Поделиться • 25 декабря 2024
Автоматизация и доставка «день в день»: ключевые тренды российской логистики в 2025 году
Автоматизация и доставка «день в день»: ключевые тренды российской логистики в 2025 году
Текст: Николай Пахомов, руководитель департамента логистических продуктов «СДЭК»
Фото: Raymond Kotewicz, Unsplash
Электронные транспортные накладные, расширение сети пунктов выдачи, доставка «день в день» на самокатах и автоматизация — все это ждет рынок логистики уже в 2025 году. Как менять свои модели, чтобы соответствовать новым реалиям рынка, рассказал «Инк.» руководитель департамента логистических продуктов СДЭК Николай Пахомов.
За последние несколько лет автоматизация превратилась в глобальный долгоиграющий тренд. Эта тенденция, в частности, затронула и логистику. В следующем году продолжится автоматизация транспортных и складских операций, что будет способствовать оптимизации затрат и повышению производительности. Однако решения, которое позволило бы полностью заменить сотрудников пока что нет, и вряд ли оно появится в ближайшие годы. Всегда будут необходимы инженеры и операторы.
Одним из главных изменений, ожидаемых в 2025 году, станет реформа НДС, которая повлияет на активный контроль своих финансовых показателей и взаимодействие с налоговыми органами. При этом может повыситься частота использования электронных транспортных накладных (ЭТРН), так как это один из факторов прозрачности рынка грузоперевозок. Перевозчики будут вынуждены перестроиться на работу в соответствии с более жесткими нормами налогового законодательства, что может оказать существенное влияние на рынок грузоперевозок в целом.
Также ожидается дальнейшее распространение пунктов выдачи заказов (ПВЗ), что позволит упростить процесс получения товаров для клиентов и снизить нагрузку на курьерские внутригородские службы. При этом вырастет спрос на быструю доставку «в день заказа», что потребует использования для городских перевозок легких транспортных средств, таких как велосипеды и самокаты.
Многие тренды перетекут из 2024 года в следующий. Одной из ключевых тенденций сегодня стало активное внедрение технологий искусственного интеллекта в логистические процессы. Например, СДЭК использует ИИ для распознавания вложений, определения категории грузов, мониторинга грузопотока на сортировочных линиях. Это позволяет автоматизировать рутинные операции и повышать эффективность работы.
Кроме того, на рынке появляются решения на базе ИИ для оптимизации складских запасов и автоматического формирования заказов. Такие системы замещают сотрудников, занимающихся закупками и управлением запасами. Подобные решения, когда ИИ анализирует данные о снабжении и автоматически формирует заказы, уже довольно распространены на рынке.
Активно развиваются технологии беспилотных грузовых перевозок. Эксперименты «Яндекса» и других компаний показывают перспективность этого направления, хотя пока высокая цена беспилотников и малая скорость их работы ограничивают массовое внедрение. Тем не менее в ближайшие два-три года ожидается значительный прогресс в этой области.
Что касается постаматов, их развитие пока находится в состоянии ожидания — крупные игроки не демонстрируют взрывного роста, а лишь поддерживают существующие сети. В СДЭК около 500 постаматов, а их прирост за последний год составил лишь 10–15%. Сейчас этот рынок находится в ожидании новых импульсов для активизации данного направления.
Уходящий 2024 год принес в отрасль относительную стабильность. Основные вызовы на логистическом рынке были связаны с ростом затрат:
Это две проблемы, для которых пока нет действенных решений, кроме автоматизации и изменения бизнес-процессов для повышения эффективности производства. Однако и этот процесс имеет свои трудности — европейские поставщики оборудования чаще всего недоступны, и приходится выбирать среди азиатских компаний, с которыми далеко не всегда просто договориться.
Зато в транспортной сфере ситуация выровнялась — с момента дефицита в конце прошлого года объем предложения на рынке грузоперевозок увеличился и цены снизились до уровня середины 2023 года. Тем не менее с увеличением спроса к сезону возможны новые колебания.
В целом 2024 год можно охарактеризовать как период относительной стабильности, когда большинство трендов 2022–2023 гг. устоялись, за исключением транспортной составляющей. Санкции усложнили некоторые таможенные процедуры — где-то теперь требуется больше документов. А также из некоторых стран либо сложно, либо вообще нельзя ничего доставить.
Подбор персонала становится проблемой для всего логистического рынка на фоне оттока кадров из-за глобальных экономических и политических факторов. Также на это влияет и рост активности маркетплейсов, которые отнимают ресурсы. Компании вынуждены привлекать работников издалека.
Одним из значимых изменений в кадровой ситуации стало смещение баланса между штатными сотрудниками и временными. Крупные компании, как правило, используют собственных специалистов на ключевых позициях, а производственный персонал привлекают через аутсорсинговые организации. Это создает определенные сложности, связанные с адаптацией и обучением временных работников. Кроме того, высокая текучесть кадров среди аутсорсеров усложняет управление производственными процессами.
Стоимость найма новых сотрудников достигает 100 тыс. руб., и компании стремятся сохранить существующий штат, чтобы избежать значительных затрат на обучение и адаптацию новых работников. Поэтому СДЭК наблюдает тенденцию к увеличению доли штатных сотрудников, особенно ценных и квалифицированных кадров. Между компаниями идет активная борьба за персонал: соседние бизнесы предлагают более высокую оплату работникам и другие бонусы. Это может создавать проблемы для компаний, поэтому рынок стал больше полагаться на штат и внедрять различные инструменты для поддержки мотивации. Однако в преддверии сезона, вероятно, это соотношение вернется в пользу аутсорса, так как значительно возрастают объемы работы.
Таким образом, в ближайший год логистические компании продолжат преодолевать актуальные вызовы — бороться за склады и кадры. Также игроки рынка будут автоматизировать бизнес-процессы, внедрять новые технологии и параллельно расширять сети пунктов выдачи.