Спецпроекты • Партнерский материал • 4 сентября 2025

Текст: Анастасия Стаханова
Доля молодого поколения на рынке труда растет: на работу выходят представители поколения Z — люди, родившиеся с середины 1990-х до начала 2010-х годов. По оценкам Всемирного экономического форума, к 2025 году зумеры заняли около 27% мировой рабочей силы, а к 2035-му станут самой крупной поколенческой группой сотрудников. В России зумеры — основной кадровый резерв рынка труда. «Инк» вместе с «Галс-Девелопмент» разобрался, что может превратить старый добрый миллениальский оупенспейс в «офис мечты» для зумера.
Поколение Z предъявляет новые требования к работодателям. Среди главных запросов — высокая зарплата, карьерный рост, work-life balance и гибкий рабочий график. Не последнее место в этом списке занимает уютное офисное пространство. Исследование НИУ ВШЭ, проведенное в 2025 году, показало, что абсолютное большинство зумеров считают важным периодически работать из офиса: посещать его несколько раз в неделю хотят 52% опрошенных, еще 30% готовы приезжать в офис по необходимости, по 9% — строго за удаленку или строго за работу из офиса.
При этом поколение Z не хочет приходить в офис со стерильными серыми или белыми стенами, им нравится продуманная архитектура и современный дизайн, динамичное рабочее пространство, которое можно подстроить под себя. Зумеры предпочитают офисы, в которых есть и приватные зоны для встреч one-to-one или уединенной работы над проектом, и переговорки для коллективных зумов.
Предприниматели, планирующие развитие своего бизнеса на годы вперед, учитывают их предпочтения уже сегодня. В долгосрочной перспективе компании, сумевшие обеспечить поколению Z подходящую среду, смогут первыми захантить талантливых сотрудников.
Старый формат офиса — белые стены, ряды однотипных столов и мониторов — поколение Z воспринимает как депрессивное пространство, убивающее мотивацию. Безликий стол, по их мнению, — прямой путь к выгоранию, поэтому многие зумеры уже начали обустраивать рабочие места самостоятельно: клеить постеры, приносить из дома комнатные растения, свечи, подушки и пледы. Бизнес подхватил этот тренд и стал внедрять resimercial-дизайн — стиль, в котором офис обретает черты домашнего интерьера. В кампусах крупных корпораций давно появились зоны отдыха с пуфами и кофемашинами, где можно работать с ноутбуком.
В России компании тоже двигаются в этом направлении. Обустраивая офисы, они делают ставку на комфорт: лаунж-зоны, которые служат и местом отдыха, и пространством для неформальных встреч, современные, легкие интерьеры с природными мотивами, способствующие креативности.
Офис перестает быть стерильным и обезличенным — он становится «домашним» и душевным, а это особенно важно для поколения Z. И такие старания работодателей окупаются: по данным Workthere, 29% сотрудников считают тихую и неформально-уютную атмосферу ключевым фактором, который помогает сосредоточиться и повышает продуктивность.


«Гонка трудоголиков» прошлых десятилетий уходит в прошлое. Согласно данным исследований НИУ ВШЭ, для 88% зумеров одним из главных приоритетов стал work-life balance — при этом они ждут, что работодатель будет разделять этот подход. Один из главных признаков «офиса мечты» поколения Z — не только удобные рабочие места, но и зоны для дневного сна. В США, например, 20% молодых специалистов даже не будут рассматривать оффер, если в офисе нет места, где можно поспать час-другой.
Западные компании быстро подстроились под требования зумеров. В штаб-квартире Google в Цюрихе есть общественные пространства для отдыха и знаменитые капсулы для короткого сна, стилизованные под купе поездов дальнего следования: 15–20 минут отдыха — и мозг снова в тонусе. После этого сразу можно заглянуть на массаж — такое пространство в офисе тоже предусмотрено. «Комнаты релакса» сегодня есть в зданиях Uber, Zappos и других компаний Кремниевой долины. Банки вроде HSBC оборудуют «тихие комнаты» и даже медитационные зоны для снятия стресса.
Российские офисы не отстают от мировых трендов: девелоперы еще на этапе разработки концепций современных бизнес-центров предусматривают пространства, где сотрудники могут выдохнуть, восстановиться и вернуться к работе с новыми силами. Так, например, в БЦ Dubinin’Sky от «Галс-Девелопмент», который расположен в Павелецком деловом кластере, предусмотрены не только рабочие пространства для будущих компаний-арендаторов, но и общественные зоны с прогулочными бульварами, где можно отвлечься и переключить внимание с рабочих задач.
Зумеры, или как их иногда называют «цифровые аборигены», выросли в мире без границ и привыкли сами решать, когда и где работать. Офис для них — лишь одна из опций (наряду с домом, коворкингом или кафе). Более половины представителей поколения Z предпочитают гибридный график или готовы приезжать в офис только по необходимости. В офис они ходят во многом ради общения и социализации в комфортной атмосфере — так ответили более 75% участников исследования ВШЭ.
Главное требование зумеров: офис должен оставлять место для выбора. Сегодня — тихий уголок, чтобы подумать над сложной задачей в одиночестве, завтра — мозговой штурм в переговорной с командой, а послезавтра — созвон с партнерами за чашкой кофе на террасе. Однообразие демотивирует, вариативность вдохновляет. Так и появился тренд на activity-based office — офис, подстраивающийся под разные виды деятельности.
В нем есть все: открытые пространства для общения, закрытые мини-кабинеты для концентрации, коллаборационные хабы, капсулы сна, телефонные будки и коворкинг-зоны без закрепленных за каждым конкретным сотрудником мест.

Зумеры ценят открытость и живое общение, ради которого готовы приезжать в офис, но в отличие от миллениалов они гораздо больше нуждаются в уединении. Исследование McKinsey показало: классические опенспейсы на большие команды им не по душе. Если миллениалов вдохновляла энергия шумного коворкинга, то молодым сотрудникам порой нужна «своя капсула» — место, где можно надеть наушники и погрузиться в задачу без отвлекающих факторов.
В результате в офисы возвращается кабинетная система, но в новом формате. Это не закрепленные за конкретным сотрудником кабинеты, а шеринговые капсулы — небольшие комнаты или тихие боксы, которые может забронировать любой сотрудник. Главное для зумеров — иметь возможность спрятаться от шумного опенспейса и посторонних глаз.
Коммерческие объекты «Галс-Девелопмент» полностью отвечают этому тренду. Девелопер фокусируется именно на работе с крупными помещениями и строит здания так, чтобы корпоративные клиенты были обеспечены просторными и современными офисами, которые можно зонировать и превращать в уютные пространства для команды.
Для зумеров, выросших в эпоху соцсетей, пространство вокруг — это способ самовыражения, который можно транслировать на странице в соцсетях. Представители поколения Z привыкли делиться своей жизнью с аудиторией, поэтому визуальная эстетика для них важнее, чем для миллениалов. Рабочее пространство должно быть фоном для стильных кадров — это автоматически повышает требования к дизайну: в офисе должны быть креативные решения, яркие цвета, граффити и арт-объекты на стенах, неоновые вывески, стильная мебель.
Компании по всему миру учитывают этот запрос и создают офисы с «вау-эффектом». Пример — штаб-квартира Airbnb, где дизайн одновременно отражает ДНК бренда и нравится сотрудникам-зумерам. Каждая переговорная оформлена в стиле одной из квартир, которую можно забронировать через Airbnb: парижская мансарда, пляжный домик и многое другое.
Не только интерьер, но и экстерьер (архитектурный стиль, фасады, ландшафтный дизайн) играет важную роль. Например, фасадное остекление бизнес-центра Dubinin’Sky состоит из стеклянных эркеров, выполненных под углом и установленных в общую линию. Благодаря обилию стекла здание меняет свой облик в зависимости от времени суток и погоды: в солнечные дни фасады отражают небо и город, превращаясь в эффектный фон для фотографий. Эта «живая» архитектура делает Dubinin’Sky не только функциональным пространством для работы, но и точкой притяжения для тех, кто ценит визуальную эстетику и современные городские виды.


Если бэби-бумеры были готовы часами ехать из области в центр только ради престижного офиса, то зумеры помимо элитных квадратных метров хотят иметь всю необходимую инфраструктуру в шаговой доступности — кафе с вкусной едой, спортзал и магазины. Понимая стремление поколения Z стереть границы между «работой» и «обычной жизнью», дальновидные работодатели закрывают все эти потребности в рамках одного делового центра: организуют столовые и кофейни, игровые зоны, фитнес-залы (или договариваются об абонементах с ближайшими клубами), открывают медицинские кабинеты. Исследования показывают: зумеры ценят офисы-«города в миниатюре», где можно решить максимум повседневных задач, не покидая здания.
Так, например, в БЦ Dubinin’Sky от «Галс-Девелопмент» на двух этажах стилобата, соединяющего офисные башни, разместится торговая галерея с кафе, ресторанами, магазинами и столовой. Там же откроется фитнес-клуб с бассейном. Для автомобилистов предусмотрен трехуровневый подземный паркинг на 591 место, что особенно ценно в условиях дефицита парковочных мест в ЦАО. Сотрудники, которые передвигаются на самокатах и велосипедах, смогут оставить их на специальной парковке бизнес-центра.
Зумеры — осознанное поколение. Им комфортнее работать в компаниях, которые разделяют их ценности и придерживаются eco-friendly повестки. Бизнес должен организовывать раздельный сбор мусора, отказываться от одноразового пластика, покупать энергоэффективное оборудование. Экологическая повестка важна во всем.
Во-первых, это экостандарты строительства. Во-вторых, биофильный дизайн. Исследования показывают, что продуктивность сотрудников возрастает на 15%, если в поле зрения есть зелень и естественный свет.
Зумеры также ценят доступ к свежему воздуху и природе. В идеале их офис должен иметь террасу, внутренний дворик или расположенную поблизости парковую зону. Во многих странах новые бизнес-центры проектируют с зелеными крышами, садами и балконами для работы или неформальных встреч. В Москве такой подход реализован и в Dubinin’Sky: на крыше его стилобата появится озелененная терраса для работы на свежем воздухе, еще несколько террас разместятся на 3, 4, 5, 7 и 23 этажах. Само здание спроектировано с заботой об экологии — от выбора материалов до технологий строительства. Предусмотрена и система раздельного сбора отходов, обязательная для всех резидентов. Интересно, что на этапе работы над проектом для Dubinin’Sky создали собственного цифрового энергетического двойника. Он позволил смоделировать работу инженерных систем на год вперед, рассчитать энергоэффективность проекта в зависимости от реализации разных инновационных технических решений и в итоге выбрать «лучшую комплектацию», которая, с одной стороны, позволяет максимально снизить влияние на окружающую среду, а с другой — наиболее рентабельна.
Разумеется, строительство и содержание офисов нового формата обходится недешево. Но зумеры приносят в корпоративную культуру новую систему ценностей, а под их влиянием рынок труда будет меняться все быстрее. Компании, которые успеют адаптироваться, получат мотивированных, лояльных и продуктивных сотрудников.

Светлана Мазур
директор департамента аренды и продаж коммерческой недвижимости ГК «Галс-Девелопмент»
«Для поколения Z офис — не только рабочее место, но и важная часть их повседневной жизни. Современное офисное пространство должно позволять продуктивно работать, общаться с коллегами и морально восстанавливаться, если нужно. Именно поэтому в Dubinin’Sky мы предусмотрели сочетание продуманных рабочих зон с зелеными террасами, спортивной инфраструктурой, торговыми галереями, кафе и ресторанами. Такой подход позволяет компаниям создавать комфортную и вдохновляющую среду для сотрудников, а значит — привлекать и удерживать таланты. Мы убеждены, что в долгосрочной перспективе именно такие офисы станут точками притяжения для нового поколения специалистов.
При этом для нас важно не только функциональное наполнение, но и эстетика пространства и его экологическая составляющая — от энергоэффективных технологий до озелененных террас, формирующих здоровую и современную рабочую среду. Мы стремимся проектировать здания, которые отражают ценности сотрудников и помогают бизнесу идти в ногу со временем».
Мария Игнатова
директор по исследованиям hh.ru
«Исследование hh.ru действительно показывает, что комфортные условия труда являются важным фактором для всех поколений, включая представителей поколения Z (18–24 года). Анализ их ответов из проведенного hh.ru в августе 2025 года опроса позволяет выделить ключевые приоритеты в требованиях к офисному пространству, которые несколько отличаются от распространенных стереотипов.
Так, согласно нашему опросу и вопреки представлениям о любви к open space и неформальным зонам, зумеры наиболее эффективны в закрытых пространствах, где можно сконцентрироваться. Об этом нам заявили 41% молодых респондентов, а также хорошо им работается в собственном кабинете (40%). Стол в openspace занимает лишь третье место (30%), а лаунж-зоны (16%) и переговорные (14%) существенно менее предпочтительны для продуктивной работы. Это говорит о том, что возможность уединиться и работать без отвлекающих факторов критически важна для зумеров.
А когда речь заходит о самом понятии комфорта на рабочем месте, зумеры однозначно ставят во главу угла базовые гигиенические и функциональные аспекты:
• чистота и порядок в офисе важны для 72% опрошенных зумеров, и это самый важный фактор;
• современная техника (72%) — практически наравне с чистотой;
• удобная мебель (69%) и комфортная температура (67%);
• отсутствие лишних шумов важны еще для 51%, что еще раз подтверждает их потребность в тишине для концентрации.
Кстати, значительно менее критичными оказались наличие зоны отдыха (46%), кофемашины/перекусов (40%) или отсутствие сквозняков (2%).
При этом зумеры демонстрируют наименьшую лояльность к работодателям, не обеспечивающим комфорт. Так, каждый пятый опрошенный нами зумер (19%) готов сменить работодателя несмотря ни на что, если условия некомфортны — это самый высокий показатель среди всех возрастных групп.
Еще 62% зумеров уйдут, если на новом месте будут лучшие условия и более высокая зарплата. В сумме это 81%, для которых комфорт является весомым или решающим фактором смены работы. И лишь 1,7% заявили, что, «несмотря ни на что», не уйдут».
Реклама. ООО «Бюро Девелопмент», ИНН 9705117727, erid: 2VtzqwMtbqu