Поделиться • 14 августа 2025
Переезд из реальности в Нарнию. 3 «вредных совета» начинающему музыкальному лейблу
Переезд из реальности в Нарнию. 3 «вредных совета» начинающему музыкальному лейблу


Текст: Вадим Хохлов, юрист по интеллектуальной собственности
Фото: Unsplash
Создать лейбл может каждый. Буквально каждый. Прямо сейчас в стране функционирует более 120 музыкальных лейблов, которые (пока что) живы и активно приглашают к сотрудничеству молодых артистов. Но выжить (а в идеале еще и заработать) — вот это уже задачка со звездочкой. Рассказываю, какие трудности могут поджидать на этом пути.
Создать лейбл может каждый. Буквально каждый. Прямо сейчас в стране функционирует более 120 музыкальных лейблов, которые (пока что) живы и активно приглашают к сотрудничеству молодых артистов. Но выжить (а в идеале еще и заработать) —вот это уже задачка со звездочкой. Рассказываю, какие трудности могут поджидать на этом пути.
В футболе есть шутка: чтоб забить гол, мало попасть в ворота, надо еще промахнуться мимо вратаря. В музыке то же самое: чтоб заработать на треках, мало подписать 100 артистов, нужно еще умудриться их удержать. Вопреки стандартным опасениям за бизнес-модели, бухгалтерию, законы и гайдлайны, чаще всего причина развала музыкальных лейблов кроется в потере артистов. Как же распугивать артистов правильно? Вот список моих «вредных советов».
Артиста лучше всего терять на старте, до того, как он успел что-то у вас выпустить. С этой задачей можно справиться разными способами: можно вести себя хамовато, можно выдать себя за опытнейшего темщика или даже предложить максимально невыгодные условия. Но настоящие мастера своего дела отсеивают неперспективного артиста изящнее: дают ему договор, который, словно человек, примерно на 60–65% состоит из воды.
Каждый лейбл дает артисту оффер: кто-то предлагает прогрессирующий процент (ставка роялти, растущая со временем), другие предлагают условия продвижения и пиара, у третьих хороший отдел синхронизации (продажи музыки в кино и сериалы). Каждому артисту хочется трек в кино — есть лейблы, которые в принципе работают только на этом. Четвертые закидывают артиста деньгами (авансы, съемки клипов и прочие прелести капитализма). Хороший лейбл свое предложение и свои «киллер-фичи» переносит в договор, чтобы музыкант был уверен: он получит то, что ему обещано.
Но хитрый специалист знает: чем меньше у лейбла обязанностей на бумаге, тем лучше. Хороший лейбл, если не может дать гарантии результатов, то хотя бы по договору обязуется приложить усилия. Плохой лейбл ничего не может обещать, у него лапки.
Хотите потерять артиста как можно раньше? Наобещайте ему золотые горы, а в договоре оставьте только штрафы и неустойки, которые музыкант вам будет должен за то, что нарушит свои свои обещания и гарантии. Для верности рекомендую также не читать свой же договор, там и так все ясно же.
Если артист остался вами очарован настолько, что подписал бумагу не читая, не расстраивайтесь. У вас есть шанс потерять его из-за непрозрачности вашей деятельности.
Хороший лейбл понимает, что артисту нужно объяснить природу возникновения гонораров. Что в цепочке отгрузки музыки есть дистрибьютор, который забирает от 10 до 30% всего оборота. Что у каждого дистрибьютора своя ставка и цена стрима. Что с общей массы денег платятся налоги. В связи с этим нет смысла скрывать, что из 100 руб. общей прибыли до музыканта если дойдет 40–50, то это в оптимистичном случае. Хороший лейбл умеет объяснить артисту, почему это все выгодно и почему без лейбла 100 руб. дохода превратятся в 0 рублей. Можно и без лейбла: но это очень большая редкость. Для этого артисту нужна альтернатива. Например, когда это блогеры с уже большой фанбазой к первому треку.
Вам это все не надо. Если вы хотите начисто потерять артиста, скройте от него любую неудобную информацию. Артисту не надо знать, что такое доход с авторских и смежных, ему не надо знать про паблишинг (монетизация публичных способов использования: радио, телек, музыка в кафе, ресторанах, и т. д.) и про то, что вы не умеете его собирать. Просто скиньте ему на одной странице в экселе табличку с надписью «1 квартал 2025 года, ты заработал 1 234 руб., гордимся тобой». Никакой детализации. Кстати, про авторские и смежные права, если совсем вкратце. Один трек — это сразу объект авторских прав (слова и мелодия/музыка) и объект смежных прав: фонограмма (мастер-трек) и исполнение (вокал, аранжировка). Доход со стриминга, по негласному правилу: примерно 80% — смежные, 20% — авторские. Различие этих прав — буквально база, на которой строится лейбл.
И какая разница, честные ваши отчеты или нет? Правильно вы деньги считали или нет? Вы непрозрачны, а, значит, артист не просто уходит. Он еще и будет всем рассказывать, что вы обманывали его на роялти. А это может не только отпугнуть остальных партнеров, но и разрушить вашу репутацию.
В дополнение к этому крайне рекомендуется в целом не говорить с артистами. Ни в коем случае не объясняйте им, что такое питчинг. Не рассказывайте, как работают стриминги. Никогда не говорите музыканту, что его обложку с текстовой надписью могут не взять некоторые стриминги (так, Apple Music буквально запрещает размещать надписи на обложке, можно только имя артиста и название релиза слово в слово так же, как это указано в названии трека, — у разных площадок разные гайдлайны). Лучше сообщите ему тогда, когда трек из-за этого прогрузить не получится. Желательно за день до планируемого релиза.
Если вдруг вышло так, что артист все равно вами очарован и отказывается уходить, есть еще один шанс.
Как говорилось ранее: не читайте собственный договор. Но необходимо копать глубже. Вам нужно не только игнорировать ваш договор, но еще и толковать его так, как вам кажется правильным.
Хороший лейбл понимает не только то, как работает автоматическая пролонгация или почему отчеты по роялти приходят только раз в квартал. Хороший лейбл понимает, почему все именно так и зачем. И обучает этому свою команду, чтоб старший менеджер случайно не опозорился.
Но хороший лейбл не всегда «крупный лейбл». Разбираемым синдромом страдают как новички, так и крупные игроки. И часто камнем преткновения между артистом и лейблом становится то, что лейбл инициирует процедуру своего переезда из нашей реальности в Нарнию: то договор у них становится эксклюзивным, то договор оказывается вечным, то артисту права не принадлежат — и так далее. Пускай этого нет на бумаге, главное, что сам лейбл верит в это.
Выше я говорил о том, что для удачного разрушения бизнеса нужно отказаться от диалогов с артистами. Бонусом можете отказаться еще и от диалога с собственной командой. Если сотрудники не понимают ваших же условий работы, это повышает шансы на крепкую нерушимую ссору с музыкантом. Вам даже не придется врать, потому что ложь — это намеренное сокрытие правды. А произвольное толкование ваших же условий — это уже тотальная глупость. Добавьте ко всему вышеуказанному принципиальность позиции и неумение договариваться.
Подытоживая все, хочется сделать важный вывод: работа лейбла очень завязана на человеческом факторе. Правила, законы, механики, гайдланы и все, что пишется на бумаге, — это здорово, с этим можно сходить в суд, а иногда еще и эффективно растопить камин.
Но лейблы и продюсеры становятся легендами не потому, что они умеют написать сложные пункты в договоре и не потому, что купили себе интервью в большом издании, а потому что они знают, что делают. И могут это объяснить как своей команде, так и своим артистам.