Турагентов заменяет алгоритм: как ИИ перевернул туристический рынок

Поделиться • 14 июля 2025

Турагентов заменяет алгоритм: как ИИ перевернул туристический рынок

Турагентов заменяет алгоритм: как ИИ перевернул туристический рынок

Дмитрий Малютин

Текст: Дмитрий Малютин, CEO traveltech-платформы и сервиса бронивания туров и отелей Level. Travel

Фото: Unsplash (фото 1, фото 2, фото 3)


Туриндустрия в России кратно растет — по оценке Центра стратегических разработок, к 2030 году она может принести в бюджет страны около 15,6 трлн руб., или 5% ВВП, — это в 2,5 раза больше текущих показателей (6 трлн руб. по итогам 2024 года). На этом высококонкурентном рынке технологии становятся способом быстрее и дешевле предоставлять клиенту свои услуги, поэтому мы наблюдаем активную цифровизацию спроса и предложения.

Туриндустрия в России кратно растет — по оценке Центра стратегических разработок, к 2030 году она может принести в бюджет страны около 15,6 трлн руб., или 5% ВВП, — это в 2,5 раза больше текущих показателей (6 трлн рвуб. по итогам 2024 года). На этом высококонкурентном рынке технологии становятся способом быстрее и дешевле предоставлять клиенту свои услуги, поэтому мы наблюдаем активную цифровизацию спроса и предложения.

Если всего несколько лет назад онлайн-сервисам доверяли только бронь билетов или отеля, то сегодня онлайн-системы способны взять на себя весь процесс — от формирования туров из услуг разных поставщиков до полного сопровождения, включая оплату и инфоподдержку. Уже сейчас более 50% всех бронирований приходится на онлайн-тревел-агентства (ОТА), около 15% из которых — туры (по данным нашей компании). Благодаря автоматизации мы уже завершаем более 80% бронирований без участия менеджера.

Зачем это бизнесу

Главный плюс онлайн-агентств — они избавляют пользователя от большого количества рутины. В онлайне туристу помогают агрегаторы, карточки туров, где указаны все детали, а также встроенные в мессенджеры чат-боты. А фильтры и алгоритмы подбирают несколько релевантных вариантов, что повышает вероятность бронирования или покупки целого турпродукта.

Проекты в сфере путешествий сегодня запускают не только профильные тревел-сервисы, но и банки, корпорации и экосистемы. Компании вроде Ozon или «Альфа-банка» подключают туристические продукты с помощью готовых решений тревел-платформ — через White Label или API.

White Label позволяет запустить собственный сайт с турами под своим брендом, но на инфраструктуре партнера. Это быстрое решение, не требующее разработки. API — более гибкий способ: туристические предложения платформы встраиваются прямо в сайт или приложение компании. Интерфейс и функции бизнес настраивает сам.

В обоих случаях для пользователя это выглядит как один из сервисов компании. Это дает бизнесу возможность запускать систему лояльности и начислять бонусы за покупки туров и бронирования.

Региональные же игроки делают на базе API свои сайты или приложения, где отображаются локализованные настройки. Из многообразия туров система отбирает только подходящие, скажем, с вылетом из своего города — будь то Новосибирск или Сочи.

Еще один трек — возможность сообщить о себе большей аудитории. Так, небольшой нишевый отель, подключившись к одному из отельных агрегаторов, может попасть в состав динамического тура, когда система в режиме реального времени включает его в новый турпродукт, которого всего несколько минут назад вообще не существовало. Что это, если не поддержка малого бизнеса?

Неизбежное будущее с ИИ

Сервисы на базе ИИ тоже постепенно меняют представление об оказании туристических услуг — в первую очередь это рывок в сторону персонализации. Система подсказок уже опережает вопросы клиента, например при выборе направления появляется напоминание о визе. В зависимости от типа паспорта и требований разных стран среди рекомендаций будут только подходящие — те, к которым путешественник точно успеет подготовиться.

В будущем система и вовсе сможет учесть индивидуальные предпочтения пользователя и особенности его привычек — от того, в каком составе он путешествует и в каких странах бывал прежде, до предпочтений по размещению и даже питанию.

Сейчас 85% туристов получают персональные консультации в офлайн-агентствах, но уже сегодня все этапы подготовки можно перевести полностью в онлайн. Более того, новые технологии дополняют классические методы, добавляя в арсенал турагента интеллектуальные фильтры, автоматическую проверку документов и даже AR-туры по номерам.

Примечательно, что исследования показывают готовность молодых потребителей взаимодействовать с ИИ на разных этапах. Например, в США 63% зумеров уже не против совершать покупки через ИИ-агентов. И мы ожидаем постепенное развитие технологий и изменение потребительского поведения и в России.