Поделиться • 23 июля 2025
Четыре сигнала SOS: в каких случаях бизнесу лучше передать процессы на аутсорсинг
Четыре сигнала SOS: в каких случаях бизнесу лучше передать процессы на аутсорсинг


Текст: Екатерина Меньшикова, директор по продажам и руководитель отдела аутсорсинга бухгалтерского учета UCMS Group
Фото: Unsplash
По данным RAEX, доходы от аутсорсинга в 2024 году увеличились на 18% за год. Тем не менее, наблюдая за российским рынком, я могу сказать, что этот инструмент остается недооцененным: часто компании прибегают к нему, когда уже становится очевидно, что своими силами не справиться. Расскажу, когда аутсорсинг становится не вынужденной мерой, а стратегическим решением, которое сэкономит силы, время, деньги.
По данным RAEX, доходы от аутсорсинга в 2024 году увеличились на 18% за год. Тем не менее, наблюдая за российским рынком, я могу сказать, что этот инструмент остается недооцененным: часто компании прибегают к нему, когда уже становится очевидно, что своими силами не справиться. Расскажу, когда аутсорсинг становится не вынужденной мерой, а стратегическим решением, которое сэкономит силы, время, деньги.
Когда нужен аутсорсинг?
Кейс наших клиентов: российский ретейлер одежды активно расширял сеть магазинов, увеличив штат более чем на 1 тыс. человек за год. Соответственно, возросло количество приемов, увольнений, отпусков и «бумажной» работы. Дополнительно ситуацию осложняла высокая текучка персонала, характерная для ретейла.
Нагрузка выросла настолько, что кадровый отдел перестал справляться с оформлением документов. Нужно было срочно подключать новых специалистов, но найти людей в штат оказалось непросто — квалифицированным кадровикам неинтересно заниматься только рутинными операциями.
Компания решила передать на аутсорсинг прием сотрудников и оформление отпусков — повторяющиеся задачи, которые легче всего стандартизировать, но при этом они требуют высокой скорости и точности.
Как решили проблему:
На старте проекта мы не укладывались в норматив: оформление сотрудников занимало около часа вместо запланированных 40 минут. Так получилось из-за того, что сотрудникам на аутсорсе нужно было дополнительное время, чтобы адаптироваться к IT-системам клиента, например, к измененной под требования заказчика «1С:ЗУП», отдельной платформе для загрузки документов кандидатов и системе КЭДО.
Чтобы выйти на нужную скорость, мы зафиксировали весь процесс в пошаговых инструкциях: описали каждый этап оформления и последовательность действий в системах вместе со скриншотами. Отдельный фокус был на внутреннем обучении провайдера: старшие специалисты регулярно проводили сессии с коллегами, разбирали кейсы и помогали специалистам на проекте отработать действия до автоматизма. После этого процесс оформления ускорился примерно на 30%, и норматив стали выдерживать.
Одни из наших клиентов — компания, занимающаяся импортом и дистрибуцией алкогольной продукции, — внедряла новую ERP-систему. При переносе данных возникли расхождения в бухгалтерской и налоговой отчетности, а также ошибки в учете затрат и банковских операций. Для бизнеса с миллиардными оборотами даже небольшие отклонения могли привести к серьезным финансовым последствиям.
Внутренние специалисты не могли одновременно вести текущий учет и вручную проверять тысячи строк информации. Кроме того, сверка данных в этом случае требовала не только знания бухгалтерии, но и понимания логики работы самой системы.
Быстро найти в штат специалистов, которые одновременно разбираются в обеих областях, а тем более на временный проект, сложно. Тогда компания привлекла аутсорсинговую команду на три месяца.
Как решили проблему:
Хотя проект изначально был временным, клиент несколько раз продлевал контракт, оставляя на аутсорсинге проверку отчетности.
Даже при четком плане проект может выйти за рамки первоначального графика — при переходе на новую систему часто всплывают нюансы, которые невозможно предусмотреть заранее. В этом кейсе одновременно с внедрением ERP клиент начал менять методы учета, например, вместо усредненной стоимости перешел на метод FIFO (то есть первыми расходуются те товары, которые поступили раньше), а также изменил корректировку реализации и поступлений товаров прошлых лет.
Из-за этого суммы в отчетах начали отличаться от прежних. Чтобы разобраться в причинах расхождений, мы делали постатейный анализ и вместе с внутренними бухгалтерами клиента разбирались в структуре данных и новых правилах учета.
Компания из сферы пищевого производства вела кадровый учет силами внутренней команды. Со временем в документах появились расхождения: данные хранились в разных системах, требовалась их актуализация и восстановление информации за прошлые периоды. Кроме того, учет рабочего времени в цехах велся вручную. Это увеличивало нагрузку сотрудников и повышало риск ошибок.
Компании предстояло пройти плановую проверку, и руководству нужно было убедиться, что все соответствует требованиям законодательства. Тогда привлекли специалистов на аутсорсинге.
Как решили проблему:
Система упростила обработку данных и ускорила процесс подготовки табеля в четыре раза — это стало занимать всего пару часов вместо целого рабочего дня. Также повысилась точность учета: количество обращений сотрудников по поводу расхождений между табелем и расчетом зарплаты сократилось на 90%.
Через несколько месяцев после запуска компания успешно прошла внеплановую проверку СФР: за неделю команда собрала пакет документов, включая данные за прошлые три года.
Главная сложность для нас в этом кейсе заключалась в том, что клиенту было важно, чтобы кадровый специалист работал очно на территории предприятия. Мы понимали, что найти в небольшом городе человека с нужной квалификацией будет непросто.
Несмотря на расширенный поиск (в том числе, и в соседних городах), пришло около 70 откликов — в пять раз меньше, чем в среднем по крупным городам.
Большинство кандидатов в итоге отказались из-за локации предприятия, еще примерно 15% откликов мы отклонили из-за недостаточной квалификации. С подходящими кандидатами проводили интервью, где буквально «продавали» вакансию, подсвечивая преимущества сильной команды, возможностей для роста и статуса компании-клиента. Подбор и онбординг заняли почти полтора месяца.
В российском подразделении международного химического холдинга была небольшая внутренняя HR-команда, но в их обязанности не входила работа с кадровыми документами и взаимодействие с сотрудниками по операционным вопросам. Поэтому решено было обратиться к провайдеру.
Как решили проблему:
Этот специалист также выполняет и задачи HR-менеджера: например, следит, чтобы сотрудников вовремя поздравляли с корпоративными датами.
Что может пойти не так:
Поэтому, хоть часть задач и может взять на себя удаленная команда, «имплант», по сути, работает как штатный сотрудник и заранее согласует отпуск с руководителем.
Аутсорсинг не сработает: