«Разгар апокалипсиса придется на лето». СЕО CloudPayments Дмитрий Спиридонов — о второй волне кризиса и способах выживания

Коронавирусный кризис оказался тестом на прочность для бизнеса. К счастью, в это непростое время предпринимательское сообщество вспомнило о таких понятиях, как взаимовыручка, доверие и умение брать ответственность на себя. А вот с поддержкой бизнеса по линии государства, увы, пока не сложилось, считает сооснователь и СЕО CloudPayments Дмитрий Спиридонов. Вот его размышления на этот счет.

«Одной рукой лечат, другой — калечат»

Главный актив любого бизнеса — люди. Если ты взял за них ответственность, то должен нести ее, независимо от рисков. Наемные сотрудники равняются на своего руководителя — и хотят быть уверены, что он создаст все условия для их эффективной работы и выполнит свои обязательства перед ними. Даже если случится форс-мажор, как сейчас, и доходы его бизнеса упадут.

К сожалению, наше государство, которое все мы содержим за счет своих налогов, не готово руководствоваться этой же логикой. Российский бизнес, который из-за форс-мажора уже несколько месяцев остро нуждается в помощи, до сих пор не дождался реальных мер поддержки, а те, что вводятся, неэффективны и, сопряжены с бюрократией и волокитой.

Сказать, что государство полностью отгораживается от проблем предпринимателей, будет неверным. Чиновники собирают от них обратную связь и вырабатывают новые меры по спасению бизнеса. Но иногда своими действиями государство даже умудряется вредить — формально помогая одним компаниям, оно «душит» другие. Например, Центробанк РФ в числе мер по повышению доступности онлайн-торговли постановил с 15 апреля по 30 сентября ограничить эквайринговую комиссию на уровне 1% при продаже продуктов, лекарств и других товаров первой необходимости. Получается, государство поддержало ретейлеров и аптеки, которые сейчас и без того переживают повышенный спрос (а многие, пользуясь случаем, еще и взвинтили цены на ровном месте). При этом бремя по транзакционным издержкам просто переложили на плечи компаний, которые оказывают услуги интернет-эквайринга. А значит, они станут меньше зарабатывать или, что более вероятно, уйдут в убыток.

Бизнес бизнесу — друг

Этот кризис запомнится нам ростом социальной ответственности и эмпатии. Конкуренты по бизнесу помогают друг другу: организовывают совместную доставку товаров, чтобы оптимизировать расходы, и временно нанимают сотрудников тех компаний, которым сейчас особенно тяжело. Кто-то скажет, что это только капля в море, но сейчас важно именно действовать, а не рассуждать. Время — деньги!

Пока мы увидели лишь первую волну кризиса, когда из-за массовой самоизоляции пострадал офлайновый бизнес. Несмотря на снятие части ограничений, расслабляться пока рано. Нас всех ждет вторая волна кризиса, когда у людей закончатся деньги, и спрос снизится еще сильнее. Иначе и быть не может — огромное количество людей уже потеряли работу или часть доходов.

Вероятнее всего, разгар апокалипсиса придется на лето, и разгребать его последствия мы будем до конца года. Поэтому даже тем, у кого сейчас обороты растут, стоит задуматься о формировании «подушки безопасности» и оптимизации расходов. Например, отказаться от части помещений и тех расходов, которые можно урезать безболезненно. Всё это делается только ради одного — нужно сохранить рабочие места.

Самое важное сейчас — держать нос по ветру и не унывать. Если вы потеряли свой бизнес или работу, то всё, хуже быть уже не может. А когда нечего терять, можно обнулиться и начать всё сначала. Мы со всем справимся. Пережили 98-й год — переживем и этот. Выстоим!