Потребительский терроризм и конфиденциальность данных: подводные камни при управлении салоном красоты

Поделиться • 25 февраля 2025

Потребительский терроризм и конфиденциальность данных: подводные камни при управлении салоном красоты

Потребительский терроризм и конфиденциальность данных: подводные камни при управлении салоном красоты

Текст: Маргарита Андрианова, создательница международной сети премиум-студий красоты по наращиванию волос Dajmur

Фото: Adam Winger/Unsplash


Юридические нюансы осложняют предпринимателям жизнь: никто не хочет разбираться с договорами и лицензиями, вникать в законодательные тонкости. Однако пренебрежение всем этим может дорого стоить. О ключевых ошибках, которые совершают бизнесмены в бьюти-сфере, рассказала создательница международной сети премиум-студий красоты по наращиванию волос Dajmur Маргарита Андрианова.

Многие владельцы салонов красоты работают с клиентами и сотрудниками на основании устных договоренностей. Это рискованно, так как в случае споров доказать свою правоту будет практически невозможно.

Гарантии на бумаге

Подписывайте с клиентами договоры на оказание услуг, где четко обозначены все условия, включая гарантии и ответственность сторон. Если услуга несет незначительные риски по здоровью, можно оформить информированное согласие.

Документальная фиксация всех этапов обслуживания клиента поможет защитить от потребительского экстремизма, который сегодня встречается особенно часто.

Рекомендуется предпринять следующие шаги.

  • Ведите карту клиента с фиксацией всех оказанных услуг, фотографируйте результат работы и получайте от посетителей письменное подтверждение, что они довольны уровнем обслуживания.
  • Включите в договор пункты, регулирующие права и ответственности сторон.
  • В информированном согласии на услугу укажите все проводимые манипуляции и названия используемых препаратов.
  • Фиксируйте все жалобы клиентов. Это поможет повысить качество сервиса и выявить недобросовестных потребителей.

А с работниками важно заключать официальные трудовые договоры. Убедитесь, что в документах отражены все аспекты сотрудничества: график работы, оплата, обязанности. Пропишите все пункты детально и максимально прозрачно. Если это сложно сделать самостоятельно, обратитесь к опытным юристам, которые помогут правильно составить документ.

Разрешение на работу

Некоторые виды услуг в бьюти-сфере требуют обязательного лицензирования. Это касается, например, косметологических процедур, использования медицинских препаратов.

Работа без лицензии грозит:

  • штрафами (от 40 тыс. руб. для юридических лиц),
  • приостановкой деятельности,
  • репутационными потерями.

Все виды бьюти-услуг, которые классифицируются как медицинские, Минздрав собрал в отдельный перечень. К ним относятся, например, татуаж, лазерная эпиляция, инъекции ботулотоксином и другие.

Лицензия подтверждает, что салон красоты располагается в подходящем помещении, оборудование сертифицировано, а персонал имеет медицинское образование.

Для получения разрешения на оказание услуг нужно собрать пакет документов. В него входят:

  • подтверждение права собственности на помещение и его соответствие санитарным нормам,
  • дипломы о медицинском образовании работников.

Далее придется оплатить пошлину и подать заявление в Росздравнадзор лично или дистанционно (через портал Госуслуг). Если документы оформлены правильно, выдача бессрочной лицензии происходит в течение месяца.

Санитарные правила

Основные аспекты, на которые владельцу бьюти-студии необходимо обратить внимание:

  • регулярная дезинфекция инструментов и помещений;
  • соблюдение правил хранения материалов;
  • ведение журналов учета дезинфекционных мероприятий.

Стоит внимательно ознакомиться с нормами СанПиН и донести основные требования до сотрудников. Для этого:

  • разработайте внутренние инструкции и следите за их выполнением всеми мастерами;
  • при составлении документа воспользуйтесь опытом медицинских учреждений, получив консультацию руководителя клиники или пройдя специальное обучение;
  • закупите оборудование и препараты для дезинфекции инструментов, мебели и помещения.

Налоги и бухгалтерия

Ошибки в налоговом учете и сдаче отчетности могут привести к серьезным последствиям, включая блокировку счетов.

Что делать:

  • ведите строгий учет доходов и расходов;
  • воспользуйтесь услугами профессионального бухгалтера или автоматизированными системами для управления финансами;
  • не скрывайте доходы, чтобы избежать проверок и санкций.

Для управления финансами не обязательно нанимать штатного бухгалтера. Экономнее и практичнее будет отдать эту функцию на аутсорсинг.

Можно также внедрить автоматизированные системы. Для этого лучше пригласить специалиста, который настроит программы и обучит персонал работе с ними.

Интеллектуальная собственность

Ваш бренд, логотип, уникальные методики и обучающие материалы — это интеллектуальная собственность. Если не защитить ее юридически, конкуренты могут воспользоваться вашими наработками.

Как этого избежать?

  • Зарегистрируйте товарный знак. Для этого подайте заявку в Роспатент и дождитесь проведения экспертизы. На ее основании принимается решение об одобрении или отказе.
  • Заключайте договоры о неразглашении с сотрудниками и партнерами. Письменные обязательства помогут исключить ситуации, когда именно мастера становятся инициаторами заимствования вашего товарного знака.
  • Убедитесь, что права на разработанные материалы принадлежат вашему бизнесу.

Недовольные клиенты

Недовольные клиенты могут подать жалобу в контролирующие органы или даже в суд. Чтобы этого избежать:

  • оперативно реагируйте на жалобы. Проведите беседу с сотрудниками, как общаться с недовольными клиентами. Если посетители оставляют отрицательные отзывы в соцсетях, ведите диалог вежливо и попытайтесь выяснить, что именно стало причиной негативного отношения. Часто это не объективные вещи, а банальное несоответствие результата ожиданиям посетителя;
  • ведите диалог с клиентами, предлагая компенсации или решения проблемы. Это может быть бесплатное оказание услуги на выбор, скидки, бонусы, подарочные сертификаты. Убедитесь, что конфликт разрешен и у посетителя нет к вам претензий;
  • Храните документацию, подтверждающую качество предоставленных услуг. Если клиент выразит недовольство результатом спустя некоторое время, вы сможете предъявить доказательства своей правоты и не бояться суда, если конфликт выйдет на более высокий уровень.

Самое худшее, что можно сделать, — проигнорировать негативные заявления посетителя в адрес салона. Это ухудшит репутацию бьюти-студии и отрицательно скажется на продажах. Клиенты будут убеждены, что вы не реагируете на их просьбы, замечания, а значит, повышения качества услуг ожидать не приходится. В худшем случае суд может наложить штраф или вовсе закрыть салон.

Аренда помещения

Ошибки при заключении договора аренды могут дорого обойтись. Вот на что важно обратить внимание при подписании документов с владельцем помещения:

  • сроки аренды и условия продления;
  • возможность повышения арендной платы;
  • права на изменения в помещении.

Обязательно привлеките юриста для проверки договора перед его подписанием.

Критичные данные

Салоны красоты работают с большим количеством персональных данных: имя, контактные данные, история посещений, иногда даже медицинская информация. Неправильное их хранение или использование может привести к штрафам и потере доверия клиентов.

Чтобы избежать проблем:

  • храните данные в защищенных системах с ограниченным доступом. Это может быть сейф в кабинете руководителя. Для ведения документации лучше всего пригласить на работу администратора;
  • убедитесь, что ваши сотрудники понимают важность конфиденциальности и придерживаются ее. Проведите совещание на эту тему, объясните подчиненным, чем грозит невыполнение этого требования;
  • соблюдайте законодательство вашей страны о защите персональных данных;
  • информируйте клиентов о том, как вы используете информацию о них, и получайте их письменное согласие, если это требуется. Такой подход повышает доверие посетителей и улучшает репутацию салона.

Чтобы не допустить ошибок, за которые придется дорого платить, важно регулярно консультироваться с юристом, следить за изменениями в законодательстве, строить отношения с клиентами и сотрудниками на основе прозрачности и взаимного уважения.