Привлечь деньги без кредитов и инвесторов: как факторинг помогает МСП

Поделиться • 13 августа 2025

Привлечь деньги без кредитов и инвесторов: как факторинг помогает МСП

Привлечь деньги без кредитов и инвесторов: как факторинг помогает МСП

Артем Дуров

Текст: Артем Дуров, эксперт в области финансирования малого и среднего бизнеса, факторинга и финтеха, руководитель «Альт1 Финанс»

Фото: Unsplash


Из-за высокой ключевой ставки условия по кредитам для бизнеса остаются непростыми, поэтому факторинг превращается из нишевого продукта в инструмент, позволяющий бизнесу привлекать финансирование в кризисных условиях. Расскажу, как работает этот механизм и почему он актуален для малого и среднего бизнеса.

Из-за высокой ключевой ставки условия по кредитам для бизнеса остаются непростыми, поэтому факторинг превращается из нишевого продукта в инструмент, позволяющий бизнесу привлекать финансирование в кризисных условиях. Расскажу, как работает этот механизм и почему он актуален для малого и среднего бизнеса.

В I квартале 2025 года совокупный портфель факторинговых компаний вырос на 11%, объем профинансированных сделок — на 5%, а клиентская база пополнилась более чем на 2,5 тыс. компаний.

Как это работает

Предприниматели, которые получили отказ в крупных банках, могут попробовать воспользоваться факторингом, поскольку подходы к оценке рисковой составляющей при факторинговом финансировании отличаются от классического кредитования:

  • в факторинге важно, есть ли у клиента отсрочка платежа от покупателей и насколько надежны эти дебиторы. Именно финансовое состояние дебитора станет предметом оценки, а не сам клиент — это принципиальное отличие от оценки бизнеса при кредитовании.
  • факторинг чаще всего не предполагает дополнительного обеспечения от клиента, в большей степени анализирует контрактную базу и статистику платежей покупателей, при этом классические финансовые метрики часто анализируются верхнеуровнево.

После оценки и проверки документов стороны подписывают договор факторинга. К сделке подключается дебитор — он получает уведомление об уступке прав требований. Это необходимый юридический шаг, без которого финансирование зачастую невозможно.

Есть два вида факторинга:

  • факторинг с регрессом, когда при неплатеже со стороны дебитора фактор имеет право потребовать возврат средств от самого клиента (поставщика), таким образом ответственность за возврат финансирования солидарно ложится на компанию, которая уступила задолженность.
  • факторинг без регресса, когда поставщик не несет ответственности за неисполнение платежных обязательств дебитора, а факторинговая компания может предъявлять требования только к дебитору. Если дебитор становится неплатежеспособным, уклоняется от оплаты, в отношении появляются новые иски или финансовое состояние дебитора ухудшается, фактор может понести прямые финансовые потери. В подобных случаях компания вынуждена инициировать процедуры взыскания — как досудебные, так и взыскивать в судебном порядке. Это требует времени, ресурсов и не гарантирует возврат средств. Поэтому финансовое состояние дебитора — ключевой элемент в оценке риска факторинговой сделки.

Зачем это нужно

Востребованность факторинга часто напрямую зависит от длительности отсрочки платежа: чем больше «разрыв» между отгрузкой и оплатой, тем актуальнее этот инструмент. Там, где отсрочки короткие и не предполагается существенный рост объемов сбыта, чаще для пополнения оборотных средств используются другие финансовые инструменты, например, овердрафт.

В e-commerce факторинг применяется для финансирования расчетов с маркетплейсами, поскольку оплаты за проданный товар селлер получает с задержкой. А, например, в строительстве подрядчики работают с заказчиками на условиях длительных отсрочек платежа, предусмотренных контрактом. Поэтому часть компаниям нужны оборотные средства: не только на выполнение работы по контракту, но и на выплату зарплаты сотрудникам, уплаты налогов и прочие текущие расходы.

Есть и сценарии, при которых факторинг не работает.

  • Длительные просрочки платежа со стороны покупателей. Если они системные и не прогнозируемые, то получить одобрение от факторинговой компании будет сложно. Даже если фактор откроет регрессные лимиты на такой портфель, поставщику нужно быть готовым возвращать финансирование, когда просрочка превысит допустимые значения.
  • Низкая маржинальность бизнеса. Когда рентабельность операций минимальна, комиссия факторинга может полностью перекрыть или даже превысить потенциальную финансовую выгоду от ускорения оборота.
  • Отдельные виды госзакупок (например, по 44-ФЗ). Несмотря на техническую возможность применения факторинга, для этого требуются сложные схемы документооборота, что делает такие операции скорее исключением, чем стандартной практикой.

Польза для МСП

В факторинге лимиты финансирования открывают тоже не всем — в среднем, процент отказов составляет 30%.

Для малого и среднего бизнеса этот инструмент работает проще и быстрее. Суммы — меньше, сделки — стандартные, решения принимаются оперативно, иногда в течение одного дня. При этом носителем риска чаще всего выступает покупатель (дебитор), а не сам МСП.

К тому же, МСП традиционно сложнее получить доступ к банковским кредитам. В классическом кредитовании, если коэффициент отношения долга к EBITDA будет превышать пороговое значение — может последовать отказ. А если ранее бизнес прибегал к займам в МФО, это может трактоваться банками как индикатор возможного ухудшения финансового состояния, и получить банковский кредит впоследствии может стать еще тяжелее.

В факторинге вместо, а иногда вместе с традиционным подходом к финансовому анализу используются данные получаемые из ЭДО, через API-интеграции с маркетплейсами, логистические биржи и другие цифровые каналы. Это позволяет финтех-компаниям более гибко настраивать скоринговые модели.

Материал носит информационный характер и не является индивидуальной инвестиционной или финансовой рекомендацией.