Поделиться • 10 июня 2025
От 20 вкладок к одной кнопке: как цифровизировать консервативную сферу земельного рынка и заработать на этом
От 20 вкладок к одной кнопке: как цифровизировать консервативную сферу земельного рынка и заработать на этом
Текст: Андрей Дорожный, СЕО сервиса «Земли.тех»
Фото: Unsplash
Мы были в шоке, когда пришли на рынок земли и выяснили, что большая часть сферы «живет» на бумаге и в WhatsApp. Все в сканах, ксерокопиях и презентациях на флешке. Расскажу, как мы боремся с этим, чтобы продвигать цифровой продукт для девелоперов.
Мы были в шоке, когда пришли на рынок земли и выяснили, что большая часть сферы «живет» на бумаге и в WhatsApp. Все в сканах, ксерокопиях и презентациях на флешке. Расскажу, как мы боремся с этим, чтобы продвигать цифровой продукт для девелоперов.
В 2008 году, обучаясь на первом курсе исторического факультета, я впервые поехал на археологическую практику. Мы раскапывали памятники каменного века — искали костяные орудия той эпохи, без которых люди не могли выжить. Потом я долгое время занимался анализом данных, работал в сфере медиа и консалтинга. В процессе работы над проектами я понял, что цифровые инструменты нужны сейчас не меньше, чем каменные орудия в древности.
В 2022 году мы начали работу над b2b-сервисом поиска и анализа земельных участков. Наша основная аудитория — девелоперы и земельные инвесторы. И первым, и вторым нужен постоянный поток «входящих» участков для анализа, проверки и оценки для последующего приобретения. Если потока участков не будет, то через несколько лет компании будет негде строить и бизнес рухнет.
Проанализировав рынок, мы увидели, что у федеральных девелоперов были наработки по цифровым инструментам, но сугубо внутренние и немасштабируемые. Работа по отбору участков делалась в большинстве случаев вручную.
Был показательный случай: мы сделали демоверсию продукта и обратились к региональному девелоперу с запросом на демонстрацию. Но помощник директора попросил распечатать карту города с участками, потому что у директора в кабинете нет монитора!
Общаясь с сотрудниками земельных банков (это подразделения внутри девелоперских компаний по работе с землей), мы поняли, что люди тратят огромное количество времени на анализ участков, «выуживая» информацию с разных сайтов. Из-за этого в месяц даже крупным отделам удается обработать не более 30 участков.
Вот цитата из интервью с одним из специалистов: «У меня постоянно открыто около двадцати вкладок, с которых я собираю информацию».
Вторая проблема, с которой мы столкнулись, — никто не хотел менять процессы, которые выстраивались годами, и уходить в цифру. Сотрудники и руководители отделов на встречах искренне боялись, что сейчас их заменят ИИ, и вставляли палки в колеса при принятии решения о покупке продукта.
На самом же деле цифровизация и автоматизация — это не про увольнение сотрудников, а про смену их задач. Суть продукта, который мы предлагали, в том чтобы цифровизировать процесс поиска, проверки и оценка участков:
Приведу пример. У девелопера из российского региона система поиска земли была построена так:
Число входящих участков составляло 10–30 в месяц. Проверить тем временем успевали пять-семь заявок.
Мы собираем предложения по всем участкам с торгов и вторичного и рынка, фильтруем и присылаем сотрудникам. В месяц число таких лотов может доходить до 100 в зависимости от задач. Далее сотрудник находит участок на карте и получает отчет о нем. Это занимает один-два часа в зависимости от ответа Росреестра. Далее участок выходит на инвесткомитет и принимается решение о покупке. Никто не уволен, но объем входящих лидов увеличился с 10–30 до 100 и «есть из чего выбирать».
Однако бывают случаи, когда клиент упорно хочет работать по старинке, тем более что в индустрии много возрастных сотрудников: «Я 35 лет в девелопменте, знаю каждый участок в своем городе, ну что вы мне можете предложить?» В таких ситуациях проще реально «отпустить» и двигаться дальше.
Еще одно препятствие в нашей индустрии — желание «волшебной кнопки». Клиент хочет нажать и получить готовое решение — подходящий участок. Мы же продаем инструмент, который помогает принимать это решение. Анализирует машина, но выбор все равно делает человек.
Существует также проблема «неуникальных» предложений. Есть некоторое количество лотов участков, которые «кочуют» от девелопера к девелоперу, но никто брать их не планирует. Каждый девелопер хочет «эксклюзив» и желательно по самой низкой цене — клиенты не понимают, как устроен рынок.
Вот что помогает нам работать с консервативной аудиторией и цифровизировать рынок.