Поделиться • 24 апреля 2025

Как запустить онлайн-школу с нуля и не «скатиться» в бессмысленные инфокурсы

Как запустить онлайн-школу с нуля и не «скатиться» в бессмысленные инфокурсы

Обложка
Максим Василевич

Текст: Максим Василевич, директор по маркетингу GetCourse

Фото: Unsplash


Несмотря на то, что сегодня по сравнению с «ковидными» годами темпы роста рынка образовательного контента замедляются, он продолжает оставаться одним из самых высококонкурентных, а значит, и требовательных к новым продуктам. Расскажу, как открыть востребованную онлайн-школу в 2025 году.

Несмотря на то, что сегодня по сравнению с «ковидными» годами темпы роста рынка образовательного контента замедляются, он продолжает оставаться одним из самых высококонкурентных, а значит, и требовательных к новым продуктам. Расскажу, как открыть востребованную онлайн-школу в 2025 году.

Вот главные факторы, которые отличают запуск образовательного проекта в онлайне от других видов бизнеса:

  • Минимальные вложения при старте. Для запуска онлайн-школы нужен только компьютер с веб-камерой и микрофоном для проведения эфиров или записи видеоуроков. Вам не нужно арендовать склады или помещения, тратить бюджет на закупку товаров и большую команду. Фактически, потребуется только стабильный доступ в интернет.
  • Широкая география и аудитория. Несмотря на популярность онлайн-образования, в рунете все еще существует огромный сегмент неохваченной аудитории. Согласно исследованию Tiburon Research, почти 40% респондентов из 1 тыс. опрошенных проходили дистанционное обучение в 2024 году. Оставшаяся часть — потенциальные клиенты бизнеса с очень широкой географией присутствия. Услуги можно предоставлять всем, кто имеет доступ в интернет и желание учиться.
  • Легкость масштабирования. Запуск продукта на аудиторию в 10, 100 или 1 тыс. человек потребует примерно одинаковых усилий. Потребуется больше кураторов и менеджеров, которые будут контактировать с учениками, если обучение проходит больше людей, то и коммуникаций с ними будет больше. Также больше специалистов понадобится для привлечения дополнительных инвестиций в трафик. В остальном масштабирование продукта не связано с ростом затрат.
  • Наличие эксперта — обязательное условие вхождения в рынок.

Запуск онлайн-школы, как правило, строится вокруг спикера, который обладает твердой экспертностью в тематике, выбранной для запуска. Даже если бренд школы строится «без лица», все равно нужен профессионал, отвечающий за наполнение учебной программы.

Если вы сами не обладаете нужными компетенциями, можете выступить в роли продюсера и найти подходящего человека. На этапе переговоров стоит заключить официальное соглашение между сторонами. Это поможет избежать спорных ситуаций и задокументировать зоны ответственности.

Необходимые документы

Чтобы работать легально, нужно сделать следующее:

1. Официально зарегистрировать деятельность. На территории России для запуска онлайн-школы вы можете открыть:

  • самозанятость;
  • ИП;
  • юридическое лицо (обычно ООО).

От формы регистрации зависит, какие требования будут предъявляться к бизнесу, а также какие возможности будут доступны при ведении деятельности.

Основные отличия по формам регистрации. Источник: GetCourse

Для онлайн-школы в качестве основного ОКВЭД можно выбрать 85.41 «Образование дополнительное детей и взрослых». В качестве дополнительных кодов можно взять любые другие из раздела «Образование».

2. Выбрать систему налогообложения. В России их существует 6:

  • общая система налогообложения (ОСН);
  • налог на профессиональный доход (НПД);
  • патентная система налогообложения (ПСН);
  • упрощенная система налогообложения (УСН);
  • автоматизированная упрощенная система налогообложения (АУСН);
  • единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН).

Они отличаются количеством налогов, условиями, а также списком обязательных отчетов и взносов.

ЕСХН не подходит для работы онлайн-школы, как и ОСН, который требует уплаты сразу нескольких налогов и детализации нюансов каждого. Остальные системы, в зависимости от нюансов, используются как ИП и самозанятыми, так и юридическими лицами.

3. Составить договор оферты. Это поможет бизнесу дополнительно обезопасить себя в случае конфликта с покупателем, а последнему даст гарантию получения всех заявленных услуг и товаров.

Оферта по сути — контракт между вами и учениками, поэтому крайне важно подготовить ее с помощью квалифицированного юриста, а не брать шаблон договора в готовом виде.

4. Получить образовательную лицензию, которая доказывает, что школа «одобрена» государством и может официально вести образовательную деятельность. Сделать это можно через портал «Госуслуги».

В России любая преподавательская деятельность должна быть лицензирована.

Исключение составляют следующие случаи:

  • онлайн-школа не выдает документы об образовании (дипломы, аттестаты и свидетельства государственного образца;
  • занятия носят просветительский характер (например, курсы по маркетингу, дизайну и т. д.);
  • школа специализируется на разовых мастер-классах, вебинарах и курсах без финальной сертификации государственного образца.

То есть далеко не для всех онлайн-школ она является обязательной, но может быть важным фактором для принятия решения о покупке.

Ученикам лицензия гарантирует легальность деятельности школы и получение документов, признающихся работодателями или другими учебными заведениями. Также за обучение в лицензированной школе можно получить налоговый вычет.

5. Составить политику конфиденциальности, где должны быть описаны все способы, с помощью которых школа собирает персональные данные клиентов, а также, как она ими распоряжается. Документ должен быть в публичном доступе, чтобы каждый мог ознакомится с условиями.

Это обязательный пункт, ведь при регистрации ученики обычно предоставляют телефон или другую личную информацию.

Школы, осуществляющие обработку персональных данных, должны также уведомить об этом Роскомнадзор и пройти регистрацию в реестре операторов.

Техническая сторона

Разобравшись с бюрократией, переходим к техническим вопросам. Вот что нужно сделать:

1. Определить, как законно принимать оплату от покупателей курсов. Условия для легального приема платежей зависят от формы регистрации деятельности и выбранного налогового режима. Они же влияют на то, потребуется ли школе расчетный счет и онлайн-касса для выбивания чеков.

Основные отличия по формам регистрации. Источник: GetCourse

Расчетный счет можно открыть в подходящем банке, обратившись в него напрямую.

2. Интегрировать автоматические инструменты. Среди них:

  • LMS (Learning Management System) — платформа для онлайн-обучения. Она помогает организовать весь цикл образовательного процесса: от разработки контента до проверки знаний учеников;
  • конструктор сайта, который нужен, чтобы «упаковать» веб-страницу, через которую будет продаваться продукт;
  • CRM для управления взаимоотношениями с клиентами;
  • рассыльщик, чтобы отправлять клиентам техническую информацию и доступы к курсы, а также строить воронки для продажи продукта по вашей клиентской базе.

Технические ошибки могут значительно снизить продажи. Вот самые популярные из них, которые мы наблюдали на практике:

  • неправильная воронка продаж — например, предприниматель провел вебинар, но не установил вовремя кнопку для покупки продукта или неправильно подключил продающий блок, это может резко уменьшить конверсию;
  • проблемы с рассылками новичок создал базу для рассылок и подготовил отличную стратегию, но не прогрел аудиторию. В результате сообщения попадают в спам или блокируются;
  • «тяжелый» сайт когда сайт загружается медленно, потенциальные клиенты могут уйти, не дождавшись, когда он откроется и не совершив покупку;
  • ограниченные способы оплаты (это скорее стратегическая ошибка). Необходимо предложить разнообразные методы, включая карты, рассрочки и BNPL-сервисы (Buy Now, Pay Later). Опыт показывает, что такие инструменты действительно важны, так как многие клиенты предпочитают рассрочку даже при возможности заплатить сразу.

По нашим данным, около 60% оплат проходит по российским картам, 25% — через рассрочки, а 8,5% — по зарубежным картам. Отсутствие возможностей ввода зарубежных карт сокращает ваш доход до 10%. А еще 4% платежей проходят через BNPL-сервисы, и отсутствие этих опций также уменьшает вашу аудиторию.

По мере роста проекта, вам будет требоваться все больше инструментов — для кастомизации, маркетинга, аналитики и многого другого. Хорошо, когда все перечисленное можно найти в одном месте. Чем больше инструментов для онлайн-школы будет собрано «под капотом» одного сервиса, тем лучше. Вам не придется тратить усилия на интеграцию разных решений между собой.

Репутация онлайн-школы

Сегодня отличить хорошую школу от плохой довольно просто. Есть ряд критериев, на которые можно обратить внимание:

  • прозрачная политика возвратов. Покупатель должен иметь возможность заглянуть в оферту и увидеть, какое качество продукта ему гарантируется поставщиком и как осуществляются возвраты. Все условия должны быть прописаны прозрачно и понятно;
  • процент возвратов. Как правило, такую информацию непросто найти в открытых источниках. Добросовестным школам, которые работает на нашей платформе, мы выдаем «Знак качества» — регалию, которая учитывает, в том числе, статистику по возвратам;
  • хорошо проработанная структура курса. Когда курс разделен на понятные модули и уроки, ученики смогут получать задания и практические материалы в соответствии с заявленным таймингом. Аудитория будет иметь доступ к обучающему контенту в необходимом объеме;
  • скорость ответа техподдержки. Если ответ специалистов занимает несколько дней, это может быть не очень хорошим знаком;
  • соответствие цены наполнению курса. Наполнение онлайн-курса и его стоимость должны соответствовать рыночным ценам. Курсы с большим количеством полезного контента могут стоить дороже, но должны предлагать покупателям гибкие и разнообразные условия оплаты: рассрочки, платежи по подписке, оплату частями. Маленькие курсы без богатого наполнения, как правило, стоят дешевле.

Тестовые продажи

Частая ошибка новичков — создавать крупный готовый проект без предварительного тестирования спроса. Предприниматели увлекаются своей идеей и разрабатывают качественные программы, но после запуска выясняется, что продукт не востребован или не соответствует ожиданиям аудитории, и впоследствии не окупает себя.

Вот как можно протестировать гипотезу:

  • провести первое занятие в формате онлайн-сессии, собрав обратную связь от аудитории и подготовив план обучения по запросам людей. Многие школы проводят первые занятия в прямом эфире, не записывая все уроки курса заранее;
  • разработать лендинг продукта или предложение с отложенным стартом обучения, а затем, убедившись в наличии спроса, можно доработать продукт и запустить его.

Многим кажется, что онлайн-школа — легкий способ заработка, однако это — бизнес, требующий времени и усилий. Если результаты не соответствуют ожиданиям, многие разочаровываются и бросают дело. Важно не опускать руки, продолжать тестировать гипотезы, искать свою аудиторию и подходящие предложения.

Продвижение продукта

Вот основные маркетинговые инструменты:

  • контекстная и таргетированная реклама. Онлайн-школа сегодня может пользоваться контекстной рекламой Яндекс или Google, таргетом VK, соцсетями с рекомендательными алгоритмами. Популярный формат — продвижение через короткие видео (Reels, Shorts, VK клипы);
  • личный блог компании, обеспечивающий школу притоком органического трафика. Можно использовать закупку рекламы в пабликах блогеров. Их ищут своими силами, либо через закупщика рекламы, специализирующегося на работе с блогерами;
  • сарафанное радио. В этой активности поможет механизм партнерских программ с получением комиссии за приведенных клиентов. Многие наши клиенты используют именно этот формат;