Белые медведи и серый рынок: что происходит с приключенческим туризмом в России

Поделиться • 15 июля 2025

Белые медведи и серый рынок: что происходит с приключенческим туризмом в России

Белые медведи и серый рынок: что происходит с приключенческим туризмом в России

Вадим Мамонтов

Текст: Вадим Мамонтов, вице-президент Российского союза туриндустрии, генеральный директор RussiaDiscovery

Фото: предоставлены автором


Я работаю в индустрии приключенческого туризма уже 20 лет. Мой проект вырос из любви к путешествиям: я много ездил по Дальнему Востоку, изучил эту территорию и захотел передать свой опыт другим туристам. Мы отправляем людей в сложнодоступные локации, например, на Курилы и в Антарктиду. Но в нашем сегменте есть свои сложности, например, нестабильная логистика, налоги и «серые» игроки, которые перетягивают на себя спрос. Расскажу обо всем по порядку.

Я работаю в индустрии приключенческого туризма уже 20 лет. Мой проект вырос из любви к путешествиям: я много ездил по Дальнему Востоку, изучил эту территорию и захотел передать свой опыт другим туристам. Мы отправляем людей в сложнодоступные локации, например, на Курилы и в Антарктиду. Но в нашем сегменте есть свои сложности, например, нестабильная логистика, налоги и «серые» игроки, которые перетягивают на себя спрос. Расскажу обо всем по порядку.

Мы делаем приключенческие туры c 2005 года. На сегодняшний день у нас шесть направлений.

1. Сборные туры, условия которых не меняются в зависимости от количества участников группы. В них мы стараемся включать интересные экскурсии, например, на Шантарские острова группа ездила с морским биологом Анастасией Куницей.

2. Индивидуальные программы, когда люди хотят сделать путешествие только для себя и своей семьи, компании друзей. Заказы бываю самыми разными — от многодневного мотопутешествия по Кавказу для компании друзей-байкеров с ночевками в глэмпингах и пикниками на лучших видовых площадках, недоступных для автотуристов, до вертолетного путешествия по Чукотке с наблюдением за китовой охотой и последующей вертолетной заброской на остров Врангеля, чтобы посмотреть на белых медведей.

3. Экспедиционные круизы — путешествия в сложнодоступные места на комфортном судне, как правило, ледового класса. Мы возим туристов, например, в Антарктиду и на Курилы. Сейчас мы делаем много таких программ, так как видим, что на них растет спрос, драйвером к этому тоже стала пандемия, а потом и СВО (люди стали чаще ездить по России, а государство занялось развитием внутреннего туризма).

Первый курильский круиз мы сделали в 2020 году, и за пару лет наши объемы выросли в разы: в этом году у нас 4 маленьких круиза на Дальний Восток по 10 туристов и еще 2 больших по 50 человек в каждом. Стоимость путешествия — примерно 800 тыс. руб. (за 11 дней).

Первые места на антарктические круизы мы начали продавать после 2010 года, тогда каждая сделка была, скорее, удачей. Я сам впервые отправился на такой круиз в 2014 году и убедился в большом потенциале таких программ. С тех пор мы начали последовательно усиливать работу по этому направлению.

Сначала это были блоки мест и русскоязычные группы, например, 2024 год мы встречали среди пингвинов и айсбергов вместе с одноклубниками по бизнес-сообществу «Клуб Первых». А в этом году уже фрахтуем целое судно на 150 пассажиров.

Наше судно посетит российскую полярную станцию Беллинсгаузена, рядом с которой находится самый южный в мире православный храм. А еще в программе — полярное купание в кальдере вулканического острова Десепшен.

И это при том, что цены на такие туры высокие. Например, круиз в Антарктиду на 150 человек в этом году стоит на одного 1,3 млн руб. без учета билетов до места отправления (судно отправляется из самого южного города Аргентины — Ушуайя. Туда мы чартером доставляем туристов из Буэнос-Айреса, это входит в программу).

Кажется, что все больше людей готовы платить за эмоции и впечатления. С приходом новых судов предложение по экспедиционным дальневосточным круизам на следующий год вырастет более чем в 2,5 раза.

4. Корпоративные поездки — путешествия, в которые бизнес отправляет сотрудников, например, для тимбилдинга. Такие туры чаще всего покупают строительные и IT-компании. Например, один крупный холдинг заказал у нас серию поездок по Дальнему Востоку, когда релоцировал туда команду топов. Таким образом сотрудников погружали в культурный и исторический контекст новой для них местности.

5. Приключенческие путешествия за границу, которые мы делаем под брендом Discovery Special. Это групповые и индивидуальные поездки в с экспертами и местными жителями. Наиболее популярные страны по количеству туристов — Япония, Кения, ЮАР, Непал, Аргентина, Индия, Турция, Тибет, Китай, Сейшельские острова

6. Въездной туризм, туры для иностранцев, которые путешествуют по нашей стране. До февраля 2022 года это, преимущественно, были европейцы, а сейчас — туристы с Ближнего Востока, из Юго-Восточной Азии.

На следующий год мы планируем два круиза к острову Врангеля на новом премиальном судне вместимостью 150 туристов. Один из них будет ориентирован как раз на зарубежную аудиторию.

Жажда приключений

Приключенческий туризм уже перестал быть нишей. После пандемии это направление расширилось и стало большим и самостоятельным сегментом. Помимо путешествий, запланированных на отпуск, люди стали совершать больше коротких поездок, покупая туры выходного дня. Кроме того, в «ковидное» время многие открыли для себя поездки по России (а у нас много сложнодоступных локаций), и этот тренд только укрепился после февраля 2022 года.

Например, наш бизнес за некоторые годы в пандемию, рос на 100% за год. Сейчас мы видим, что интерес к формату отдыха на природе, к экологическому и природному туризму (который тоже относится к приключенческому) до сих пор увеличивается, хотя и более сдержанными темпами, около 15–20% в год.

Все чаще люди ездят в такие поездки самостоятельно (не покупая туры), поскольку появляется инфраструктура, которая даже в сложных природных условиях (например, на Камчатке, Байкале, Алтае) позволяет туристам приезжать, оплачивая только размещение, и уже на месте планировать активности.

Туроператоры в свою очередь помогают туристам отправиться в сложно доступные территории, предлагая разделить дорогую, как правило, логистику на участников группы. В этом главная ценность туроператорского участия.

Людей, которых устраивает модель «план на завтра вы узнаете завтра», становится все больше. Кстати, именно так звучит слоган турбазы «Молодость» на Алтае. Они сделали ставку на то, что человек, приезжая на место, просто планирует активность с утра в зависимости от погоды и настроения.

Главная задача локальных туроператоров — предложить таким людям короткие, компактные продукты буквально на один день. Подняться в горы, прокатиться на велосипеде, выбраться на источники — в зависимости от региона программа может быть разной.

Рынок «сереет»

Наш рынок вообще не консолидирован: он распределен между огромным количеством небольших туроператоров. Огромная часть из них — локальные игроки, то есть те, кто работает на одной территории (или на нескольких смежных, например, Алтайский край и Республика Алтай или Курильские острова и Камчатка).

Существенную часть спроса — по моим наблюдениям, около 10–15% — забирают авторские туры, когда блогер или другой инфлюенсер через свои каналы влияния собирает группы для каких-то поездок. С точки зрения бизнеса они находятся скорее в серой зоне, иногда даже и в более темной зоне.

Почему такие туры пользуются популярностью:

  • большинство отправляется в подобные поездки из-за фигуры организатора;
  • вокруг того или иного инфлюенсера собирается аудитория с похожими интересами, соответственно, и в туристической группе будут единомышленники;
  • авторы стремятся тщательно «тюнинговать» начинку своих туров, благодаря чему уровень сервиса обычно высокий.

Создатели таких туров, как правило, не называют свои путешествия турпродуктом и не состоят в реестре туроператоров. Они не несут большинство тех обременений, которые есть у добросовестных игроков рынка: например, не платят НДС, который появился даже для компаний на «упрощенке». Из-за этого они могут сильно демпинговать по цене, и, конечно, их предложения выглядят привлекательнее по сравнению с предложениями добросовестных игроков.

НДС для всех

Из-за отсутствия консолидации и крупных игроков в нашем сегменте, мы редко попадали на радары регуляторики. Сейчас попадаем все чаще. Например, с 1 июля 2024 года на категорийных маршрутах группы должны сопровождать аттестованные инструкторы-проводники.

Это стало реакцией на несколько драматичных эпизодов, которые случились. Один из них произошел в сентябре 2021 года в Кабардино-Балкарии на Эльбрусе: при спуске погибли пятеро туристов. А через год, в сентябре 2022 года случилась трагедия на Ключевской сопке, на Камчатке, когда во время восхождения погибли 9 сотрудников туристической компании Extreme Time. В обоих случаях в отношении организаторов были возбуждены уголовные дела.

Для того, чтобы сократить количество такого рода несчастных случаев, как раз и появилась вот эта нормативка. Теперь существует целая система аттестации инструкторов, которые могли бы обеспечивать такое сопровождение. При этом игроки, которые работают по серой схеме, без всяких обременений продолжает водить группы на Эльбрус или по другим направлениям.

Как правило, компании частично компенсируют затраты инструкторов на прохождение аттестации. При запуске этого механизма нам удалось согласовать включение в реестр инструкторов, обладающих необходимым опытом и образованием. Теперь в течение двух лет они должны пройти полноценную процедуру аттестации, чтобы оставаться в реестре. Да, таких аттестованных инструкторов пока еще очень мало, в некоторых регионах их можно пересчитать по пальцам одной руки, а для прохождения аттестации им необходимо ехать в другой регион, что и без того увеличивает для них затраты на получение такого статуса.

Кроме того, еще остается открытым вопрос, который создает достаточно высокую степень неопределенности для нашего сегмента: а кто же должен сопровождать туристов на некатегорированных маршрутах? Их гораздо больше.

Пока что Минэк настаивает на том, что это должны делать гиды-экскурсоводы — это другая категория сопровождающих. Но их крайне мало, в некоторых случаях — буквально единицы на весь регион. Более того, как правило, все они привыкли работать в городском формате и не готовы отправляться в дикую природу.

Вторая сложность — это уже упомянутый НДС. Большинство туроператоров в приключенческом сегменте работают на упрощенной системе налогообложения. Но с этого года бизнес, который работает на «упрощенке», тоже должен платить НДС: если годовая выручка превышает 60 млн руб. — 5%, если 250 млн руб. — 7%.

Если компания попадает под это условие, она вынуждена поднять цену на величину НДС, соответственно, это — плюс 5–7% к стоимости тура. Такие игроки сразу «выпадают» из рыночного предложения, не имея возможности конкурировать с теми самыми «серыми» и «черными» игроками, что, безусловно, губительно для бизнеса. А при численности сотрудников более 130 человек или годовой выручке 450 млн руб. — компания переходит на основной режим налогообложения, становясь плательщиком 20% НДС. В таком случае, нет возможности конкурировать с представителями рынка, находясь в ценовом диапазоне рынка туров, которые невозможно реализовать.

Да, существует освобождение от НДС для операторов, которые продают турпродукты. Но, к огромному сожалению, сегодняшнее определение турпродукта, которое пока пересматривается, включает в себя услуги размещения плюс переезд.

Проблема в том, что Минэк и Минфин трактуют переезд как отправление от места постоянного проживания к месту оказания услуги. А билеты на самолет или поезд до места отправления, в путешествиях по России в нашем сегменте, практически никогда не включают в пакет, и получить желанное освобождение от НДС никто из туроператоров не может.

Это происходит из-за того, что в нашем сегменте очень мало чартерных компаний (фирм, которые организуют нерегулярные авиаперелеты по заказу туроператоров или других компаний для перевозки пассажиров. — Прим. ред.). Поэтому перелет сложно запланировать и включить в стоимость. Помимо этого, у туристов есть свои предпочтения — каким рейсом лететь, какой авиакомпанией, каким классом.

Перелет отменяется

Помимо юридических нюансов, есть логистические проблемы, которые приходится решать. Например, отсутствие в некоторых регионах транспортных средств высокой проходимости, чтобы выполнять заброску в труднодоступные локации.

Прекрасным решением для удаленных территорий, вроде плато Путорана, могли бы стать гидросамолеты. Они сильно бы удешевили заброску по сравнению с вертолетами, но, к сожалению, их пока крайне мало, и в этом направлении развития нет.

Плато Путорана

Вертолетной заброской занимается множество локальных компаний, этот рынок не консолидирован и никак не регулируется. Цены очень нестабильные, они могут сильно отличаться в разных регионах: перелет может стоить от 300 тыс. руб. в час до 600–700 тыс. руб.

В «топе» по ценам:

  • плато Путорана (Норильск) — от 690 тыс. руб. за час полета;
  • Кольский полуостров и Карелия — 350–390 тыс. руб. за час полета;
  • Камчатка — от 550 тыс. руб. за час полета.

А еще вертолетные компании могут отменять полеты даже не из-за погодных условий, а из-за прихода каких-то других, более приоритетных для них заказчиков. Они, конечно, возвращают предоплату, но репутация туроператора перед клиентами сильно страдает: вроде бы нормальная погода, можно вылетать, и борт вылетает, но он почему-то с другими людьми.

В 2002 году (еще до создания компании) во время путешествия по Курилам мы ждали вылета из Петропавловска-Камчатского в Северокурильск 5 дней и улетели просто чудом.

Такая же проблема с маломерными судами. Например, на Камчатке их очень мало, сложно найти судно и запланировать поездку.

Инфраструктура и сезонность

Стоит также отметить, что не во всех сложнодоступных локациях есть качественная туристическая инфраструктура: например, комфортные отели. Да, их становится больше: например, на Байкале и Алтае уже есть несколько больших гостиниц и строится еще. Но как только мы двигаемся в глубь территорий, таких объектов становится меньше.

Возникает проблема с сервисом. Можно найти кемпинг, где будет все безупречно, а можно получить посредственное обслуживание.

Упомяну и короткий сезон. Не всем территориям пока удалось найти свое «лицо» — изюминку, которая будет привлекать туристов зимой.

Наверное, один из самых успешных кейсов в этом плане — Байкал. Сейчас трудно поверить, но еще 15 лет назад туда никто не ездил зимой.

Но потом появился зимний Байкал, и это во многом изменило ситуацию. Туристы приезжают, чтобы посмотреть на байкальский лед. Для многих туроператоров, которые работают по этому направлению, сейчас это основной источник дохода.

Хивусы на Байкале