Почему я открыл свое производство террасной доски — поставщики могут обмануть и не берут кастомные заказы

Поделиться • 11 марта 2025

Почему я открыл свое производство террасной доски — поставщики могут обмануть и не берут кастомные заказы

Почему я открыл свое производство террасной доски — поставщики могут обмануть и не берут кастомные заказы

Текст: Евгений Бендюкевич, совладелец завода по производству террасной доски и изделий из древесно-полимерного композита Woodgrand

Фото: Tania Melnyczuk/Unsplash


В отличие от перекупщика, у производственника нет перебоев в поставках, потому что нет посредников. Дилер же зависим и от сроков поставок, и от рыночных возможностей, но при этом он не несет ответственности за производственный процесс, не рискует своими активами. О преимуществах и недостатках каждого из этих видов коммерции рассказывает бывший дилер, а ныне совладелец завода по производству террасной доски и изделий из древесно-полимерного композита Woodgrand Евгений Бендюкевич.

Я оставил дилерство в 2018 году. Проработав в этом формате несколько лет, понял, что быть производителем выгоднее, чем перепродавать чужую продукцию. Больше маржа, никто не «выкручивает руки», ты сам себе хозяин.

У каждого своя причина, по которой стоит запускать свой завод. Мы с партнером Рамилем Садеевым, например, заметили в своей нише низкую конкуренцию и плохое качество продукции. Кроме того, у нас был капитал, опыт в продаже ДПК-продукции и огромное желание сделать свое производство.

А ключевым фактором, который повлиял на это решение, стала ситуация, когда производитель, с которым мы работали как дилеры, нас обманул и сделал наше сотрудничество невыгодным.

В 2024 году общий объем промышленного производства в России увеличился на 4,6%. Наиболее сильный рост показало производство:

  • готовых металлических изделий (на 35,3% к 2023 году);
  • транспортных средств и оборудования (на 29,6% к 2023 году);
  • компьютеров, электронных и оптических изделий (на 28,8% к 2023 году);
  • автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов (на 16,5% к 2023 году).

Про выгоду от своего производства

Преимущества производителя перед дилером:

1. Возможность влиять на процесс производства — а значит, и на качество. Компания с собственным производством может создать уникальное торговое предложение, которое будет влиять на узнаваемость бренда. У перекупщика такой возможности, разумеется, нет — что приобрел, то и продает.

Например, мы на производстве можем использовать разные материалы для разных видов изделий. В основном используем первичный полиэтилен низкого давления (ПНД) — из вторичного (переработанного) получаются продукты хуже качеством.

Декинг для проектов «под ключ» (веранды, заборы, ступени, фасады, дорожки, грядки) делаем из минерально-полимерного композита (МПК) и древесно-полимерного композита (ДПК). МПК более стойкий к погодным условиям, так как в составе природный минерал.

Кстати, контроль процесса помогает вовремя выявить брак и исправить его. У дилера такой возможности нет, а наличие дефектов очень влияет на репутацию продавца.

2. Возможность выполнить индивидуальный заказ. К примеру, стол по эскизу клиента или террасные доски из ДПК небесно-голубого цвета — благодаря новым технологиям это возможно (раньше цветовая гамма была ограниченная).

Например, на нашем производстве был большой заказ полнотелой доски в цвете «орех» на сумму больше 8 млн руб. Сложный в производстве цвет для получения одного тона.

3. Более высокая маржинальность. Нет лишних посредников — только те, у кого нужно закупать сырье, и с поставщиком можно договориться о рассрочке или постоплате, что очень удобно. Владелец завода ни от кого не зависит (кроме рынка) и сам устанавливает цену, а также может влиять на сокращение себестоимости товара. Дилер же целиком и полностью зависит от закупочной цены.

4. Более широкий ассортимент и количество товара. Владелец торговой точки также может расширять свой каталог, но в некоторых нишах это сложно сделать.

Например, если дело касается изделий из древесно-полимерного композита (это террасные доски, заборы, ступени, садовые дорожки), то на различных заводах оттенки, фактура и рисунок могут сильно отличаться. Если дилер закупит у одного завода заборные доски, а у другого террасные, то они будут отличаться и проект «под ключ» уже не сделать. Напротив, на фабрике с большей вероятностью отыщется все необходимое и в одном стиле.

5. Возможность регулировать объемы производства. А также подстраиваться под спрос, время года и особенности региона, вносить изменения в свои изделия, внедрять новые технологии — иными словами, адаптироваться к рынку.

Дилер может только выбирать из имеющихся предложений, а производитель создает эти предложения сам.

Предположим, в тренд вошел фисташковый оттенок, спрос на него вырос. Производитель быстро отреагирует на потребительские предпочтения и начнет выпускать фисташковые обои/краски/диваны/декинг — а перекупщик вынужден будет искать поставщика, у которого есть в наличии модный цвет.

6. Гарантии. Завод дает гарантии, дилер — нет, так как не может себе этого позволить.

7. Большие складские помещения. Проанализировав спрос предыдущего года, производитель может изготовить продукцию про запас и хранить ее на этих складах — тогда будущим клиентам не придется ждать свой заказ месяцами. Дилеры обычно не располагают большими хранилищами.

Про риски

А вот главные трудности, с которыми сталкивается бизнес при запуске производственных площадок:

1. Капиталоемкость. Даже для небольшой фабрики нужны огромные средства для старта. Специальное помещение, оборудование, коммуникации, вся необходимая документация и прочее — просто чтобы попробовать этот бизнес, потребуются десятки миллионов. И не факт, что дело выгорит.

В нашем случае стартовые вложения составили около 10 млн. руб.

Дилерство требует меньших первоначальных инвестиций, поскольку не нужно вкладывать средства в создание производственного предприятия, перекупщику достаточно арендовать нужное помещение для продажи товара.

2. Дефицит кадров. С рабочими специальностями дела и так обстоят напряженно, а для некоторых сфер нужных специалистов вообще не обучают ни в каких вузах и техникумах.

К примеру, производству ДПК и тому, как делать террасные доски и прочие изделия из этого материала, сотрудники учатся на рабочем месте с нуля. А вот дилер в большом количестве работников не нуждается.

В настоящее время есть сложности в поиске специалистов с опытом в экструзии (это новая технология получения изделий путем продавливания вязкого расплава материала или густой пасты через формующее отверстие). Учим с нуля. Также сезонно требуются разнорабочие, грузчики, сборщики. Мы платим таким специалистам от 50 тыс. руб. в месяц.

3. Мониторинг производства. Отслеживание производственных процессов — приоритетная задача, которая отнимает много времени и ресурсов. У дилера же есть возможность полностью сосредоточиться на продажах и маркетинге.