СПЕЦПРОЕКТЫ 10 сентября
Конкурс «Цифровой прорыв»:
что это и как устроено
Конкурс
«Цифровой прорыв»:
что это и как устроено
Текст: Наталья Владимирова
Иллюстрации: Стас Васильев
Конкурс «Цифровой прорыв» — это масштабное соревнование для профессионалов IT-отрасли, один из лучших отраслевых конкурсов страны. Проходит он в формате серии хакатонов — эффективного инструмента для поиска IT-решений для бизнеса и хантинга сильнейших специалистов. Рассказываем, как устроен этот конкурс и как он помогает в поиске высококвалифицированных IT-кадров, решении технологических задач бизнеса и корпораций и создании мощного сообщества для развития новых точек IT-отрасли.
Кто и зачем делает «Цифровой прорыв»
Первый «Цифровой прорыв» прошел в 2019 году в 40 регионах России. Тогда по итогам конкурса было разработано более 170 проектов, а участие приняли более 66 тыс. человек. В этом году участниками конкурса уже разработано 390 проектов, а до финала конкурса остается ещё несколько месяцев.
— «Цифровой прорыв» решает три ключевые задачи, — рассказывает Сергей Плуготаренко, руководитель проекта. — Первая и главная — это поддержка молодых талантливых специалистов. Также мы даём участникам возможность поработать с крупнейшими организациями. И, конечно, проект способствует цифровизации бизнеса и госуправления на местах за счёт вовлечения кадров и создания новых нестандартных решений. Вызовы 2020 года ускорили цифровую трансформацию всех сфер жизни — потребность в специалистах, инновациях и открытом обмене знаниями, опытом и ресурсами стала лишь более очевидной. Поэтому конкурс «Цифровой прорыв» сейчас особенно актуален.
Организатором конкурса выступает АНО «Россия — страна возможностей», а оператором — Российская Ассоциация Электронных Коммуникаций (РАЭК).
В этом году реальные бизнес-кейсы представили партнёры — крупные игроки рынка: Ассоциация больших данных, Mail.ru Group, Газпромбанк, «Ростелеком», «Росатом», «Почта России» и глобальное технологическое сообщество Rutech.
Новинки-2020: цифровая платформа, онлайн-хакатон, школа трекеров и амбассадоры
Регистрация участников второго сезона конкурса «Цифровой прорыв» стартовала 17 марта. Организаторы оперативно среагировали на непредвиденные обстоятельства в виде пандемии COVID-19 и приняли решение перенести очные этапы на конец лета — осень, а летом запустить онлайн-IT-марафон, что дало возможность конкурсантам протестировать свои способности не выходя из дома. Желающих было много — всего на марафон зарегистрировалось более 24 тыс. человек.
— Вызовы 2020 года заставили нас включить на максимум наши digital-компетенции и переформатировать первый этап конкурса, — говорит Сергей Плуготаренко. — Два хакатона и чемпионат прошли полностью дистанционно. И мы уже видим, что такой формат может быть эффективным: участники марафона создали более 4,5 тыс. актуальных решений. Мы не только получили готовые к внедрению технологии, но и нашли специалистов, которые сейчас так необходимы цифровой экономике. Кроме того, нам удалось расширить географию проекта и вовлечь специалистов со всей страны с разным профессиональным опытом.
Марафон проходил на специально разработанной коммуникационной платформе конкурса: она позволяет участникам в режиме 24/7 общаться с экспертами и разработчиками кейсов, тренировать питчи, участвовать в образовательных программах, наращивая как компетенции команд, так и в целом уровень решений. Кроме того, платформа открыла «Цифровой прорыв» для широкой аудитории — в результате каждое мероприятие хакатона собрало более 130 тыс. уникальных просмотров. Совсем скоро на платформе должен появиться ассессмент-центр, где каждый участник сможет получить обратную связь о своих soft-скиллах. Ещё одно изменение коснулось формирования кейсов.
В этом году организаторы ушли от абстрактных проблем и сосредоточились исключительно на практических задачах и взяли в работу основные «боли» отрасли или региона.
Формат хакатона отлично для этого подходит — он позволяет максимально быстро протестировать гипотезы и выработать решения. Кроме того, в конкурс активно вовлечены партнёры, эксперты и трекеры, поэтому на выходе технологии уже готовы к тестированию или — после доработки — к запуску стартапа.
Самые яркие участники первого сезона, успешно показавшие себя организаторы и лидеры мнений сформировали сообщество амбассадоров конкурса, которое поддерживает новых участников и продвигает идеи «Цифрового прорыва». Также в экосистеме конкурса появилась собственная школа трекеров «Цифрового прорыва»: она помогает масштабировать конкурс и эффективно работать с командами. Сегодня «Цифровой прорыв» — не просто соревнование разработчиков, это сообщество, которое включает в себя участников, амбассадоров конкурса, экспертов и трекеров.
Этапы хакатона и призы
В июне прошёл подготовительный этап «Цифрового прорыва» — IT-марафон для команд и индивидуальных участников. В августе стартовал очный этап — в этом году он проходит в уникальном гибридном формате, совмещая онлайн и офлайн. В новом сезоне конкурс привязан не к городам, а к 8 региональным хабам — такое укрупнение даёт возможность привлечь больше команд и партнёров, а также создать региональные цифровые площадки, где бизнес взаимодействует с IT-специалистами. С августа по ноябрь хакатоны пройдут в Ростове-на-Дону, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Владивостоке, Москве, Пятигорске, Екатеринбурге и Санкт-Петербурге. Победители региональных полуфиналов попадут в финал. Суммарный призовой фонд проекта — 50 млн руб.
50 млн ₽
призовой
фонд
100 млн ₽
грантовый фонд
5472
решения представлено в рамках IT-чемпионата
310
решений разработано на хакатонах конкурса
Участники конкурса: кто они и откуда
Участвовать в конкурсе может любой совершеннолетний гражданин России (для участников 14—17 лет также организовали отдельную категорию). Это не только IT-специалисты (программисты, инженеры, аналитики, тестировщики, системные администраторы, архитекторы, дата-сайентисты), но и дизайнеры (от промышленного до гейм-дизайна) и управленцы (менеджеры, бизнес-аналитики, специалисты по маркетингу и юриспруденции). Участники собираются в команды (минимум — 3, максимум — 5 человек) самостоятельно либо находят компаньонов с помощью сайта «Цифрового прорыва». Как правило, хороший результат обычно показывают междисциплинарные команды, в идеале состоящие из трёх IT-специалистов, одного дизайнера и одного управленца.
Посмотреть количество участников конкурса из каждого региона можно на специальной интерактивной карте в режиме реального времени. В лидерах — ожидаемо Москва и Санкт-Петербург, а также Саратовская и Ростовская области.
Откуда берутся кейсы
В 2020 году основой для бизнес-кейсов стали актуальные задачи конкретного бизнеса. Основные направления — digital, big data & AI, цифровизация производства, цифровизация традиционных отраслей (экономики и бизнеса, социальной сферы, госуправления), ситуационные центры, кибербезопасность.образование, ресурсное управление и инфраструктура и связь. В топ технологий, которые использовались участниками конкурса, вошли Python, HTML CSS, CC++, Java Script, архитектура приложений и баз данных.
— В этом году РАЭК выступил оператором конкурса, и это позволило усилить экспертную составляющую проекта, — рассказывает Сергей Плуготаренко. — Мы тщательно подходим к разработке кейсовых заданий для участников — это всегда реальные проблемы бизнеса, государства и стартапов.
Важно, чтобы партнеры были готовы тестировать и внедрять решения, а участники предлагали им продукты соответствующего качества. Поэтому мы сопровождаем лучшие конкурсные проекты вплоть до реализации.
Истории успеха: подбор профессии по фото и нетворкинг на онлайн-вечеринках
«Цифровой прорыв» стал стартовой площадкой для многих успешных историй. Еще до официальной защиты в первом онлайн-хакатоне приложением команды Import this воспользовались 600 человек. Команда разработала для кейса от компании EORA систему распознавания лиц и подбора профессии по фотографии. Число пользователей приложения уверенно растёт, его целевая аудитория — школьники, студенты, работодатели, соискатели, а также те, кто просто хочет развлечься и понять, какая профессия ему подходит больше всего.
Ещё один отличный пример — команда DigitalCats, которая разработала по кейсу Газпромбанка сервис для продвижения внутренних идей сотрудников компании и ускорения корпоративных инноваций. Благодаря этому сервису каждый сотрудник может предложить свою идею, обсудить идеи коллег, получить обратную связь, а также отследить движение идеи внутри компании. Руководитель же с его помощью аккумулирует лучшие предложения и самых активных сотрудников. В данный момент Газпромбанк выбирает формат сотрудничества для доработки продукта и внедрения его в бизнес. Если пилот пройдёт успешно, продукт интегрируют в контур банка и масштабируют на все офисы.
«Цифровой прорыв» — удивительно масштабный проект, привлекающий внимание технологического сообщества, его нельзя не заметить,
— рассказывает Анна Шолина, сооснователь и руководитель глобального технологического сообщества Rutech, партнёра конкурса. — Мы предложили разбавить кейсы от корпораций кейсами от стартапов. Rutech присутствует в 43 регионах России, в 22 из них у нас есть свои отделения, и через них мы искали стартапы. Прежде всего отбирали компании с уникальной историей и технологиями. Присутствие фана в решении задачи также было важным внутренним критерием отбора. Всего мы приготовили 10 заданий — по одному для каждого направления хакатона. В их числе был и наш собственный кейс, который стал одним из «фановых» заданий, — нужно было найти решение для неформальных знакомств на конференциях. Мы хотели просто привлечь внимание технологического сообщества к нашей конференции, но получили не только это, но и две рабочих технологии для нетворкинга на вечеринках. Первая — динамический аватар участника, вторая — синхронные «субтитры» для онлайн-конференций. Команда предложила технологию речевой аналитики, благодаря которой человек, прежде чем зайти в видео-комнату, видит, о чём там говорят. Разработанные решения уже успешно прошли тестирование на одном из мероприятий. Есть и другие победители — они тоже сейчас прорабатывают с нами возможные интеграции и совместные проекты.
Ещё один партнёр «Цифрового прорыва» — Ассоциация больших данных, в состав которой входят крупнейшие телеком-операторы и банки. Один из них, Сбербанк, и предоставил кейс для онлайн-хакатона.
— Мы в АБД постоянно ищем новые технологии и изящные решения в области аналитики больших данных, — комментирует Анна Серебрянникова, президент Ассоциации. — У нас было много проектов для конкурса, но мы понимаем, что формат хакатона — это быстрые решения, так что выбрали кейс с нормализацией геопозиции и получили огромное удовольствие от того, как команды решали эту задачу. Победитель получил возможность пилотировать свою технологию в Сбербанке. Ещё две команды продолжат с нами сотрудничать. За короткое время хакатона сложно провести серьёзную работу, но команды показали, что могут достигать результатов очень быстро, а их подходы современны и применимы для сложных корпоративных систем, — это нас порадовало.
Кто оценивает участников
В жюри конкурса входят представители корпораций, партнёров-держателей кейсов и независимые эксперты отрасли. Их задача не просто оценить проекты, но и уделить отдельное внимание проверке кода и технологии.
— Когда участвуешь в новом проекте, не знаешь, чего ожидать, — комментирует Анна Серебрянникова. — Мы не были уверены, справятся ли команды с заданием, провели множество внутренних согласований, чтобы предоставить дата-сеты, на которых они практиковались. Волновались, когда оценивали результаты как жюри, — никого не хотелось обижать, все команды талантливые и представили хорошие решения. Думаю, для них общение с нашими менторами и экспертами было крайне актуальным, потому что профессиональный взгляд на работу с данными — это важно для молодых команд. Хакатон проходил в онлайн-формате, но так как мы из цифрового мира, для нас такой формат привычен и удобен. Мы уверены, что «Цифровой прорыв» состоится и в следующем году и мы продолжим это взаимовыгодное сотрудничество.
Что будет после «Цифрового Прорыва»
В этом году фокус направлен на внедрение найденных решений. Финалисты и победители конкурса смогут получить не только денежные призы, но и полное сопровождение проекта, трекинг его развития и поддержку со стороны компаний партнёров.
Партнёры же получат в своё распоряжение базу цифровых профилей — кратких резюме ведущих специалистов страны с возможностью просмотра ключевых компетенций и персональным рейтингом по итогам образовательных программ. Это поможет организациям закрывать свои кадровые потребности, а участникам — находить работу мечты. — В ближайшее время рынок труда оживёт, компании, поставившие на паузу кадровые вопросы в первой половине 2020 года, вновь начнут искать сотрудников, — заключает Сергей Плуготаренко. — Продолжит развиваться интернет вещей и всё, что связано с искусственным интеллектом, анализом больших данных. Останутся востребованными IT-продукты для удалённой работы сотрудников. Мы верим, что будет расти количество российских разработок, в том числе благодаря таким проектам, как «Цифровой прорыв».