От 20 вкладок к одной кнопке: как цифровизировать консервативную сферу земельного рынка и заработать на этом

Поделиться • 10 июня 2025

От 20 вкладок к одной кнопке: как цифровизировать консервативную сферу земельного рынка и заработать на этом

От 20 вкладок к одной кнопке: как цифровизировать консервативную сферу земельного рынка и заработать на этом

Обложка
Андрей Дорожный

Текст: Андрей Дорожный, СЕО сервиса «Земли.тех»

Фото: Unsplash


Мы были в шоке, когда пришли на рынок земли и выяснили, что большая часть сферы «живет» на бумаге и в WhatsApp. Все в сканах, ксерокопиях и презентациях на флешке. Расскажу, как мы боремся с этим, чтобы продвигать цифровой продукт для девелоперов.

Мы были в шоке, когда пришли на рынок земли и выяснили, что большая часть сферы «живет» на бумаге и в WhatsApp. Все в сканах, ксерокопиях и презентациях на флешке. Расскажу, как мы боремся с этим, чтобы продвигать цифровой продукт для девелоперов.

В 2008 году, обучаясь на первом курсе исторического факультета, я впервые поехал на археологическую практику. Мы раскапывали памятники каменного века — искали костяные орудия той эпохи, без которых люди не могли выжить. Потом я долгое время занимался анализом данных, работал в сфере медиа и консалтинга. В процессе работы над проектами я понял, что цифровые инструменты нужны сейчас не меньше, чем каменные орудия в древности.

В 2022 году мы начали работу над b2b-сервисом поиска и анализа земельных участков. Наша основная аудитория — девелоперы и земельные инвесторы. И первым, и вторым нужен постоянный поток «входящих» участков для анализа, проверки и оценки для последующего приобретения. Если потока участков не будет, то через несколько лет компании будет негде строить и бизнес рухнет.

Бумажный дом

Проанализировав рынок, мы увидели, что у федеральных девелоперов были наработки по цифровым инструментам, но сугубо внутренние и немасштабируемые. Работа по отбору участков делалась в большинстве случаев вручную.

Был показательный случай: мы сделали демоверсию продукта и обратились к региональному девелоперу с запросом на демонстрацию. Но помощник директора попросил распечатать карту города с участками, потому что у директора в кабинете нет монитора!

Общаясь с сотрудниками земельных банков (это подразделения внутри девелоперских компаний по работе с землей), мы поняли, что люди тратят огромное количество времени на анализ участков, «выуживая» информацию с разных сайтов. Из-за этого в месяц даже крупным отделам удается обработать не более 30 участков.

Вот цитата из интервью с одним из специалистов: «У меня постоянно открыто около двадцати вкладок, с которых я собираю информацию».

Перестроить неперестраиваемое

Вторая проблема, с которой мы столкнулись, — никто не хотел менять процессы, которые выстраивались годами, и уходить в цифру. Сотрудники и руководители отделов на встречах искренне боялись, что сейчас их заменят ИИ, и вставляли палки в колеса при принятии решения о покупке продукта.

На самом же деле цифровизация и автоматизация — это не про увольнение сотрудников, а про смену их задач. Суть продукта, который мы предлагали, в том чтобы цифровизировать процесс поиска, проверки и оценка участков:

  • сначала ищем предложения на рынке и агрегируем их;
  • после — собираем все в «в одном окне».

Приведу пример. У девелопера из российского региона система поиска земли была построена так:

  • риэлторы и брокеры закидывают предложения;
  • отдел развития занимается обработкой входящих заявок;
  • параллельно сотрудники мониторят торги и сайты с вторичным рынком.

Число входящих участков составляло 10–30 в месяц. Проверить тем временем успевали пять-семь заявок.

Мы собираем предложения по всем участкам с торгов и вторичного и рынка, фильтруем и присылаем сотрудникам. В месяц число таких лотов может доходить до 100 в зависимости от задач. Далее сотрудник находит участок на карте и получает отчет о нем. Это занимает один-два часа в зависимости от ответа Росреестра. Далее участок выходит на инвесткомитет и принимается решение о покупке. Никто не уволен, но объем входящих лидов увеличился с 10–30 до 100 и «есть из чего выбирать».

Однако бывают случаи, когда клиент упорно хочет работать по старинке, тем более что в индустрии много возрастных сотрудников: «Я 35 лет в девелопменте, знаю каждый участок в своем городе, ну что вы мне можете предложить?» В таких ситуациях проще реально «отпустить» и двигаться дальше.

Проблемы и решения

Еще одно препятствие в нашей индустрии — желание «волшебной кнопки». Клиент хочет нажать и получить готовое решение — подходящий участок. Мы же продаем инструмент, который помогает принимать это решение. Анализирует машина, но выбор все равно делает человек.

Существует также проблема «неуникальных» предложений. Есть некоторое количество лотов участков, которые «кочуют» от девелопера к девелоперу, но никто брать их не планирует. Каждый девелопер хочет «эксклюзив» и желательно по самой низкой цене — клиенты не понимают, как устроен рынок.

Вот что помогает нам работать с консервативной аудиторией и цифровизировать рынок.

  • Работа с «инноваторами». Наши первые клиенты — новаторы и ранние последователи внутри компаний и отделов развития. Эти люди гораздо более открыты и помогают нам постепенно внедрять продукт на рынок.Людей, которые понимают ценность технологий, ищем на конференциях и в телеграм-каналах по цифровизации.
  • Кейсы. Мы регулярно рассказываем о том, какие функции появляются на платформе, делаем обзор реальных участков. «Партизанский маркетинг» никто не отменял.Был такой случай. Мы вышли на девелопера из топ-10, он попросил нас показать преимущества системы и найти участки в одном из регионов России по параметрам. Мы за две недели нашли новые участки и стали их презентовать. «Мы прекрасно знаем те участки, которые вы показываете. Но мы искали их два года». Так выяснилось, что мы ускорили процесс поиска в 52 раза. Показывайте, а не рассказывайте. Цифры и результаты убедительнее любых питчингов.
  • Оптимизация на рынке. Сам рынок после отмены льготной ипотеки изменился. Эпоха «бесплатных» денег ушла, маржинальность падает, и теперь необходимо оптимизировать работу. Это сыграло нам на руку: как и в любом b2b, доказывать преимущества решения через оптимизацию процессов и измеримые выгоды в деньгах гораздо проще.