш сайт заполнили сотни постов о новом вирусе. 13 марта мы объявили платформу «штабом COVID-19» — решили, что возьмем на себя роль центральной информационной площадки для врачей. Это было спонтанное, но необходимое решение.

Подразделения комьюнити-менеджмента и трафика оперативно создавали подборки свежих клинических рекомендаций, собирали реальные истории из больниц, модерировали потоки противоречивых данных. Врачи благодарили, давая обратную связь в публикациях и комментариях и обращаясь в службу поддержки. Профессиональное сообщество сплотилось у нас на глазах.

Пандемия стала для нас проверкой на прочность.

  • Во-первых, произошел взрывной рост нагрузки. В конце марта 2020-го посещаемость поставила исторический рекорд: каждый второй врач посещал платформу регулярно. В сообществе к тому моменту было более 440 тыс. российских врачей. Наша техническая команда не спала ночами, следя, чтобы серверы выдержали.
  • Во-вторых, за несколько дней нам пришлось перестроить продукты под новую реальность. Сильнейший стресс, который испытывало врачебное сообщество, необходимо было обуздать и давать специалистам только нужную и достоверную информацию.

Новые проекты в новых условиях

С 23 марта весь наш офис ушел на удаленную работу. Это прошло довольно гладко — как IT-компания мы были готовы к взаимодействию в онлайне.

Мы продолжили работу. Около 25 млн руб. мы вложили в создание образовательного портала для врачей. Он был направлен на обучение медиков работе с covid-больными и собственной защите от вируса.

Параллельно мы подумали о смежных аудиториях: сделали отдельные мессенджеры для студентов и для фармацевтов. На их запуск потратили совокупно около 1 млн руб. Однако эти нишевые проекты не стали блокбастерами — студенты и провизоры регистрировались не так активно, как мы планировали: за пару месяцев набралось меньше 500 пользователей.

Были и совсем неожиданные ходы. Например, мы даже запустили небольшую браузерную игру о коронавирусе, потратив 100 тыс. руб. Идея родилась из желания хоть чуть-чуть разрядить обстановку. Игра, мягко говоря, не стала хитом — за период локдауна в нее сыграло меньше 500 врачей (правда, было не до игр).

Сейчас вспоминаем это с улыбкой — как пытались бороться со стрессом, делая несвоевременные развлекательные эксперименты.

Бацилла-хронофаг — игра от «Доктора на работе»

Бацилла, вначале совсем короткая, движется по игровому полю и может проходить сквозь стены. Управлять бациллой можно стрелочками на клавиатуре или касанием экрана в той стороне, куда нужно ее развернуть. Когда бацилла подходит к букве D, она ее съедает и становится длиннее. Чем больше букв, тем длиннее микробина и тем интереснее играть.

Быстрая переориентация под потребности рынка принесла нам рекордные 219 млн руб. выручки за 2020 год.

Адаптация под аудиторию

За пандемийным годом последовало не менее трудное время. Мир изменился, вместе с ним трансформировалась и аудитория платформы.

1. Выросло в онлайн-среде число врачей старшего поколения

Если в 2019 году на платформе было 60% аудитории в возрасте 45+ лет, то в 2022 году доля таких пользователей выросла до 75%. Те, кто раньше скептически относился к соцсетям, были вынуждены освоить цифровые инструменты, иначе изолированному доктору просто не выжить профессионально.

Вместе с притоком возрастных пользователей появились запросы на более понятный интерфейс и достоверный контент. Если раньше молодые врачи сами создавали контент (кейсы, статьи, мемы) и охотно потребляли его друг у друга, то более опытной аудитории требовались, в первую очередь, актуальные медицинские новости, научные обзоры и ответы на практические вопросы. Проще говоря, врачи хотели меньше развлекательной «социалочки» и больше пользы для работы. Мы изменили подачу информации и стали создавать больше контента с клиническими рекомендациями, подборками важных нововведений и краткими и четкими мануалами.

2. После пандемии врачи окончательно перестали разделять онлайн- и офлайн-жизнь

Если нужно обсудить редкий случай или найти инструкцию — сначала идут не в библиотеку, а «в телефон». Мы увидели резкий рост мобильного трафика. Если в начале 2020 года на мобильные устройства приходилось менее 40% выходов, то в конце года цифра достигала 80%. Поэтому мы сделали акцент на улучшении мобильных решений. В 2021–2022 годах мы полностью переписали наше приложение для iOS/Android: устранили баги и ускорили работу.

Но, честно, мы тогда немного проспали тренд на мессенджеры — врачи начали создавать чаты в Telegram, делиться там контентом с нашей платформы.

Мы сначала ревновали (почему обсуждают не у нас на сайте?), но затем приняли очевидное: нужно быть там, где удобнее пользователю. Так родилась идея собственного телеграм-бота, который частично повторяет функционал платформы. Мы запустили его двумя годами позже. Разработка обошлась в 2 млн руб.

3. Изменилось поведение пользователей в сообществе, возникла потребность в модерировании

В бурных дискуссиях о пандемии мы столкнулись с волной дезинформации, панических слухов, а иногда и откровенной агрессии друг к другу. Это заставило нас строже относиться к правилам общения. Вводились новые политики против неэтичного поведения. Так, за угрозы, дискредитацию и оскорбления можно было получить временный, а потом и вечный бан.

Эксперименты с ИИ

К концу 2022 года стало ясно, что поддерживать большую команду модераторов, редакторов контента и техподдержку — дорого, на нее уходило около 15% бюджета. Кроме того, ее тяжело масштабировать. Мы искали, за что зацепиться технологически, и ответ пришел из мира искусственного интеллекта.

Еще пару лет назад мы с улыбкой читали новости о чат-ботах и нейросетях, не думая, что они кардинально изменят наш бизнес. Но в конце 2022 появился ChatGPT. Попробовав его, мы были потрясены: машина научилась достаточно хорошо понимать медицинские тексты и вопросы. К началу 2023 года мы уже экспериментировали с GPT-моделями на нашей платформе — сначала для автоматического перевода зарубежных статей, потом для ответов на типичные вопросы врачей.

Первая версия нашего помощника получилась не слишком умной. Да и потратили мы на него не более 5 тыс. руб. Под кнопкой «Умный Доктор» в 2023 году у нас фактически сидел «глупый доктор» — простенький бот, часто выдававший банальности.

Врач спрашивал: «Какие есть новые подходы к лечению диабета?», а бот отвечал общими фразами или цитатами из старых руководств. Мы понимали, что это не прорыв, но продолжали учить систему, накапливая медицинскую базу знаний и тестируя алгоритмы на небольшом трафике.

Однако к весне 2024 года нам удалось интегрировать GPT-4 в нашу инфраструктуру, а в мае 2025 года мы перешли на самую на данный момент свежую версию o3. «Умный Доктор» начал готовить ежедневные дайджесты медицинских новостей и научных исследований. Если где-то в мире выходит интересная статья, через 10 минут ее качественный перевод уже в нашей ленте. Ни одна редакция с людьми не способна на такую скорость. Бот также стал первым фильтром модерации: за считанные минуты он «прочесывает» весь пользовательский контент и отмечает нарушающие правила посты.

Появился и его «брат» — «Злой Доктор». Это наш внутренний шуточный термин для ИИ-модератора. Этот бот следит за порядком и даже автоматически скрывает нарушения и банит нарушителей на неделю, а с недавних пор — удаляет с платформы за серьезные проступки (если кто-то упорно нарушает закон, бот прямым текстом рекомендует сходить на другой сайт). Мы доверили машине работу, которую раньше делали десятки людей:

  • проверку дипломов новых пользователей;
  • модерацию площадки;
  • ответы на вопросы в службу поддержки.

В июле этого года мы запустили автоматический сервис, который раз в месяц собирает из открытых источников (баз научных статей, сайтов клиник, реестров, публикаций в СМИ) профессиональную информацию о каждом враче — должность, место работы, публикации, ученую степень и другие данные. Интерес вполне меркантильный — фармкомпании гораздо охотнее платят за рекламу тех врачей, о которых мы много знаем.

Кроме того, новый сервис позволяет быстрее находить фальшивые записи в профилях врачей, которые приписывают себе выдуманные должности или ученые степени (да, бывает и такое).

Наши ошибки

За 15 лет мы, разумеется, совершили немало ошибок. И нам кажется важным о них говорить открыто.

Чрезмерная любовь к своим продуктам

Мы долго гордились внутренней системой «рубинов» (баллов) за активность врачей. Мы ее запустили еще в 2010 годах: начисляли баллы за публикации, комментарии, даже клики по рекламе. Врач мог накопить «рубины» и обменять на реальные деньги. Однако к 2023 году эта система разрослась до монстра, в котором путались уже сами разработчики. Для вывода денег надо было заполнить заявку, подождать несколько месяцев — в общем, потерялся стимул. В итоге в 2025 году мы мужественно признали провал и перезапустили программу мотивации с нуля. Вместо сложных правил сделали простые: набрал 500 «рубинов» (1 «рубин» эквивалентен 1 руб.) — автоматически получил их на телефон. Никаких заявок, никаких «сгораний». Мы, конечно, ловили негатив от старых пользователей («где мои старые «рубины?!»), пришлось выплачивать долги (сумму выплат компания не раскрывает. — Прим. ред.) и извиняться за путаницу. Вывод: не усложняйте то, что должно быть простым. И если поняли, что усложнили, не бойтесь радикально переделать, пока не поздно.

Размытие фокуса на аудитории

Вспомним мессенджеры для студентов и фармспециалистов. Мы вложили силы в их запуск, но не продумали план развития. В результате эти проекты, скорее, существуют сами по себе, в тени основного. Студенты, как оказалось, предпочитают телеграм-каналы и YouTube. Наши мессенджеры не стали для них must-have-инструментом. Оглядываясь, понимаем, что раздробили внимание. Сейчас мы решили не распыляться: платформу для студентов мы попросту закрыли.

Телемедицина

Еще до пандемии мы мечтали о своем телемедицинском сервисе, даже запустили его в 2016–2017 годах. Но время показало, что это отдельный бизнес с другими правилами (регулирование, работа с пациентами напрямую и прочие нюансы). Мы долго тянули этот багаж, пока не решили отказаться от активного развития телемеднаправления и сконцентрироваться на B2B-коммуникациях и сообществе врачей. В итоге, когда в 2020 году телемедицина легализовалась и выстрелила, мы наблюдали со стороны — зато были полностью сфокусированы на своем.