Спецпроекты • Партнерский материал • 27 декабря 2023
Текст: Анастасия Котельникова
Как прошел процесс разделения «Алцея» со швейцарской компанией?
Это было не просто, но мы справились. Думаю, потому что процесс отделения, несмотря на свою комплексность, у нас был тщательно подготовлен.
У нас была четкая, понятная цель — сделать компанию «Алцея» самостоятельной и усилить экспертизу на российском рынке. С 2015 года компания развивалась в России под швейцарским брендом Acino. С этого года мы исчисляем свою историю и начали формировать портфель лекарственных препаратов и БАДов, а также биологически активных добавок, предназначенных для поддержки женского и мужского здоровья.
Что входит в портфель лекарственных препаратов?
Сейчас в нашем портфеле 21 ключевой бренд лекарственных препаратов в категориях женского здоровья, проктологии и урологии. Наиболее значимы и известны на российском рынке препараты «Индинол Форто», «Постеризан», «Ферретаб», «Эстровэл».
Наш портфель достаточно сильный и одновременно развивающийся, имеет большой запас прочности на ближайшие пять лет.
Что из швейцарских стандартов или практики остается в «Алцея»?
Наша новая компания — это преемник бизнеса Acino, она переняла все высокие стандарты. Стандарт качества, этические нормы, принципы партнерства.
Весь наш портфель продуктов и бизнес-процессы, которые были построены раньше, тоже сохранились без изменений. И, что важно, в «Алцея» работают те же люди, что и до разделения. Другими словами, все то, что делало нас успешной компанией, осталось.
Как удалось сохранить команду при таком серьезном изменении?
Это с самого начала было нашей важной задачей. Я могу сказать точно, что наша компания на протяжении всего пути развития была ориентирована на команду.
Мы стараемся давать своим сотрудникам уверенность, что они значимы, что они те самые люди, которые продвигают компанию. В «Алцея» есть понятие «мышление генерального директора». Оно означает, что каждый из сотрудников, неважно на каком уровне иерархии он находится, вносит серьезный вклад в развитие компании. И мы стараемся поддерживать это мышление, чтобы люди знали, что их усилия на работе видны и важны.
Одновременно мы стараемся сокращать бюрократию и вместо нее выстраиваем гибкую структуру, чтобы не терять человеческую энергию на избыточные процессы и быстрее принимать решения.
Мы продолжаем развивать многие процессы в компании, исходя из рыночных реалий конъюнктуры и бизнес-среды, в которой мы находимся. Также и нашим сотрудникам мы стараемся дать рабочие и эффективные инструменты.
Вы называете себя «компанией нового поколения». Какой смысл вы вкладываете в эту фразу?
Да, мы хотим видеть себя фармацевтической компанией нового поколения, но история покажет. Мы ориентируемся на современные стандарты развития бизнеса и развитие индустрии. И, как я уже сказал, стараемся постоянно адаптировать бизнес-процессы и инструменты под текущую ситуацию.
Например, мы постоянно работаем над нашим портфелем запатентованных препаратов и ищем дополнительные возможности по его расширению и пополнению новыми формами и форматами продуктов. И стараемся быть драйвером развития нашей категории препаратов, например, направленных на предотвращение предракового состояния матки и молочной железы. Мы уже себя зарекомендовали как эксперт и вносим вклад в развитие нашей категории.
Внутри компании мы фокусируемся на междисциплинарности и приглашаем экспертов из разных сфер. Это позволяет «Алцея» предлагать более качественные решения для бизнеса.
Ожидаются ли сбои в логических цепочках и дистрибуции после разделения?
Логистические цепочки, как и система дистрибуции, точно останутся без изменения.
В 2018 году мы провели глубокую трансформацию системы построения и анализа дистрибуции. Внедрили систему метрик на разных уровнях, от дистрибьюторов до конечных точек — аптек. Этот набор показателей мы отслеживаем ежедневно, чтобы понимать, с какой скоростью товары проходят по цепочке от производства до конечной реализации, чтобы обеспечивать доступность этих препаратов для пациентов.
Чтобы обрабатывать весь массив данных, которые мы получаем от наших партнеров и аптечных сетей, «Алцея» использует технологии Big Data. Думаю, анализ больших данных — это важный признак развивающейся компании нового поколения. Постоянный сбор и аналитика информации позволили за пять лет расширить нашу дистрибуцию и одновременно развивать e-commerce. Наши препараты на ежемесячной основе больше чем в 50 тыс. аптек и в онлайн-продаже.
Планируется ли разработка новых препаратов и как вы принимаете решение о разработке нового препарата?
Когда мы расширяем терапевтические направления наших препаратов, в первую очередь смотрим на возможности, которые предоставляет рынок. Все зависит от того, как будет выглядеть рыночная конъюнктура.
Органическая часть бизнеса на ближайшие несколько лет выглядит достаточно оптимистично для нас. За последние пять лет у нас было две серьезные сделки, которые обогатили портфель, за это же время мы в пять раз увеличили наш бизнес. Прогноз на следующие пять лет показывает, что мы можем продолжать расти двузначными темпами с текущим портфелем препаратов.
80% собственных лекарственных препаратов уже производятся в России. Планируется ли в дальнейшем продолжать локализовать производство?
Мы обязательно будем смотреть на возможность дальнейшей локализации. Но в то же время мы работаем по высоким стандартам, поэтому в любых новых проектах по локализации приоритетом для нас останется качество производства. И важным будет, чтобы это, конечно, было поддержано эффективными, интересными для нас коммерческими предложениями.
С какими международными компаниями «Алцея» сохранила или нарастила сотрудничество?
Сейчас у нас несколько производственных площадок, которые находятся за пределами России. На европейских площадках на контрактной основе производятся около 20% продуктов «Алцея». Мы сохранили договоренности и контракты с этими компаниями после разделения с Acino.
Никаких изменений для наших российских потребителей ждать не стоит. Мы уже прошли несколько потрясений, например в связи с ковидом. Мы решили все проблемы и работаем стабильно.
Компания планирует работать только на российском рынке или будет выходить на международный?
В первую очередь мы сфокусированы на бизнесе в России, это наш ключевой рынок.
Но мы готовы смотреть достаточно широко. Наш портфель препаратов также привлекает внимание партнеров из других стран. А раз есть интерес, то мы будем рассматривать новые возможности и перспективы и реализовывать их.
Расскажите о вашей работе с врачами, ведь «Алцея» поддерживает врачебное сообщество.
Да, сейчас мы плотно работаем с профессиональным сообществом и проводим около 1,6 тыс. мероприятий в год. Наша команда профессионалов представлена во всех городах-миллионниках. И мы продолжили поддерживать наше врачебное сообщество по нашим направлениям и после появления «Алцея».
Мы проводим обучение для врачей по нашим областям: вопросам гинекологии, дифференциальной диагностики, лечения и профилактики. Поскольку мы совершенствуемся в этих областях, то стараемся развивать и врачебное сообщество. Важны не только бизнес-результаты, нам важно быть значимыми и важными экспертами для наших коллег и партнеров-врачей.
Например, мы проводим «Дни здоровья» по широкому набору областей и образовательные вебинары для врачей. На них мы приглашаем экспертов, и события получают достаточно широкий охват.
В 2022 году у нас прошли мероприятия о раке молочной железы. В первую очередь мы стараемся быть полезными для врачей и пациентов в своей тематике женского здоровья, но «Дни здоровья» используем и для того, чтобы поговорить о важных проблемах за пределами нашей ключевой темы. Поэтому провели несколько событий по кардиологии, например встречу «Сердце женщины в центре Вселенной».
А зачем фармкомпании просветительская деятельность?
Я думаю, что фармкомпания не может быть успешной, если она будет ориентироваться только на бизнес-результаты. Успешная фармкомпания — это компания, которая живет своей миссией и, скажем так, работает над социальной повесткой. Это важно, потому что наполняет бизнес жизнью и энергией.
Фокусируясь на наших категориях женского и мужского здоровья, мы стараемся работать не только над лечением уже проявившегося заболевания или симптома, но и подходить превентивно. Для нас это означает действовать на опережение, повышать осведомленность о заболеваниях и методах профилактики. Мы думаем, что инструменты, которые компании-фармпроизводители могут разрабатывать дополнительно к своим препаратам, могут существенным образом улучшать качество жизни наших пациентов. Среди них ранняя диагностика, препараты для профилактики.
Раньше компания занималась благотворительностью. Планируется ли продолжать эти проекты?
В этом году мы будем второй раз делать совместный проект с фондом AD Vita (благотворительный фонд, который помогает детям и взрослым с онкологическими, гематологическими и иммунологическими заболеваниями. — Прим. ред.). В прошлом году мы с ними впервые сделали благотворительную акцию «Елка добра», и в этой инициативе с большим удовольствием участвовала наша команда. Сотрудники «Алцея» заполнили подарками для детей все пространство вокруг елки. Это то, что, наверное, должны делать все, у кого есть хоть какая-то возможность помогать детям, которые в этом нуждаются.
В этом году мы повторяем эту программу для детей с онкологическими заболеваниями. В середине декабря мы собрали новогодние подарки и передали их нашим партнерам из AD Vita. Важно, что этот проект в первую очередь держится больше на желании наших сотрудников помогать детям и такие инициативы исходят от людей в компании, а мы их поддерживаем.
На сайте «Алцея» указано, что компания заботится об экологии. Какие проекты вы поддерживаете?
В первую очередь наш подход к экологии начинается с того, что все производственные площадки, с которыми работает «Алцея», проходят аудит на соответствие нормам повышенной безопасности и охраны окружающей среды.
Помимо того, что связано с производством, у нас есть и много других инициатив по строению зеленого офиса. Например, мы перешли на экофрендли химию и полностью отказались от одноразовой посуды. У нас пропали обычные мусорки, стоят только контейнеры для различных видов перерабатываемых материалов. Мы внедряем раздельный сбор, и команда с удовольствием на это откликается. В итоге мы стали собирать не только то, что накапливается в офисе, но и мусор, который люди приносят из дома для переработки. Еще у нас есть внутренние соцсети, где сотрудники делятся идеями и экоинициативами.
Что изменилось для вас лично после раздела компаний?
Для меня лично это уникальная веха и возможность, которую я получил, пройдя этот путь вместе с командой. По сути, мы создаем новую страницу в истории компании. Да, компания базируется на наследии, но мы выстраиваем много нового. На самом деле очень волнительный и трепетный этап в моей карьере и жизни. Так что для меня персонально это уникальная возможность, которой я очень дорожу.
У меня за плечами опыт в различных компаниях, я работал в различных индустриях, и было много интересных проектов. Но, пожалуй, то, через что сейчас мне удается пройти вместе с командой, на самом деле что-то очень особенное. Уверен, что этот этап примерно так же отзывается в каждом сотруднике компании «Алцея».
Вы работали в Беларуси и странах Кавказа. В чем различие бизнес-культуры России и этих стран?
Да, я действительно работал в странах Белоруссии и Кавказа. Три года я провел в Баку и отвечал за развитие бизнеса.
В первую очередь хочу отметить, в чем рынки этих стран схожи. Это скорость, с которой меняется бизнес. В России и странах СНГ все очень динамично и у нас есть возможность наблюдать за динамикой и темпами развития. Поэтому требуется быть очень внимательным, чтобы замечать происходящие изменения, ловить направления и тренды, и тогда перед вами открываются возможности для развития и собственного, и вашего бизнеса
На наших рынках появляется много профессионалов, которые вбирают в себя опыт международных практик. Используя его как платформу, они обогащают его спецификой и динамикой, которая присуща рынкам России и стран СНГ. И это отличная, выигрышная комбинация. Это поколение профессионалов способно быстро адаптироваться к изменяющейся реальности и вести за собой команды к победе, лучше других выдерживая высокобалльный шторм.
Отличия же проявляются, скорее, в различных этапах формирования индустрии в наших странах. Какой-то рынок чуть быстрее развивается, какой-то чуть медленнее. Соответственно, и бизнес может находиться немного на разных этапах.
Тот этап, через который сейчас проходит «Алцея», должен стать фундаментом для последующего роста. Сейчас мы занимаем третье место среди компаний в нашей адресной категории, но в ближайшее время мы намерены стать лидером. И одновременно внести еще больший вклад в развитие медицинского сообщества в областях, в которых мы работаем.
Реклама. ООО «АЦИНО РУС», ИНН 7707747030, erid: 5jtCeReNwy7uBLMS3UB4Tew