Партнерский материал • Поделиться • 18 сентября 2025
Будущее городов — не в небоскребах, а в умных системах. 6 технологий, меняющих мегаполис
Будущее городов — не в небоскребах, а в умных системах. 6 технологий, меняющих мегаполис

На территории Фестиваля технологического прогресса «Облачные города», который проходил с 14 августа по 14 сентября, урбанистика стала одной из главных тем. Эксперты, архитекторы и технологи говорили о том, как цифровые решения незаметно и бесшовно меняют городскую среду, определяя качество жизни в мегаполисе от транспортной доступности до чистоты воздуха и эффективного использования энергии.
На территории Фестиваля технологического прогресса «Облачные города», который проходил с 14 августа по 14 сентября, урбанистика стала одной из главных тем. Эксперты, архитекторы и технологи говорили о том, как цифровые решения незаметно и бесшовно меняют городскую среду, определяя качество жизни в мегаполисе от транспортной доступности до чистоты воздуха и эффективного использования энергии.
Сегодня Москва — один из мировых лидеров по внедрению цифровых двойников. Эта технология создает виртуальную копию города, которая в реальном времени отражает работу транспорта, энергосетей, коммунальных систем — и даже социальные процессы. Например, позволяет прогнозировать нагрузку на метро в час-пик или оптимизировать маршруты общественного транспорта с учетом погодных условий и событий.
Евгений Кузнецов
генеральный директор Digital Evolution Ventures, футуролог
«Цифровой двойник — это не просто визуализация, а инструмент для принятия решений. Он помогает моделировать сценарии, например, как изменится поток машин при закрытии улицы на ремонт или как будут колебаться цены на товары».
Технология V2X (vehicle-to-everything) — основа беспилотного будущего. Она позволяет автомобилям обмениваться данными со светофорами, дорожными камерами, пешеходами (через приложения в смартфонах) и другими участниками движения. Например, если на перекрестке внезапно появится пешеход, светофор предупредит об этом приближающийся беспилотный автобус, и система заранее сбросит скорость.
Анастасия Товмасян
руководитель проектов НИИ «МосТрансПроект»
«В Москве уже тестируют беспилотные трамваи и автобусы. Но их безопасность зависит не только от датчиков на самом транспорте, но и от инфраструктуры. Зимой, в снегопад, камеры и лидары “слепнут”, и именно V2X помогает принимать правильные решения».
Умные города следят за трендами и обмениваются опытом цифровых решений. У Москвы накоплен обширный опыт цифровой трансформации городского хозяйства: ежегодно столица реализует около 300 цифровых проектов в год, внедряет продвинутые технологии, включая блокчейн и искусственный интеллект. Москва делится своими цифровыми разработками для внедрения с другими регионами России.
Дмитрий Онтоев
советник руководителя Департамента информационных технологий города Москвы
«Первый подход подразумевает предоставление доступа к готовым системам — например, к порталу поставщиков, которым пользуются более 40 регионов. В рамках второго подхода Москва осуществляет прямую передачу решений в отдельные регионы или развертывание столичных решений на федеральном уровне — как в случае с «Московской электронной школой», которая стала основой для ФГИС «Моя школа». Третий подход предполагает обмен опытом и методологическими подходами с регионами».
Экологические решения тоже не отстают. Невидимые горожанам системы мониторинга качества воздуха и управления отходами уже сегодня меняют экологию Москвы. Специальные датчики, например, в режиме реального времени отслеживают уровень загрязнения — затем на основании этих данных принимаются решения в области строительства дорог, развязок, развития общественного транспорта. А сервис «Вывоз ненужных вещей» на mos.ru не только упрощает жизнь жителям, но и позволяет городу строить логистику переработки отходов.
Анастасия Товмасян
руководитель проектов НИИ «МосТрансПроект»
«За шесть лет обновления транспорта мы сократили выбросы CO2 на 190 тыс. тонн. Это результат незаметной работы: замены автобусов на электробусы, рекуперации энергии в метро, умной маршрутизации».
Цифровые системы научились предсказывать ЧП до их наступления. Например, алгоритмы анализируют данные с датчиков вибрации в метро и могут заранее предупредить о необходимости ремонта путей. А умные светофоры снижают аварийность на перекрестках на 20–30%, просто оптимизируя время зеленого сигнала с учетом потока машин.
Константин Трофименко
директор центра исследований «Умного города» НИУ ВШЭ
«Резильентность — способность системы очень быстро, а лучше мгновенно восстанавливаться после деструктивного внешнего воздействия — в современном мире становится даже важнее устойчивости. И технологии здесь играют ключевую роль: они помогают не только предвидеть риски, будь то кибератака или ураган, но и оперативно минимизировать последствия чрезвычайных происшествий».
Современные технологии делают городские сервисы максимально персонализированными — как будто ведущими эмпатичный диалог с каждым отдельным пользователем.
Например, концепция «Мобильность как услуга» (MaaS) предполагает, что транспортные приложения должны не просто предлагать маршрут от точки, А к точке Б, но и учитывать привычки пользователя: любит ли он пешие прогулки, путешествует с детьми или тщательно избегает переполненных вагонов метро. С учетом этой концепции создано приложение «Московский транспорт» — в нем можно прокладывать маршруты с разными фильтрами, например «самый дешевый» или «самый быстрый», комбинировать разные виды транспорта, планировать время в пути и даже «заказывать» автобусы. Сервис «По пути» доступен в ТиНАО и на территории «Сколково» — пассажиры прямо в приложении могут вызвать автобус малого класса и перемещаться между остановками. Это напоминает вызов такси — но по цене городского общественного транспорта.
Дмитрий Медников
управляющий директор АО «Русская Медиагруппа»
«Современные медиа и сервисы учатся моментально считывать уникальные эмоции и потребности людей. Это уже не просто “умный город”, а “эмпатичный город”, где технологии работают на эмоциональное вовлечение».
По мнению экспертов, в ближайшие годы невидимая инфраструктура станет еще более важным элементом в жизни мегаполисов. На смену V2X, например, придут системы, где общаться будут не только автомобили и светофоры, но и здания и дороги. А искусственный интеллект научится предсказывать потребности горожан до того, как они осознают их сами.
Главный вывод, который так или иначе звучит на «Облачных городах»: современный город — это не стекло и бетон, а алгоритмы и данные. И чем лучше они работают, тем комфортнее становится наша жизнь, и тем меньше мы их замечаем.