Поделиться • 24 апреля 2025
Как запустить онлайн-школу с нуля и не «скатиться» в бессмысленные инфокурсы
Как запустить онлайн-школу с нуля и не «скатиться» в бессмысленные инфокурсы


Текст: Максим Василевич, директор по маркетингу GetCourse
Фото: Unsplash
Несмотря на то, что сегодня по сравнению с «ковидными» годами темпы роста рынка образовательного контента замедляются, он продолжает оставаться одним из самых высококонкурентных, а значит, и требовательных к новым продуктам. Расскажу, как открыть востребованную онлайн-школу в 2025 году.
Несмотря на то, что сегодня по сравнению с «ковидными» годами темпы роста рынка образовательного контента замедляются, он продолжает оставаться одним из самых высококонкурентных, а значит, и требовательных к новым продуктам. Расскажу, как открыть востребованную онлайн-школу в 2025 году.
Вот главные факторы, которые отличают запуск образовательного проекта в онлайне от других видов бизнеса:
Запуск онлайн-школы, как правило, строится вокруг спикера, который обладает твердой экспертностью в тематике, выбранной для запуска. Даже если бренд школы строится «без лица», все равно нужен профессионал, отвечающий за наполнение учебной программы.
Если вы сами не обладаете нужными компетенциями, можете выступить в роли продюсера и найти подходящего человека. На этапе переговоров стоит заключить официальное соглашение между сторонами. Это поможет избежать спорных ситуаций и задокументировать зоны ответственности.
Чтобы работать легально, нужно сделать следующее:
1. Официально зарегистрировать деятельность. На территории России для запуска онлайн-школы вы можете открыть:
От формы регистрации зависит, какие требования будут предъявляться к бизнесу, а также какие возможности будут доступны при ведении деятельности.

Для онлайн-школы в качестве основного ОКВЭД можно выбрать 85.41 «Образование дополнительное детей и взрослых». В качестве дополнительных кодов можно взять любые другие из раздела «Образование».
2. Выбрать систему налогообложения. В России их существует 6:
Они отличаются количеством налогов, условиями, а также списком обязательных отчетов и взносов.
ЕСХН не подходит для работы онлайн-школы, как и ОСН, который требует уплаты сразу нескольких налогов и детализации нюансов каждого. Остальные системы, в зависимости от нюансов, используются как ИП и самозанятыми, так и юридическими лицами.
3. Составить договор оферты. Это поможет бизнесу дополнительно обезопасить себя в случае конфликта с покупателем, а последнему даст гарантию получения всех заявленных услуг и товаров.
Оферта по сути — контракт между вами и учениками, поэтому крайне важно подготовить ее с помощью квалифицированного юриста, а не брать шаблон договора в готовом виде.
4. Получить образовательную лицензию, которая доказывает, что школа «одобрена» государством и может официально вести образовательную деятельность. Сделать это можно через портал «Госуслуги».
В России любая преподавательская деятельность должна быть лицензирована.
Исключение составляют следующие случаи:
То есть далеко не для всех онлайн-школ она является обязательной, но может быть важным фактором для принятия решения о покупке.
Ученикам лицензия гарантирует легальность деятельности школы и получение документов, признающихся работодателями или другими учебными заведениями. Также за обучение в лицензированной школе можно получить налоговый вычет.
5. Составить политику конфиденциальности, где должны быть описаны все способы, с помощью которых школа собирает персональные данные клиентов, а также, как она ими распоряжается. Документ должен быть в публичном доступе, чтобы каждый мог ознакомится с условиями.
Это обязательный пункт, ведь при регистрации ученики обычно предоставляют телефон или другую личную информацию.
Школы, осуществляющие обработку персональных данных, должны также уведомить об этом Роскомнадзор и пройти регистрацию в реестре операторов.
Разобравшись с бюрократией, переходим к техническим вопросам. Вот что нужно сделать:
1. Определить, как законно принимать оплату от покупателей курсов. Условия для легального приема платежей зависят от формы регистрации деятельности и выбранного налогового режима. Они же влияют на то, потребуется ли школе расчетный счет и онлайн-касса для выбивания чеков.

Расчетный счет можно открыть в подходящем банке, обратившись в него напрямую.
2. Интегрировать автоматические инструменты. Среди них:
Технические ошибки могут значительно снизить продажи. Вот самые популярные из них, которые мы наблюдали на практике:
По нашим данным, около 60% оплат проходит по российским картам, 25% — через рассрочки, а 8,5% — по зарубежным картам. Отсутствие возможностей ввода зарубежных карт сокращает ваш доход до 10%. А еще 4% платежей проходят через BNPL-сервисы, и отсутствие этих опций также уменьшает вашу аудиторию.
По мере роста проекта, вам будет требоваться все больше инструментов — для кастомизации, маркетинга, аналитики и многого другого. Хорошо, когда все перечисленное можно найти в одном месте. Чем больше инструментов для онлайн-школы будет собрано «под капотом» одного сервиса, тем лучше. Вам не придется тратить усилия на интеграцию разных решений между собой.
Сегодня отличить хорошую школу от плохой довольно просто. Есть ряд критериев, на которые можно обратить внимание:
Частая ошибка новичков — создавать крупный готовый проект без предварительного тестирования спроса. Предприниматели увлекаются своей идеей и разрабатывают качественные программы, но после запуска выясняется, что продукт не востребован или не соответствует ожиданиям аудитории, и впоследствии не окупает себя.
Вот как можно протестировать гипотезу:
Многим кажется, что онлайн-школа — легкий способ заработка, однако это — бизнес, требующий времени и усилий. Если результаты не соответствуют ожиданиям, многие разочаровываются и бросают дело. Важно не опускать руки, продолжать тестировать гипотезы, искать свою аудиторию и подходящие предложения.
Вот основные маркетинговые инструменты: