Спецпроекты • Социальная реклама • 27 сентября 2023
Текст: Виктория Скребцова
Фото: Getty Images
Большие надежды на ИИ возлагают не только государственные управленцы и корпорации, но и рядовые пользователи. 78% участников опроса российского исследовательского центра НАФИ (1,6 тыс. россиян старше 18 лет) ждут от ИИ исключительно пользы, а 73% уверены, что такие технологии необходимы для нормальной жизни. Чаще всего россияне сталкиваются с ИИ во время онлайн-покупок и финансовых операций, также активно используют умные системы рекомендаций, навигаторы, онлайн-переводчики и голосовых помощников с ИИ. При этом больше всего пользователи ждут внедрения технологий ИИ в сферах безопасности, здравоохранения, транспорта и освоения космоса.
За 2022 год российский рынок ИИ вырос на 17%. По некоторым оценкам, технологии ИИ в основные процессы уже внедрили до 95% компаний отечественного финансового сектора. А самую «модную» технологию последнего времени — генеративные нейросети — всего за год взяли в оборот и начали развивать не только классические ИТ-компании («Сбер», «Яндекс», Тинькофф Банк), но и бизнесы из смежных сфер — МТС, «Студия Артемия Лебедева» и другие.
Эксперты уверены, что в стране нет недостатка в инновационных идеях, но есть сложность с их внедрением. Это закономерно: период пилотной апробации для любого (особенно начинающего) технологического предпринимателя — это стресс и траты. При этом без тестирования никак: именно в результате пилота сырая технология становится экономически зрелым продуктом, готовым к продаже.
Чтобы технологии не только существовали в умах талантливых разработчиков, но и воплощались, принося реальную пользу экономике, по Национальной стратегии развития ИИ до 2030 года государство создало федеральный проект «Искусственный интеллект» (национальный проект «Цифровая экономика»).
Он всесторонне поддерживает проекты в области ИИ, а одна из инициатив направлена непосредственно на помощь с пилотированием. Так, стоимость внедрения — от 20 млн до 100 млн руб. — можно покрыть с помощью гранта от «Сколково». Вместе с организаторами программы Inc. рассказывает, что для этого нужно.
Первое внедрение — дело хлопотное и связано для заказчика с большими рисками: неизвестно, получится или нет, «сработает» ли технология или эффект будет слабым. Чтобы снизить риски бизнеса и одновременно стимулировать спрос на российские разработки, государство готово покрыть до половины расходов на пилот, объясняют представители нацпроекта «Цифровая экономика».
Механика программы простая: стартап, у которого есть технологичное решение, но нет ресурса опробовать его на большой аудитории или «в полях», может найти потенциального заказчика (частную компанию почти любого размера) и предложить ему пилотировать проект вместе. Стартап сможет полноценно протестировать свой продукт и провести первое промышленное внедрение, а бизнес первым получит доведенную до ума технологию за полцены, так как грант покрывает до 50% затрат на пилотирование.
«Государство понимает, что первое пилотное внедрение сопряжено с определенными рисками и в этот момент крайне важно оказать содействие данному процессу, чтобы разработка могла выйти на рынок и показать свою эффективность, а индустрия получила проверенное и качественное решение, готовое к дальнейшему тиражированию», — объясняет мотивацию программы старший вице-президент по инновациям Фонда «Сколково» Кирилл Каем.
Список ИИ-решений, на которые дают гранты, довольно большой. Например, технологии компьютерного зрения, обработка естественного языка, распознавание и синтез речи, интеллектуальные системы поддержки принятия решений. В приоритете решения для промышленности, агрокомплекса, строительства и ЖКХ, здравоохранения, транспорта и логистики. А также торговли, электроэнергетики, финансов, экологии, образования и городской среды.
Оценить возможности программы грантов можно по кейсам тех, кому программа «Сколково» и нацпроектов уже помогла. Вот некоторые из них.
Заказчик: NL Group.
Стартап: «Эддреалити».
Сумма гранта: 59 млн руб.
NL Group — крупная российская компания родом из Санкт-Петербурга, которая делает фэшн- и бьюти-проекты под ключ для ретейлеров из России. Среди ее продуктов — марки корейской косметики Kumiho и лаков для салонов красоты UNO. В поисках способов повысить спрос на товары компания познакомилась с резидентом «Сколково» — стартапом «Эддреалити». Его главное направление — разработка ПО для управления цифровыми рекламными экранами.
NL Group решилась на эксперимент: внедрить ИИ-систему, которая бы оценивала и стимулировала спрос на косметику и бытовую химию в физических магазинах крупного ретейлера-партнера. Сделать это можно было с помощью специальных умных экранов: они распознавали бы посетителей магазина, считывали их настроение и на его основе формировали кастомизированное рекламное предложение. За технологию распознавания отвечал «Эддреалити».
Однако для эксперимента требовалась внушительная сумма — 119 млн руб. «Эддреалити» и NL Group обратились за грантом в рамках нацпроекта «Цифровая экономика»: комиссия поверила в проект и пообещала возместить половину суммы — 59 млн руб.
Благодаря этому NL Group и «Эддреалити» установили в 400 магазинах по всей России 2,8 тыс. экранов с ИИ: система в реальном времени анализировала каждого посетителя по 19 признакам, включая, например, наличие или отсутствие улыбки. Чтобы повысить вероятность импульсной покупки, система показывала потенциальному покупателю наиболее подходящее ему на тот момент рекламное сообщение.
При этом технология также помогла магазинам определить наиболее эффективную рекламу и отказаться от той, что работала плохо. «До этого момента не существовало инструмента объективного и точного измерения состава аудитории, влияния на поведение покупателей и измерения реакции на предлагаемые товары в режиме реального времени, — делится впечатлениями заместитель финансового директора NL Group Дмитрий Войнов. — Теперь же предприятия могут использовать инновационный инструмент, который призван моментально и высокоточно прогнозировать спрос и стимулировать продажи в точках сбыта продукции».
Эксперимент много дал не только NL Group, но и самому стартапу. «Эддреалити» пополнил портфолио удачным проектом федерального масштаба. Теперь он намерен использовать свои технологии в области перфоманс-маркетинга в самых разных сферах: от продуктов питания и одежды до фармацевтики и электроники. А до 2026 года «Эддреалити» планирует реализовать более 50 тыс. лицензий на решение.
Заказчик: Центр морских исследований МГУ имени М. В. Ломоносова
Стартап: «Морские информационные технологии»
Сумма гранта: 100 млн руб.
Долгое время освоение новых акваторий было для бизнеса рулеткой. Недостаточно учитывать актуальную обстановку на шельфе, ведь погодные условия регулярно меняются, а глобальные изменения климата делают ситуацию еще более непредсказуемой.
Хозяйственное освоение акваторий — игра вдолгую, она требует тщательного прогнозирования. При этом человек не всегда может учитывать сотни корреляций, меняющихся в реальном времени. Все это серьезно осложняет жизнь бизнесу: добывающим, рыбопромысловым, логистическим и другим компаниям, чья деятельность напрямую связана с погодой в море.
Поэтому Центр морских исследований МГУ имени М. В. Ломоносова, который долгие годы занимается комплексными морскими исследованиями и разрабатывает технологии в этой сфере, решил обратиться к разработкам молодых специалистов. Центр сотрудничает с резидентом «Сколково» — ИТ-стартапом «Морские информационные технологии» («Моринтех»). Вместе они работают над цифровой платформой, которая поможет бизнесу принимать решения при хозяйственном освоении морских акваторий.
По сути, их общий продукт — это цифровая платформа, которая позволит не только строить оптимальные маршруты судов и прогнозировать гидрометеорологическую и ледовую обстановку на шельфе, но и эффективно планировать работы при организации экологических, гидрографических, инженерных изысканий и других производственных работ на шельфе. А еще — проводить спутниковый мониторинг и рассчитывать выбросы парниковых газов от судоходства, составлять графики логистических операций, заранее узнавать о потенциальных рисках при освоении.
Бюджет проекта составляет более 207 млн руб., из которых почти половина — 100 млн руб. — сумма гранта «Сколково» по нацпроекту «Цифровая экономика». Проект находится на завершающей стадии. Продукт «Моринтеха» с названием Sloyka уже внесен в единый реестр российского программного обеспечения. Но уже сейчас понятно, что пилот такого масштабного проекта откроет для стартапа большие перспективы: «Моринтех» планирует сотрудничать не только с ЦМИ МГУ и подобными организациями, но и с конечными клиентами — логистическими и добывающими компаниями. А все они, как правило, крупный бизнес с большими возможностями.
Вернуть до половины затрат на пилот не единственная выгодная опция в рамках нацпроекта «Цифровая экономика». Бизнес может разглядеть настоящие алмазы — стартаперов с уникальными и свежими решениями, — чтобы создать совместные проекты или даже интегрировать их в свою бизнес-структуру.
Ознакомиться с условиями поддержки можно на сайте. Там же опубликованы подробные условия поддержки пилотных проектов, конкурсная документация и методические рекомендации по подготовке отчетов.
Социальная реклама. АНО «Национальные приоритеты», ИНН 9704007633, erid: 25H8d7vbP8dKEmAdJLrWEt