Продать продукт, даже если его еще нет: 5 шагов, чтобы на старте понять, «выстрелит» ‎ли бизнес

Поделиться • 16 мая 2025

Продать продукт, даже если его еще нет: 5 шагов, чтобы на старте понять, «выстрелит» ‎ли бизнес

Продать продукт, даже если его еще нет: 5 шагов, чтобы на старте понять, «выстрелит» ‎ли бизнес

Антон Кириллов

Текст: Антон Кириллов, серийный предприниматель, сооснователь HRTech-сервиса «ОВорк» и fintech-сервиса Jump.Finance

Фото: Unsplash


Взять в долг у друзей и родителей, вложить свои деньги, делать продукт пару лет, чтобы понять, что это никому не нужно и остались только опыт и долги. Знакомый сценарий для многих предпринимателей, которые верят в свою идею и решают строить бизнес, но не знают, с чего начать. Объясняю, что делать, чтобы еще на старте убедиться: усилия не напрасны.

Взять в долг у друзей и родителей, вложить свои деньги, делать продукт пару лет, чтобы понять, что это никому не нужно и остались только опыт и долги. Знакомый сценарий для многих предпринимателей, которые верят в свою идею и решают строить бизнес, но не знают, с чего начать. Объясняю, что делать, чтобы еще на старте убедиться: усилия не напрасны.

За 13 лет я запустил около тридцати проектов. Четыре из них были прибыльными, два последних стабильно растут, а один стал миллиардной компанией. Бизнесы развивал без внешних инвестиций. Вот шесть основных шагов, которым я следовал.


Шаг 1


Определиться с продуктом и ЦА

На старте я всегда задаю два вопроса:

  • что именно я хочу продавать? Не стоит искать ноу-хау или уникальные идеи, которых нет на рынке. Достаточно просто решить, что вы хотите, например продавать дешевое мыло или делать премиальный ремонт;
  • кому и зачем нужно то, что я предлагаю? На этом этапе уже можно увидеть, есть ли совпадение продукта и аудитории. Вряд ли дешевое мыло нужно семье с доходом 300 тыс. руб., а премиальный ремонт будет пользоваться, мягко говоря, ограниченным спросом в поселке в Саратовской области.

Пару лет назад мы с командой поняли, что с услугами HRtech-сервиса, который специализируется на аутсорсинге персонала, нет смысла заходить к гигантам рынка, — для них наши услуги просто не актуальны. А совсем «малыши», которым нужны два-три человека в день, нам не принесут желаемого дохода. Поэтому сфокусировались на среднем сегменте рынка.


Шаг 2


Проанализировать объем и тренды рынка

Изготовление кастомных футляров для ручек Montblanc никогда не вырастет так, как продажа того же мыла.

Конечно, вопрос оценки рынка больше актуален для начинающих предпринимателей, которые на старте вряд ли будут размышлять о миллиардной прибыли. Тем не менее понимание, что идея нового бизнеса актуальна всего для 2 тыс. человек в России, может сэкономить пару лет работы, которая в конечном итоге принесет доход, сопоставимый с зарплатой обычного менеджера.

Через полгода после старта Jump.Taxi, сервиса выплат для таксопарков и водителей, который в дальнейшем стал Jump.Finance, мы точно знали, сколько таксопарков в России и как быстро мы обзвоним всех. Это, в свою очередь, помогло понять, насколько большой отдел продаж нам нужен.


Другой пример — из опыта «ОВорк»: недавно мы захотели выйти на рынок курьеров. На первый взгляд он казался большим и перспективным. Но при детальном анализе выяснилось, что большая часть этого рынка — нерезиденты и работа с ними так, как работает рынок сегодня, — нарушение российского законодательства. Это создает риски: штрафы, ужесточение регулирования. Рынок есть, но безопасная его часть крайне узкая. Как следствие, перспектива входа изменилась кардинально.


Шаг 3


Посмотреть на конкурентов

Конкуренты — в первую очередь источник знания о том, как не наделать глупых ошибок, на чем можно заработать и что нужно для этого делать. Вы можете полностью скопировать чужой бизнес, выстроить лучше продажи или маркетинг и забрать свою небольшую долю.

Запуская hr-сервисы, мы изучали игроков рынка в нашем сегменте, их было много. Но оказалось, что большинство из них — это индивидуальные предприниматели, которые просто находят исполнителей на «Авито», договариваются с ними по телефону и направляют на работу. Мы поняли, что сможем забрать долю за счет опыта в автоматизации и умения строить отдел продаж.


Компании с крупным оборотом, но слабыми продажами — потенциальные источники ваших клиентов. Я задаю вопросы представителям компании, спрашиваю, почему я должен выбрать их, а не другую компанию. Так каждая компания мне рассказывает о своих сильных сторонах и зачастую о слабых сторонах конкурентов.


Шаг 4


Продать идею

Распространенный миф о том, что бизнес начинается с продукта на руках, опровергается практикой: все начинается с его продажи. Именно получение денег от другого человека или компании — единственное доказательство, что ваша идея подтверждена рынком и официальный старт бизнеса.

К слову, если вы планируете развиваться в b2b-сегменте, этот закон будет работать не только в вашем бизнесе, но и в бизнесе клиента. Если вы можете объяснить клиенту, как он увеличит прибыль его бизнеса с помощью вас, то получите деньги. Для этого в некоторой степен, вы должны понимать бизнес заказчика лучше, чем он сам.


Будучи владельцем таксопарка, я каждый день тратил четыре часа на проведение выплат своим водителям за отработанную смену. Когда создали сервис автоматизации и решили его продавать, я взял этот опыт за основу для предложения, которое звучало так: «Ваш бухгалтер будет тратить на четыре часа в день меньше — это эквивалентно половине зарплаты бухгалтера». За сервис мы просили 10 тыс. руб. в месяц.

Особенность нового бизнеса в том, что вам даже не обязательно иметь продукт на руках, чтобы реализовать продажу. Ваша главная задача — получить деньги или их аналог: подписанный договор, оформленную заявку на предоставление услуги или поставку товара.

Я часто слышу вопрос: «А что, если сделают заказ, а у меня не будет товара на руках?» Самое худшее в этом сценарии — вы потеряете клиента, с которым в будущем сможете восстановить отношения. А вот закупить товар и понять, что он никому не нужен, — это фактические убытки, которые с нулевым доходом компенсировать крайне тяжело.


Шаг 5


Добиться повторяемости сделки

В первые месяцы работы нашего hr-сервиса в команде был один человек, готовый оказывать услуги вывода персонала под запрос клиента, и один клиент, которому нужна была эта услуга.

Со временем клиент начал отдавать нам все больше и больше заявок. Так через несколько месяцев мы вышли на чистую ежемесячную прибыль примерно в 500 тыс. руб. Эти деньги мы уже тратили на расширение команды — менеджеров продаж и новых кураторов проектов.


Можно настроить поток заявок через маркетинг, выбрать как источник заказов, например, маркетплейсы или фриланс-площадки. Повторяемость сделки обеспечивает предсказуемую прибыль, на которую вы сможете масштабировать бизнес.