Поделиться • 4 декабря 2025
Цена опоздания: чему научили нас две ошибки на 2 млн руб. Опыт логистической компании
Цена опоздания: чему научили нас две ошибки на 2 млн руб. Опыт логистической компании


Автор: Николай Соловьев, предприниматель, основатель логистической компании AnyRoads
Обложка: Unsplash
Сертификат, забытый на таможне, стоил нам €14 тыс. Опоздавший на двое суток платеж — еще $8,9 тыс. Два года назад менеджеры тонули в рутине, а заявки терялись. Расскажу, как мы прошли путь от ошибки за 3,6 млн руб. до точечной автоматизации, которая спасла бизнес от хаоса.
Сертификат, забытый на таможне, стоил нам €14 тыс. Опоздавший на двое суток платеж — еще $8,9 тыс. Два года назад менеджеры тонули в рутине, а заявки терялись. Расскажу, как мы прошли путь от ошибки за 3,6 млн руб. до точечной автоматизации, которая спасла бизнес от хаоса.
Сегодня ИИ отвечает клиентам за 8 минут, а 95% таможенных деклараций проходят с первого раза. Резкий рост интереса к применению ИИ вызван несколькими факторами:
Если раньше решение строилось на опыте отдельных специалистов, то сегодня нейросеть позволяет оцифровать экспертные знания, сделать их повторяемыми и масштабируемыми. Это особенно важно для экспедиторских компаний, которые работают с нестандартными маршрутами.
Например, прогнозирование спроса раньше было невозможно без массивов данных и команды аналитиков. Сейчас достаточно базовой CRM, чтобы построить рабочую модель.
Мы начали внедрять ИИ осенью 2024 года, когда искали способ упорядочить процессы. На этапе активного роста мы столкнулись с проблемами:
Ошибки обходились дорого. Один из ярких примеров — задержка поставки косметики из Франции в Россию, которая обернулась для нас дополнительными расходами в размере €14 тыс.
Экспедитор не приложил к таможенной декларации дополнительный сертификат соответствия, на который ранее не обращали внимания. В результате груз был остановлен на границе, а оформление пришлось проводить повторно. За это время склад временного хранения начислил дополнительные сборы. Мы столкнулись не только с финансовыми потерями: штрафами, хранением и повторной доставкой, но и с риском потерять клиента из-за сорванных сроков поставки. В итоге это удалось избежать, но пришлось взять все расходы на себя.
В другом кейсе мы столкнулись с задержкой поставки крупной партии автозапчастей. Груз был отправлен по схеме «release after payment» — отгрузка после подтверждения оплаты. Из-за ошибки менеджера, который некорректно передал информацию в бухгалтерию, платеж ушел с задержкой на 48 часов.
В результате поставщик заблокировал отгрузку на складе, и груз не попал на стыковочный рейс. Это привело к простою контейнера со ставкой $380 в сутки и необходимости организации срочной логистики, чтобы успеть доставить груз в срок.
Общие дополнительные расходы составили $8,9 тыс. Груз простоял 4 дня (это $1,5 тыс.), также нам пришлось потратиться на срочную автомобильную доставку контейнера, чтобы ускорить поставку и уложиться в сроки.
Есть 4 основных направления, в которых мы внедрили ИИ-технологии.
1. Оценка заявок. Мы настроили скрипт, который классифицирует входящие заявки и автоматически формирует приоритеты по клиентам. На все потратили около полутора месяцев:
До этого менеджеры принимали решения «по интуиции» — в итоге страдали ключевые клиенты.
Автоматизация сократила время ответа на первичную заявку с 1,5 часов до 8 минут. Количество ошибок при вводе данных сократилось на 43%.
2. Проверка сопроводительных документов. Таможенные декларации часто отклонялись из-за различий между инвойсом и сопроводительной документацией, что вызывало простои до 3 суток. С помощью ИИ (на базе обученной модели) перед отправкой документы проходят проверку по чек-листу. Все суммы, описания, классификаторы, сравниваются с ранее одобренными схемами. Алгоритм выявляет потенциальные риски отказа и сигнализирует об этом менеджеру.
Результат: 95% документов принимаются с первого раза. Мы исключили большинство налоговых рисков и снизили число запросов на переделку. Ранее около 65% деклараций проходили с первого раза, каждая третья уходила на доработку.
3. Оптимизация маршрутов. Мы внедрили ИИ-модуль, который помогает менеджерам подбирать оптимальные маршруты и партнеров под каждую заявку. Он учитывает:
Так мы организовали поставку текстиля из Вьетнама в Германию. Заказчику необходимо было доставить груз к открытию выставки модной одежды в Берлине. Стандартный маршрут через Франкфурт был перегружен, и возникла угроза задержки на 5 дней.
Наша платформа проанализировала расписания авиарейсов, загруженность хабов и предложила маршрут через Хошимин — Стамбул — Варшава — Берлин с финальной доставкой автотранспортом. В итоге мы сэкономили 36 часов, и груз прибыл вовремя.
4. Клиентский сервис. В пиковые сезоны служба поддержки нашей компании получала до 300 запросов в день, в основном — по статусу доставки и необходимым документам. Менеджеры просто не успевали отвечать клиентам, что вызывало негатив с их стороны. Чтобы улучшить коммуникацию с клиентами, мы внедрили инструмент на базе GPT, который:
Система анализирует детали перевозки и предлагает менеджеру типовые ответы на вопросы клиента. Стоимость разработки и внедрения нам обошлась в 2 млн руб. Основные статьи расходов:
В процессе интеграции ИИ-инструментов мы столкнулись с трудностями.
Теперь в планах у нас разработать Telegram-бот, который будет автоматически отвечать на все вопросы клиентов и уведомлять о статусе перевозки.
Первый опыт был неудачным. Мы купили систему маршрутизации за 3,6 млн руб., но не подготовили сотрудников, и они не понимали, как ею пользоваться. Данные вводились вручную и с ошибками.
После этой ситуации мы сделали внутренний аудит процессов, определили узкие места:
Чтобы избежать проблем в будущем, решено было внедрять ИИ точечно туда, где уже есть стабильные процессы и нормальные данные.
≈ 29,3 тыс. руб.